Компилятивная программа по физической культуре "Весёлые старты"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Гридина Олеся Викторовна

Компилятивная программа по физической культуре "Весёлые старты". Разработчик: Гридина Олеся Викторовна. Программа прошла экспертизу, имеет 4 положительные рецензии и допущена к реализации в детских дошкольных учрездениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vesyolye_starty.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития детей №41 «Рябинушка»

ПРОГРАММА

«Весёлые старты»

Разработчик:

инструктор по

физической культуре

Гридина Олеся Викторовна

г. Сургут

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………….….3

Актуальность………………………………………...………….…………………………...……...6

Теоретическое обоснование ……………….…………………..……………………………..........8

Содержание работы………………………………………………………………….………....…11

Диагностика ……………………………………………….………………………….………..….15

Работа  с родителями  …………….……………………….………………………………………18

Работа с педагогами……………………………………………………………………………….19

Библиография….. ……………………………………………..…………………………………...20

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 «Рябинушка» работает по программе Л.А. Венгера «Развитие». Настоящая программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. А вот работа по физическому воспитанию вынесена за пределы занятий и проводится путем организации самостоятельной деятельности детей. Это даёт возможность использования на занятиях по физической культуре дополнительной программы по физическому воспитанию, которая базировалась бы на основных принципах программы «Развитие», а не шла бы в разрез с ними.

Венгер Л.А. считал способности ориентировочными действиями, которые образуются и проявляются тогда, когда ребенок использует существующие в культуре средства. В дошкольном детстве эти средства носят образный характер и представляют собой эталоны, схемы, модели, символы.

Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

Именно поэтому программа «Развитие» уделяет большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника «здесь и теперь» и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.

Приобретенные знания и умения помогут ребёнку легко занять себя, позволят обогатить и творчески реализовать свои замыслы; ребенок научится вступать в общение со сверстниками, контролировать свои непосредственные желания, подчиняясь игровым правилам.

Исходя из этого, при проведении с детьми всех форм по физическому воспитанию, очень важно добиваться того, чтобы занятия физической культурой, подвижные игры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения на прогулке приносили детям радость, чтобы у них появилось желание самостоятельно организовывать различные игры, выполнять движения лучше, красивее. С этой целью необходимо шире включать в занятия и досуг детей игры-эстафеты.

Ведь по определению отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина - игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В.Г. Барабаш (1999), О.И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина; Е.А. Тимофеева (1966), Н.В. Полтавцева (1997), Е.А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984) - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Да и сами дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, запрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., соревновательный характер. В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале.

Программа «Весёлые старты» разработана как дополнение к программе Л.А. Венгера «Развитие», по которой работает детский сад, рассчитана на детей 5-7 лет.

Данная программа в своей основе не меняет образовательных стандартов, направлена на гармоничное развитие ребёнка через приобщение к играм соревновательного характера с учётом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития.

Программа предполагает использование игр-эстафет в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников и заботиться о своём здоровье.

Помимо физкультурных занятий, в программу включена серия познавательных занятий, на которых дети знакомятся со строением своего организма, формируют представление о здоровом образе жизни и приобретают первоначальные навыки по ОБЖ. Познавательные занятия представлены в разнообразной форме – беседы, опыты, игры, КВН.

Основной целью программы является укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей детского организма.

Задачи программы:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
  3. формирование устойчивого интереса к играм-эстафетам, спортивным упражнениям, желания использовать их в повседневной двигательной деятельности;
  4. обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;
  5. содействие развитию двигательных способностей;
  6. воспитание положительных морально-волевых качеств, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
  7. формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни, первоначальных навыков ОБЖ.

Программа «Весёлые старты» построена на ряде принципов:

  1. Принцип развивающего обучения: при обучении необходимо учитывать зону «ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков.
  2. Принцип воспитывающего обучения: в процессе обучения обязательно должны решаться воспитательные задачи.
  3. Принцип сознательности: он предполагает понимание ребёнком того движения, которое он производит.
  4. Принцип систематичности: чередование нагрузок и отдыха.
  5. Принцип наглядности: создание с помощью различных органов чувств представления о движении.
  6. Принцип доступности: обучение детей с учётом возрастных, половых и индивидуальных различий, уровня физической подготовленности.
  7. Принцип индивидуализации: он обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов. Дифференцирование заданий, физической нагрузки, а так же приёмов педагогического воздействия.
  8. Принцип оздоровительной направленности: требует средствами физических упражнений укреплять здоровье детей – включать элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием.

