Консультация для воспитателей
методическая разработка по физкультуре по теме
Консультация для воспитателей
«Организация и распределение подвижных игр и игровых упражнений
в течение года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_vospitat_-_org._i_raspr._pod_igr.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация и распределение подвижных игр и игровых упражнений
в течение года».
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического: умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологически особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста). Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без них).
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелым и активными.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их, затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.
Значительное внимание он уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задач совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их исполнению. Воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три — лови!»; «Раз—два—три—лови» и т.д.
Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.
Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.
Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, иллюстрируя его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Дети, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. В этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться.
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку
Движения детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не сюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между не сколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Указания к организации подвижной игры в первой младшей группе.
В первой младшей группе подвижные игры и упражнения рекомендуется проводить 2 раза в день — на утренней и вечерней прогулках. Длительность их зависит от того, есть ли в этот день занятия по физической культуре. В те дни когда они есть, подвижные игры и физические упражнения занимают не менее 6—8 мин. В остальные дни их продолжительность увеличивается примерно до 10 мин. Во время второй прогулки после сна на эту форму работы отводится не менее 5—10 мин. Наиболее целесообразно проводить подвижные игры и физические упражнения в любое время года на открытом воздухе. Однако при слишком неблагоприятной погоде они организуются в групповой комнате, зале.
Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре. Игры проводят как со всеми детьми, так и с небольшими группами.
Игры на прогулке можно организовывать в разное время. Если в игре будет участвовать вся группа, целесообразнее пролети ее в начале прогулки. Игры с небольшими группами детей и индивидуальные воспитатель организует в течение всей прогулки. При этом надо иметь в виду, что игра, затеянная воспитателей с одним ребенком или несколькими, очень часто переходит в общегрупповую, так как дети 3-го г. активно включаются в коллективную двигательную деятельность.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картину, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц).
Большое место в этой возрастной группе занимают игровые упражнения. В них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и др. Движения эти известны и доступны детям (ходьба, бег и пр.).
Указания к организации подвижной игры в второй младшей группе.
Подвижные игры и упражнения на прогулке проводятся дважды в день: утром и вечером. В утренние часы их количество и продолжительность в разные дни недели неодинаковы. В те дни, когда нет физкультурных занятий, подвижные игры в сочетании с упражнениями длятся 15—20 мин. В остальные дни продолжительность игр и упражнений сокращается до 6—10 мин. При этом, как правило, проводится одна игра. На второй прогулке игры и упражнения должны занимать от 5 до 10 мин.
При подборе и проведении игр и упражнений воспитателю следует учитывать характер занятий, предшествовавших прогулке. Наиболее организованно, с активным участием большого количества детей, эффективно в смысле усвоения содержания и правил проходят игры после таких занятий, как рассматривание картинок, повторение стихотворений, конструирование из строительного материала. В это время можно вводить новые игры, требующие от детей внимания, с более сложными двигательными заданиями. Так как дети не утомлены и могут выслушивать объяснения воспитателя, они активно и охотно включаются в двигательную деятельность.
После более сложных занятий, требующих от ребенка усиленного внимания, сосредоточенности, например по пересказу сказок или рассказов, развитию элементарных математических представлений и т. п., лучше не предлагать малышам новых игр, требующих усилий для усвоения правил, содержания. В этих случаях целесообразно повторение уже знакомого материала.
В дни музыкальных и физкультурных занятий подвижные игры проводятся чаще во второй половине утренней прогулки. Они должны быть более спокойными.
Для вечерней прогулки подходят любые подвижные игры. Хороши в послеобеденные часы хороводы, игры с музыкальным сопровождением, песнями, рифмованными текстами. Они организуют досуг детей, повышают эмоциональное состояние ребенка.
Сочетания игр с физическими упражнениями могут быть различными. Упражнения либо предшествуют игре (например, сначала игровое упражнение «С кочки на кочку», а потом игра «Найди свой домик», либо следуют за ней (например, сначала игра «Трамвай», затем после небольшой разминки ходьба на лыжах), либо включаются непосредственно в содержание игры (в игре «Поезд: малыши попадают в лес, где обегают деревья, ходят по бревну спрыгивают с пеньков, а затем уезжают домой).
