Компилятивная программа "Мелодия - движение мысли" для детей с ЗПР на основе музыкотерапии.
методическая разработка (старшая группа) по теме
В педагогическом опыте представлена система работы, направленная на формирование познавательно – речевой активности у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством коррекционно – развивающего комплекса на основе музыкотерапии. Компилятивная
программа «Мелодия – движение мысли» на основе музыкотерапии представлена блочно, с учетом возрастных, индивидуальных,
психофизиологических и типологических особенностей дошкольников данной категории, что отвечает ведущему виду деятельности дошкольника и
предъявляемым требованиям к специальному образованию. В проекте рассматривается новое комплексное воздействие на активизацию познавательно –
речевой функции детей с ЗПР, основанной на музыкотерапии, через интеграцию областей в различных видах непосредственно – образовательной
деятельности (занятий) и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, учителя-дефектолога, профильных специалистов и
родителей. Сроки реализации проекта составляют 2 года, путем ежедневной формы занятий. Участниками проекта являются дети с ЗПР 5- 7 лет.
Разработан мониторинг изучения познавательно – речевой активности, определены критерии и формы оценки качества знаний; составлены и адаптированы
тестовые задания. Даны методические и практические рекомендации профильным специалистам, воспитателям, родителям по реализации проекта.
Практическая значимость проекта заключается в разработке методического сопровождения коррекционного процесса. В проекте был обобщен и
представлен опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ ДСКВ № 76 «Подснежник» г. Нижневартовска в группах компенсирующей направленности для
детей с задержкой психического развития. Проект составлен, как методическое пособие, для профильных специалистов, частично может быть использован
воспитателями и родителями, имеющими предварительную специальную подготовку в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» для детей 5- 7 лет с ЗПР на основе музыкотерапии в рамках группы компенсирующей направленности. Автор программы: учитель – дефектолог И. Г. Сабирзянова, г. Нижневартовск.
Актуальность: на сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень развития в дошкольном периоде, что составляет 85% воспитанников детских садов, нуждающихся в специальной помощи различного характера. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития, и, как следствие, нарушены познавательно – речевых процессов, двигательной и эмоционально – волевой функции.
Опыт работы педагогов практиков дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную деятельность в отношении детей с задержкой психического развития, доказывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны. Поэтому ученые и педагоги находятся в постоянном поиске новых путей при разработке нестандартных подходов, средств и практического их применения в развитии и повышении познавательно – речевой активности. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим процессом на занятиях будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
Анализируя предлагаемые на сегодняшний день психолого-педагогические технологии, можно отметить, что особое место отводится музыкотерапии. Музыкотерапия – метод влияния, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам данной категории обусловлены, прежде всего, тем что они являются не только источником новых позитивных переживаний ребенка, активизируют потенциальные возможности и обеспечивает всестороннее развитие ребенка в практической музыкально – ритмической, танцевально – игровой и художественно – речевой деятельности, т. е. выполняет важнейшие функции: образовательную, воспитательную, социальную. А именно учитывает комплекс различных направлений через интеграцию с опорой на ведущую деятельность воспитанника.
Поэтому одним из направлений работы в МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник» занимает внедрение инновационной деятельности в коррекционно-образовательном процессе, на основе прогрессивных технологий. Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» на основе музыкотерапии, разрабатывался непосредственно в русле мероприятий программы «Развитие ДОУ» на 2007-2011г.г. Что позволило дополнить содержание используемой коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» Шевченко С. Г. нестандартной технологией работы, направленной на формирование познавательно – речевой активности в непосредственно – образовательной деятельности воспитанников.
Учитывая вышесказанное, я полагаю, что часть непосредственно – организованной деятельности (занятий) по коррекции недостатков в развитии, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и музыкально-терапевтической направленности.
Анализ научной, общей и специальной литературы по проблемам коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, а также опыт работы с дошкольниками данной категории в условиях групп компенсирующей направленности позволили выявить ряд противоречий:
- между возможностью использования и изучением влияния в специальном обучении и воспитании метода музыкотерапии и отсутствием должной технической и теоретико - практической подготовки специалистов, работающих в данной области;
- между сложившимися традиционными формами коррекционно - развивающего обучения и воспитания в системе образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов по коррекции и совершенствованию познавательных, речевых возможностей дошкольников с задержкой психического развития.
Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:
- Недостаточно научно-методического обоснования для непосредственно – образовательной деятельности (занятий) на основе метода музыкотерапии в коррекционно - педагогическом процессе групп компенсирующей направленности, как одного из оптимальных методов преодоления комплексных нарушений, в том числе развития познавательно - речевых возможностей детей;
- Мало отражено и разработано в практическом применении терапевтического комплексного подхода в коррекционно – развивающем обучении на основе музыкотерапии в структуре учебного плана непосредственно – образовательной деятельности программы VII – вида для детей 5-7 лет с ЗПР.
Выявленные противоречия актуализируют необходимость обоснования и разработки методических основ с комплексным коррекционно – развивающим подходом на основе музыкотерапии, через интеграцию в рамках непосредственно – образовательной деятельности детей с задержкой психического развития, как одного из возможных путей совершенствования процесса познавательно – речевой активности воспитанников.