Основной формой реализации программы являются занятия, которые проводятся 2 раза в неделю:

-в старшей группе (5-6 лет) -25 минут,

-в подготовительной группе (6-7 лет)-30 минут.

Непременным условием для реализации программы является организация и проведение спортивных праздников, развлечений, досугов, использование игр-эстафет на прогулках, познавательные беседы с детьми, работа с педагогами и родителями. К программе разработаны перспективные планы, конспекты занятий, занимательные беседы, схемы игровых действий, сценарии спортивных праздников и развлечений, картотека игр-эстафет, картотека психогимнастики и психотехнических игр, консультации для педагогов и родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод»

В.А. Сухомлинский

Здоровье человека - бесценный дар природы, который дается ему в подарок к первому дню рождения.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Современные учёные и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских, наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% . Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в четыре года ребенок имел 1-2 отклонения, то к шести годам число отклонений увеличивается до 4-5.

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения сейчас находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

Однако, как быть, если сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными) негативно сказываются как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

А ведь формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение  игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Лучший путь формирования и совершенствования  двигательных умений, развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.  Этому требованию  отвечают игры-эстафеты.

В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, содержится 3, 5 и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании. Одновременно при проведении игры-эстафеты решается ряд задач - закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, быстроты, координации движений.

Игры-эстафеты носят коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

В играх-эстафетах свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, игры-эстафеты вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Говоря о влиянии игр-эстафет на умственное развитие, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры-эстафеты создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игры –эстафеты создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игр, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Таким образом,  игры-эстафеты  являются действенным средством  разностороннего развития ребёнка в современных условиях.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в нашем веке она становится первостепенной.

Современные учёные и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей (Е.Н. Вавилова, 1981; Н.А. Ноткина, 1980; Ю.К. Чернышенко, 1999), свидетельствует, что около 40% старших дошкольников имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. По данным М. Руновой (2000), двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60 % естественной потребности детей в движениях. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса.

В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей.

И, по мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Хотя использование эстафет наиболее характерно для физического воспитания школьников, в настоящее время игры-эстафеты заняли своё место и в работе с воспитанниками детских садов. В тоже время, как показал обзор литературных источников, не всегда в физическом воспитании дошкольников эстафеты приветствовались. Так, в книге «Подвижные игры дошкольника» (1936г.) сотрудники Центрального научно-исследовательского института физической культуры М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова описали свои наблюдения за проведением эстафет. Они отразили тот факт, что у детей отмечалось двойственное состояние: часто часть детей волновалась, нервничая в ожидании передачи, бурно реагировала на неудачные действия товарищей. Поэтому, по словам М.М. Конторович, Н.А. Метлова, Л.И. Михайловой, игры-эстафеты, хотя и включают момент коллективного соревнования, должны быть исключены из дошкольного репертуара.

Но по этому вопросу существуют и другие мнения. Так, А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева в учебнике «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (1972 г.) писали о том, что с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться несложные игры-эстафеты. Авторы обращали внимание на то, что эти игры содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными особенностями.

Э.Я. Степаненкова в книге «Методика физического воспитания» пишет: «Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В исследованиях  Л.Коровиной показано их положительное влияние как на совершенствование двигательных навыков, так и на развитие чувства ответственности и долга перед своим коллективом. В таких играх ребёнок мобилизируется, направляя усилия на достижение лучших результатов». Так же Э.Я. Степаненкова отмечает, какую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего ребёнка являются как бы продолжением действий предыдущего. В этом случае неудача одного ребёнка компенсируется ещё большим усердием других.

Из всего вышесказанного видно, что действительно много исследований проведено по развитию физических качеств в играх, в частности, в играх-эстафетах. Существуют различные разработки, методики по развитию физических качеств в играх. Но они несколько устарели, потому что уровень развития двигательных способностей на современном этапе другой. Также нет и общего сборника, где были бы разработаны игры-эстафеты по возрастным группам. Поэтому существует проблема, которая и заключается в нехватке новых, усовершенствованных сборников по играм-эстафетам, где собраны игры-эстафеты по возрастным группам.

