Здоровый ребёнок - здоровое общество
материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Иевлева Наталья Александровна

В статье рассказывается об использовании здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ievleva_n.a._-_statya_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК – ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО

Иевлева Н.А.

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

г. Белгорода

В связи с тем, что федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы, а программа регламентирует организацию образовательного процесса, основная роль  образовательных учреждений  - создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка, для укрепления его здоровья, для физической и психологической безопасности.

При  реализации Программы необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, а так же предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.  Педагогам необходимо строить  образовательный  процесс на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Проблема здоровья детей в любом обществе актуальна, своевременна и сложна, так как она определяет будущее страны и экономический потенциал общества. Только здоровый ребенок способен к раскрытию и реализации своих потенциальных возможностей и природных задатков.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последние годы значительно ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Причин снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста множество: неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшение здоровья матерей, дефицит двигательной активности детей, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, низкий уровень мотивации участников образовательного процесса к ведению здоровьеориентированной деятельности в образовательном учреждении.

Медицина сегодня не может справиться с проблемами ухудшения здоровья детей, поэтому так остро встаёт вопрос о профилактической работе в образовательном учреждении, о формировании у дошкольников с самого раннего возраста осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Выдающийся  советский педагог В.А. Сухомлинский говорил:  «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Одним из достоинств нашего образовательного учреждения является тесная взаимосвязь работников дошкольного и начального образования. Главной особенностью нашего комплекса, включающего в себя и детский сад, и начальную школу, является возможность осуществлять преемственность здоровьесберегающей деятельности детей с дошкольного до младшего школьного возраста включительно.

В поиске средств и методов повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности  мы обратились к технологии доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного.   Ведущая идея технологии В. Ф. Базарного - «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Характерной  особенности технологии В.Ф. Базарного являются:  подвижность детей во время занятий,  природосообразность используемых методик - образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей, четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психо-физиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.

Элементы этой технологии начинают применять педагоги детского сада, затем продолжают использовать учителя начальной школы.

Важной особенностью организации  воспитательно-образовательной деятельности по технологии В. Ф. Базарного, является расширение двигательной активности детей.

         Расширению двигательной активности детей в детском саду способствует проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это зрительные тренажеры, которые могут располагаться  на стенах и потолке. В нашем детском саду такие тренажеры расположены на передней стене учебной зоны в помещении игровых комнат. Тренажер включает в себя «восьмёрки», круги, схемы зрительных траекторий для глаз. На схеме тренажера с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперёд – назад, влево – вправо, по и против часовой стрелке, по «восьмёрке». Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание детей. Пробегая несколько раз  по разноцветным линиям тренажера, детский взгляд отдыхает.

Огромную пользу приносит применение методики зрительно – координационных  упражнений «четыре угла». В углах помещения педагог помещает привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. На счет «раз – два – три – четыре» дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных  точках, сочетая при этом  движения головой, глазами и туловищем.

После занятий с такими тренажёрами  у детей  наблюдается снижение психической утомляемости,  агрессии, избыточной нервной возбудимости .

Кроме того, в своей работе педагоги используют сенсорно-дидактические кресты, которые представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. В детском саду вместо сенсорных крестов педагоги используют сенсорные зонтики, привлекающие  внимание детей своей яркостью и красочностью.  При  реализации Программы необходимо учитывать принцип  комплексно-тематического  построения образовательного процесса,  поэтому на сенсорных зонтиках  размещается изучаемая информация, согласно комплексно-тематическому планированию.

Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения, целостного восприятия и познания педагогами используются экологические панно. Они располагаются на боковой стене групповых помещений. На панно может быть изображена уходящая в бесконечность и насыщенная природными и рукотворными символами местность. К нему прикрепляются карточки по теме недели согласно комплексно-тематическому планированию.

Лучший отдых для глаз – расслабление. Помогает глазам отдохнуть пальминг – разновидность гимнастики для глаз. Его можно выполнять в положении стоя, сидя. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого кладут их на глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Их держат на глазах 2-3 минуты. В это время может звучать тихая музыка, либо стихотворение, прочитанное воспитателем. Вариантов множество. Главное, что пальминг, помогает уменьшить умственное и физическое напряжение, отдохнуть глазам.

Кроме того следует отметить, что технология В. Ф. Базарного предполагает раздельное обучение мальчиков и девочек. Один класс – мальчики, один – девочки и один класс смешанный. При этом дети общаются на внеклассных мероприятиях и вместе играют на переменах.

Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в нашем образовательном учреждении обеспечит благополучное и гармоничное развитие детей.

Список литературы:

1. Базарный  В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М.: 1996 год.

2. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.:Просвещение, 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК...

Рекомендации для родителей "Здоровый ребёнок - здоровое общество"

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень остро.     Основная цель физкультурно-оздоровительной работы – это создание устойчивой мотивации ...

Мастер-класс «Здоровый педагог – здоровый родитель – здоровый ребёнок»

Педагог обязан развивать в своих воспитанниках привычку, стремление к здоровому образу жизни. И конечно, как и в других сферах воспитания личности, помощь родителей в данном вопросе очень важна....

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ Семинар - практикум для родителей на тему: «Здоровая стопа – здоровый ребёнок»

Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок рос здоровым и физически крепким. «Здоровье начинается со стопы».На первый взгляд, кажется, что не настолько значимо это выраж...

Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»

В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только медицинских учрежден...