Организуя игры и упражнения на прогулке, воспитатель учитывает возрастные возможности детей. Так, во второй младшей группе сюжеты подвижных игр в связи с расширение кругозора ребенка и его двигательного опыта становятся боле разнообразными. Основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности люде В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты), с различением основных цветов («Найди свой цвет», «Бегите к флажку!»), звуков («Угадай, кто кричит»).
Большинство подвижных игр имеет развернутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд», «Наседка и цыплят; и др.). Название игры, как правило, определяет игровое поведение детей.
Указания к организации подвижной игры в средней группе.
Ежедневно, 2 раза в день, в первую и во вторую половину дня с детьми организуются подвижные игры, которые проводят в сочетании с различными физическими упражнениями. В дни, когда нет физкультурных занятий, продолжительность игр — 20—25 мин, в остальные дни — 8—10 мин. В послеобеденное время продолжительность этой формы оздоровительной работы — не менее 8—12 мин.
Формы организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке могут быть самыми разнообразными. Они определяются временем дня, характером прошедших занятий и предстоящей деятельности детей, сезоном, а также конкретными условиями дошкольного учреждения. Игры и упражнения на открытом воздухе должны проводиться вне зависимости от погоды.
На прогулках в сочетании с упражнениями следует организовывать такие игры, в которых бы действия не дублировались. Например, дети вначале упражняются с мячом, а затем проводится игра «Птички и кошка». В сочетании со спортивными упражнениями — катанием на велосипеде, на санках, ходьбой на лыжах — могут выступать игры с использованием соответствующих умений и навыков, например «Правила уличного движения».
Воспитатель также организует игры и упражнения для всей группы. Это подвижные игры с правилами, построенные на выполнении действий одновременно всеми играющими («У медведя во бору», «Зайцы и волк» и т. п.), спортивные упражнения.
Для индивидуальных игр воспитателя с ребенком наиболее подходящие игровые упражнения и игры с игрушками («Подбрось — поймай», «Кольцеброс», «Кегли»). В этих играх педагог обращает внимание на качество выполнения движений, осуществляет индивидуальную тренировку детей.
Указания к организации подвижной игры в старшей группе.
Подвижные игры и физические упражнения воспитатель организует ежедневно утром и после дневного сна во время прогулок. Продолжительность игр и упражнений на утренних прогулках составляет 25—30 мин в те дни, когда нет физкультурных занятий, и 10—12 мин в остальные дни. На вечерне: прогулке упражнения и игры, организованные педагогом, продолжа ются 10—15 мин.
Содержание и организация подвижных игр и физических упражнений соотносятся со временем года, состоянием погоды, местом проведения, периодом прохождения определенного раздела программного материала. Необходимо также учитывать интересы и желания детей, их подготовленность. Важно, чтобы круглый год в любую погоду дети имели возможность поиграть и поупражняться на открытом воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои двигательные навыки в основных видах движений, подвижных и спортивны играх и спортивных упражнениях. Педагог привлекает их к подготовке условий для игр и упражнений. Тому, кто в этом недостаточно инициативен, воспитатель дает поручения, побуждающие ре бейка к проявлению активности, самостоятельности. Готовясь к прогулкам, воспитатель исходит из того, что подвижные игры и физические упражнения на них являются обязательными для каждого ребенка ежедневно.
Коллективные подвижные игры целесообразно проводить во второй половине дня.
Игры-забавы и различные аттракционы чаще всего организуются также во второй половине дня. С течением времени дети все шире привлекаются к организации игр.
Указания к организации подвижной игры в подготовительной группе.
В подготовительной к школе группе дети становятся более самостоятельными в организации подвижных игр и упражнений. Ребенку известно большое количество игр, их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием и упражняться в том или ином виде движений.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. Они организуются утром и вечером. На утренней прогулке длительность игр и упражнений составляет 12—15 мин, если в этот день планируется физкультурное занятие, и 30—40 мин в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отводится ежедневно 10—15 мин. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
В этой возрастной группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств.
Дети стараются действовать не только наиболее эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества.
Особое место среди них занимают игры - эстафеты. Такие игры требуют от каждого участника напряженного внимания.
В играх детей приучают, добиваясь высоких личных результатов, заботиться об общекомандном результате, проявлять такие качества, как товарищество, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
В подвижных играх для детей 6 лет занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения. Поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребенок сознательно руководствуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!