Важную роль играет организация и методика проведения игр-эстафет. Также важно значение соревнования для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств. Этапы обучения и роль соревнования в формировании двигательных навыков рассматривает в своих исследованиях Л.М.Коровина. Она предлагает определенную последовательность упражнений и игр с элементами соревнования при обучении детей бегу, метанию, различным упражнениям с мячом. Раскрывает этапы, условия и приемы формирования творческого отношения детей к двигательной деятельности. Творчество рассматривается как фактор формирования целенаправленности, ответственности, критичности мысли, настойчивости в преодолении трудностей, фантазии, наблюдательности, увлеченности и т.п.

Работая на протяжении трёх последних лет в данном направлении, можно отметить положительную динамику развития физических качеств детей – достаточный уровень физической подготовленности имеют 72% детей и 28% детей имеют высокий уровень физической подготовленности.

Таким образом, при правильном планировании и организации, игры-эстафеты помогут  достичь основных целей физического воспитания:

1. Оздоровительной - решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.

2. Воспитательной - органически взаимосвязаны с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.

3. Образовательной - обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В целях изменения существующей практики по обучению старших дошкольников играм-эстафетам, достижения у детей запаса прочности здоровья, развития двигательных способностей, улучшения физической подготовленности и была разработана программа «Весёлые старты».

Приступая к разработке программы, было учтено, что формирование новых двигательных систем, которые зависят от ситуации деятельности, более всего характерно для детей 5-7 лет (В.К. Бальсевич, 1971; Е.Н. Вавилова, 1981; Э.С. Вильчковский, 1983; В.П. Губа, 1997; В.А. Гулейкин, 1986; Ю.Ф. Змановский, 1989; В.И. Лях, 1990).

Качественные преобразования моторной сферы детей в старшем дошкольном возрасте происходят на основе совершенствования чувств и движений, развития двигательных способностей. Детям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно, чтобы ребенок самостоятельно находил решения, проявлял инициативу, творчество, чувствовал себя свободным.  Как показало изучение практики физического воспитания в ДОУ, элементарных подвижных игр для решения этих задач явно недостаточно. Высокий интерес к играм, содержащим сложнокоординированные двигательные действия, обусловлен биологически и связан с качественными изменениями развития организма ребенка.

Не менее важны как социальный, так и интеллектуальный аспекты этих игр. П.Ф. Лесгафт отмечал, что ребенок всегда является зеркалом среды, в играх он усваивает все: привычки и обычаи своей среды, воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц. В формировании личности средствами физической культуры основополагающим принципом является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов, тесная взаимосвязь духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер. Поэтому структурно-функциональная модель программы «Весёлые старты» строилась на идее всестороннего развития личности в единстве мышления, сознания и деятельности. В теоретическом плане программа опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития (Б.П. Ананьев, 1968; А.Г. Асмолов, 1990; В.В. Давыдов, 1986), на идее системного подхода в воспитании. Ее методологической основой является исходный принцип отечественной педагогики и психологии, утверждающий игру ведущей деятельностью дошкольника (А.В. Запорожец, 1986; А.Н. Леонтьев, 1959; Д.Б. Эльконин, 1989; Л.С. Выготский, 1984).

Структурно-функциональную модель программы «Весёлые старты» можно представить в виде схемы.

При составлении структурно-функциональной модели обучения детей играм-эстафетам были учтены:

  1. право каждого ребёнка на полноценное физическое развитие;
  2. разные уровни развития детей;
  3. исходные данные физического состояния каждого ребёнка.

Работа начинается с диагностики (оценкой реального уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности) и заканчивается диагностикой (оценкой достигнутых результатов). Далее работа планируется на основе объективной информации об основных параметрах физического состояния.

В структурно-функциональную модель обучения включены следующие блоки:

1. Блок «Теоретические знания». В этом блоке определены темы и содержание бесед с детьми. Обеспечивается интеллектуальное развитие детей, направленное на  формирование у них комплекса знаний о своём организме, так как дети старшего дошкольного возраста без особых усилий усваивают знания о строении тела человека, его основных функциях. Так же определено и раскрытие понятия «здоровый образ жизни». Кроме этого в доступной и увлекательной форме преподносятся первоначальные навыки ОБЖ.

2. Блок «Тактическая подготовка» определяет основные направления обучения, включает перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе обучения. Объём и содержание знаний, которые дети должны усвоить, соответствуют возрастным особенностям их мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.

3. Блок «Нравственно-волевая подготовка» определяет направление работы по воспитанию морально-волевых и нравственных качеств, таких как: выдержка, настойчивость, целеустремлённость, дружелюбие, сопереживание.

4. Блок «Умственное развитие» В процессе оптимизации двигательной активности детей следует создать такие ситуации, в которых активизируется умственная деятельность детей. Развитие таких психических процессов, как память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в сложившейся ситуации. Это работа со схемами, чтение карточек-схем, их составление, ориентирование в пространстве по схемам и знакам.

Необходимо учить детей принимать активное участие в составлении и написании схем.

5. Блок «Психическое здоровье». Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Предлагаемая ниже форма работы включает в себя: психогимнастику, психотехнические игры, аутотренинги.

Психогимнастика направлена на снятие напряжения, утомляемости, вспыльчивости, замкнутости, развитие внимания, памяти, регулировании эмоциональных состояний, на отражение отдельных черт личности, коррекцию отрицательных личностных особенностей. Основной акцент в ней сделан на обучение детей элементам техники выразительных движений и приобретении навыков в саморасслаблении.

Психотехнические игры способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка, ослаблению напряжённости, направлены на расширение внутреннего самопознания, умение строить свои отношения со сверстниками, взаимодействовать в команде.

Аутотренинги учат детей управлять своим настроением, регулировать его, настраивать себя на достижение максимального проявления физических и психических возможностей, осуществлять контроль поведения, развивать себя как личность.

Прогнозируя критерии успешности программы, учтены так же и факторы риска, к которым относятся:

- проблемы с эмоциональным благополучием детей в ситуации неуспеха, которые  могут возникать в играх с элементами соревнования;

- высокие психические нагрузки, связанные с усвоением сложнокоординированных действий в игровых ситуациях;

- определение оптимальности физических нагрузок, так как гиперкинезия может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы.

Именно для того, что бы свести факторы риска к минимуму, в программу и включён блок о психическом здоровье детей, помогающий избежать возможных негативных последствий.  

Система индивидуально-дифференцированного подхода включает учёт особенностей физической подготовленности детей: количественные и качественные показатели овладения техникой основных движений, уровень двигательных способностей. В связи с этим определены условия  индивидуально–дифференцированного подхода, который обеспечивается:

  1. Использованием инвентаря различного размера и веса;
  2. Увеличением или уменьшением расстояния от старта до финиша;
  3. Дозировкой физической нагрузки при подборе игр-эстафет и их количеством;
  4. Вариативностью эстафет с учётом половых признаков;
  5. Подбором индивидуальных занятий по развитию тех или иных качеств.

Выбор способов, приёмов и средств обучения с учётом состояния здоровья детей, уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности каждого ребёнка, исключение «факторов риска» позволяют достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей, создания их благоприятного эмоционального состояния.

Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровления.

Каким же будет ребёнок при правильно организованном  обучении? При достижении тех целей и задач, которые ставит программа?

Модель выпускника

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Диагностика уровня физической подготовленности производится на основе методики М.А Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду» М., Мозаика-Синтез., 2004г.

Диагностические тесты.

1.Тесты для определения скоростных качеств.

  1. Бег на 10 м с хода.

Отмечается линия старта и линия финиша. За линией финиша, на расстоянии 6-7 м. ставится ориентир для того, чтобы ребёнок не делал резкой остановки. По команде «на старт» ребёнок подходит к черте и занимает удобную позу. По сигналу начинает разбег. В момент пересечения линии старта инструктор включает секундомер и выключает, когда ребёнок пересекает линию финиша. Предполагается две попытки с отдыхом между ними 5 мин. Фиксируется лучший результат.

2. Тесты для определения скоростно-силовых качеств.

  1. Прыжок в длину с места.

На полу (или спортивном мате) нанесена разметка через каждые 10 см.  Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный мах руками, и прыгает на максимальное расстояние. Прыжок производится только на мягкое покрытие. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней» ноги. Предполагается две попытки. Фиксируется лучший результат.

  1. Бросок набивного мяча (1 кг ) способом двумя руками из-за головы стоя.

Ребёнок встаёт у контрольной линии, берёт мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, а другая сзади. При броске ступни ребёнка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.

3. Тесты для определения ловкости и координационных способностей.

  1. Челночный бег 3 раза по 10 м.

Ребёнок встаёт у контрольной линии, по звуковому сигналу (в это время инструктор включает секундомер) трёхкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой расположены 2 кубика. Ребёнок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

  1. Отбивание мяча от пола.

Ребёнок стоит в и.п. (ноги на ширине плеч, корпус наклонён вперёд) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз. Руки можно чередовать. При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

  1. Прыжки через скакалку.

Ребёнок принимает и.п. (ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка). Затем ребёнок прыгает через скакалку, инструктор считает количество прыжков. Необходимо правильно подобрать скакалку – ребёнок встаёт на середину скакалки и натягивает её, концы должны доставать  до подмышек. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

4. Тест для определения подвижности опорно-двигательного аппарата и эластичности мышц и связок.

  1. Гибкость.

Ребёнок садится на пол с разметкой, ступни ног находятся на нулевом уровне. Задание: наклонится вперёд, не сгибая колени. По разметке фиксируется уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотянулся до нулевой отметки – результат фиксируется со знаком минус (- 3 см.). Во время теста можно использовать игровой момент «Достань игрушку».

5. Тест для определения выносливости.

  1. Бег на выносливость 300 м.

Тест проводится группой 5-7 человек. Дети подходят к линии старта и по звуковому сигналу начинают движение. Дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа движения. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок.

6. Тесты для определения силы и силовой выносливости.

  1. Подъём туловища из положения лёжа на спине.

Ребёнок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди или за головой. Воспитатель придерживает ноги ребёнка, сидя рядом с ним. По сигналу ребёнок поднимается , не сгибая колен, садится и вновь ложится. Инструктор считает количество подъёмов.

  1. Подтягивание из виса.

Для теста необходим турник, закрепленный на высоте 80 см. от пола. Ребёнок повисает на турнике, осуществляя хват от себя, ноги вытянуты (желательно использовать упор для ног). По сигналу начинает подтягиваться, касаясь подбородком турника. Инструктор считает количество подтягиваний.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Возраст.

группа

Бег

10м.

Прыжок

с места

Отбив.

мяча о

пол

Бросок

наб.

 мяча

Гиб-

кость

Подъём

тулови-

ща

Прыжки

через

скакал.

Подтяги-вание

из виса

Челноч

ный бег

Старшая

группа

М

2,7 -3.0с.

85 - 115см

11-16

раз

1,75-

3,0м

4 -9

см

11-17

раз

3-10

раз

-

11,2-12,5

Д

2,8 -3,4с.

 80- 110см

10 -15

раз

1,70-

2,80м

4-10

см

10-15

раз

4-12

раз

-

11,4-12,8

Подгот.

группа

М

2,1 -2,3с.

95 - 130см

20-35

раз

2,20-

3,50м

5-11

см

12-25

раз

6-14

раз

9 – 15

раз

10,6-11,8

Д

2,3 -2,6с.

90 - 125см

20-30

раз

1,90-

3,30м

6-12

см

11-20

раз

10-20

раз

7 – 13

раз

10,8-12,0

Уровни физической подготовленности

Мальчики

Возрастная группа

Уровни

Бег на 10м

Прыж. в длину с места

Отбивание мяча

Гибкость

Челночный бег

Прыжки через скакалку

Бросок наб.мяча

Подъем туловища

Подтягивание из виса

Старш. группа

Низк.

>3,0

<85

<11

<3

>12,5

<3

<1,75

<11

-

Сред.

2,7-3,0

85-115

11-16

3-8

11,2-12,5

3-8

1,75-3,0

11-17

-

Выс.

<2,7

>115

>16

>8

<11,2

>8

>3,0

>17

-

Подгот.

группа

Низк.

>2,5

<95

<20

<5

>11,8

<6

<2,2

<12

<9

Сред.

2,1-2,5

95-130

20-30

5-10

10,6-11,8

6-14

2,2-3,5

12-22

9-14

Выс.

<2,1

>130

>30

>10

<10,6

>14

>3,5

>22

>14

Девочки

Старш.

группа

Низ.

>3,4

<80

<10

<4

>12,7

<4

<1,7

<10

-

Сред.

2,8-3,4

80-110

10-15

4-8

11,4-12,7

4-10

1,7-2,8

10-15

-

Выс.

<2,8

>110

>15

>8

<11,4

>10

>2,8

>15

-

Подгот.

группа

Низ.

>2,6

<90

<20

<6

>12,0

<8

<1,9

<12

<7

Сред.

2,3-2,6

90-125

20-25

6-12

10,8-12,0

8-18

1,9-3,3

12-20

7-12

Выс.

<2,3

>125

>25

>12

<10,8

>18

>3,3

>20

>12

Низкий – 1 балл   Средний –2 балла     Высокий – 3 балла

Оценка уровней физической подготовленности по среднему баллу

Уровни

Средний балл

низкий

До 1,5

средний

1,6-2,5

высокий

2,6-3,0

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Формы работы

Содержание

1.

Совместные физкультурные праздники, досуги и развлечения

«А ну-ка, мальчики, а ну-ка, папы»

«Вот как вместе мы играем»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Джунгли зовут»

«Богатырские забавы»

«Всех пап, всех мам приглашаем в гости к нам»

2.

Участие в городских мероприятиях

«Папа, мама, я – спортивная семья»

3.

Консультации для родителей

«Какая физкультура нужна дошкольнику?»

«Роль игр-эстафет в повышении физической подготовленности старших дошкольников»

«Физическое воспитание детей в семье»

«Физическое развитие дошкольников через игры-эстафеты»

«Почему дети часто болеют»

«Нарушение осанки у детей»

4.

Мастер-классы

«Растим детей играя»

5.

Информация в групповых родительских уголках

«Иммунитет», «Какая осанка у вашего ребёнка», «Школа Почемучки», «Этот полезный самомассаж», «Как сохранить сердце здоровым»

6.

Газеты и фоторепортажи

Информация о городских спортивных мероприятиях и мероприятиях детского сада

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Формы работы

Содержание

1.

Консультации

«Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке»

«Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников»

«Игры – эстафеты как средство воспитания физических качеств у старших дошкольников»

«Какая физкультура нужна дошкольнику?»

«Что такое игры-эстафеты?»

«Какой должна быть система физического воспитания в дошкольном учреждении? »

«Индивидуальный подход к детям

с учётом уровня физической подготовленности»

2.

Мастер - классы

«Играем на прогулке»

3.

Физкультурные досуги

«Путь к здоровью»

Библиография

  1. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2004.
  2. Воротилкина И.М. Физкультурно - оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
  3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  5. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. Ростов-на -Дону: Феникс, 2006.
  6. Миняева С.А Подвижные игры дома и на улице: от 2 до 14 лет. Москва: Айрис-пресс, 2006 .
  7. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. СПб, 2005.
  8. Подольская Е.И.Необычные физкультурные занятия для дошкольников. Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Рунова М.А., Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика- Синтез, 2004.
  10. Силюк Н. А. ; Дадонова Т. Л. Зимние физкультурные праздники для детей дошкольного возраста: Пособие для практических работников ДОУ. Москва: Айрис-пресс, 2006 .
  11. Сочеванова Е.А. Игры-эстафеты с использованием традиционного физкультурного инвентаря. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  12. Тарасова Т.А., Власова Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008.

Коррекция

отрицательных личностных особенностей

Умственное

развитие

Условия дифференцированного подхода к обучению

Содержание обучения

Теоретические знания

Нравственно-волевая

подготовка

Психическое здоровье

Тактическая

подготовка

Познавательный материал

Знакомство с понятиями

Формирование

стереотипов

здорового образа жизни

Умения

Навыки

Морально-волевые

качества

Нравственные

качества

Психогимнастика

Гармонизация внутреннего мира

Психотехнические игры

Логическое мышление и память

Карты-схемы

Снятие напряжения и

утомления

Регулирование эмоционального состояния

Расширение внутреннего самосознания

Повторная диагностика

Активизация мыслительной деятельности

Планы и знаки

Задачи обучения по возрастным группам

Диагностика физической подготовленности

Ребёнок

Владеет основными видами движений

Имеет хорошо развитый опорно-двигательный аппарат

Имеет представление о здоровом образе жизни, основам безопасности жизнедеятельности

Умеет адекватно оценивать свои результаты и результаты сверстников

Имеет развитые психофизические качества

Самоорганизованный, целеустремлённый, коммуникабельный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компилятивная программа "Мелодия - движение мысли" для детей с ЗПР на основе музыкотерапии.

В педагогическом опыте представлена система работы, направленная на формирование  познавательно – речевой активности у детей старшегодошкольного возраста с задержкой психического развития посредс...

Компилятивная программа по развитию духовно-нравственных качеств личности детей на основе культурных традиций своего народа

Уважаемые коллеги!!! Предлагаю вашему вниманию компилятивную программу по развитию духовно-нравственных качеств личности на основе культурных традиций своего народа. Данна программа расчитанна на четы...

Компилятивная программа «Тропинка доброты» (Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста)

1. Концепция социального развития детей дошкольного возрастаСовременные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов...

Презентация компилятивной программы "Посмотри как хорош мир в котором ты живешь"

Программа предназначена для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста (6-7лет). Цель программы: формирование компенсаторных навыков у детей с нарушением зрения. Программа включает нескол...

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...