Теоретическая новизна заключается: в обосновании наиболее оптимального варианта организации разнообразных форм работы с детьми с применением коррекционно – развивающего комплекса на основе музыкотерапии в работе учителя – дефектолога с дошкольниками 5-7 лет.
Практическая значимость заключается в разработке:
- тематической медиатеки (видео, аудио, презентации) для детей, родителей, воспитателей, профильных специалистов;
- консультаций и практических рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам развития познавательно – речевой активности в игровой форме на основе музыкотерапии;
- наглядно – информационных материалов для педагогов и родителей;
- календарно – тематических планов взаимодействия с воспитателями, профильными специалистами, родителями.
Цель программы: формирование у детей с задержкой психического развития познавательно – речевой активности посредством использования коррекционно – развивающего комплекса, основанного на музыкотерапии во всех формах образовательной деятельности.
Задачи программы:
- разработать и внедрить в непосредственно- образовательную деятельность коррекционно – развивающий комплекс, включающий систему взаимодействия с детьми данной категории, родителями, педагогами, направленный на развитие познавательной и речевой активности;
- развивать познавательно – речевую, творческую активность дошкольников;
- формировать саморегуляцию деятельности и устойчивую мотивацию к познанию детей с ЗПР;
- повышать продуктивность, учить верно воспринимать полученную информацию, используя анализаторы слуха, зрения, движения;
- стимулировать активность, способствовать положительному психоэмоциональному состоянию дошкольников средствами музыкотерапии.
В основе реализации коррекционно - развивающей работы по формированию познавательно – речевой активности строятся на основе следующих взаимосвязанных дидактических принципов: системности коррекционно-профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; коррекционно – компенсирующей направленности образования; деятельностного, индивидуального и дифференцированного подхода; доступности, повторяемости материала.
Используемые технологии и методики в реализации данной программы:
- Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич для изучения познавательной активности детей.
- Критерии уровней оценки познавательно – речевой активности детей 5-7 лет с ЗПР; авторская разработка Сабирзяновой И. Г., утвержденная педсоветом ДОУ в ноябре 2010г., творческой группой города Нижневартовска.
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - Изд.: СПб.:Речь, 2007 г.; Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет, изд. ТЦ Сфера, 2010 г.
- Железнова С., Железнов Е. «Весѐлая логоритмика» (из серии «Музыкальные обучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных программ «Весть – ТДА», 2007.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 5 изд., издательство: СПб.: «Планета музыки», 2007 г.
- Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно – метод. пособие. ТЦ Сфера, 2010 г.
- Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: Детство – Пресс, 2004 г.
- Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Рыбакова С. Г. Арт–терапиия для детей с задержкой психического развития. Учеб. пособие.– Спб.: Речь, 2007г.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. - М.: Изд. «Аркти», 2008 г.
Особенностью данной программы является то, что на фоне положительного эмоционально – волевого состояния происходит непроизвольное воздействие на скрытые внутренние мотивы ребенка через основы музыкотерапии. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Следовательно, результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Реализация проекта предполагает создание следующих условий:
- рациональная организация образовательного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей, учет гигиенических и временных требований, структуры нарушенных речевых и интеллектуальных функций;
- организация предметно – развивающей среды, создание благоприятных условий для практического использования и прослушивания музыкальных произведений;
- создание программно-методического обеспечения;
- интеграция с другими образовательными областями.
- объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
- владение педагогом знаниями и навыками музыкальных основ.
Компилятивная программа «Мелодия –движение мысли» на основе музыкотерапии представлена блочно, с учетом возрастных, индивидуальных, психофизиологических и типологических особенностей дошкольников данной категории, что отвечает ведущему виду деятельности дошкольника и предъявляемым требованиям к специальному образованию. В проекте рассматривается новое комплексное воздействие на активизацию познавательно – речевой функции детей с ЗПР, основанной на музыкотерапии, через интеграцию областей в различных видах непосредственно – образовательной деятельности (занятий) и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, учителя-дефектолога, профильных специалистов и родителей. Сроки реализации проекта составляют 2 года, путем ежедневной формы занятий. Участниками проекта являются дети с ЗПР 5- 7 лет. Разработан мониторинг изучения познавательно – речевой активности, определены критерии и формы оценки качества знаний; составлены и адаптированы тестовые задания. Даны методические и практические рекомендации профильным специалистам, воспитателям, родителям по реализации проекта. Практическая значимость проекта заключается в разработке методического сопровождения коррекционного процесса. Программа составлена, как методическое пособие, для профильных специалистов, частично может быть использован воспитателями и родителями, имеющими предварительную специальную подготовку в данном направлении. Результативность освоения интегративных качеств подтверждаются данными итогового мониторинга освоения детьми планируемых результатов: высокий уровень составил 46 % детей; средний уровень – 54%; низкий уровень отсутствует. А также призовыми местами в конкурсах разного уровня: 2011г. Диплом III степени «Самотлорские роднички» в номинации «Художественное слово»; 2012г. Сертификат участника Всероссийского дистанционного конкурса – игры по русскому языку «Ёж». 70% моих выпускников заканчивают первый класс на «хорошо» и «отлично».
Ожидаемые результаты реализации программы проекта:
- Будут созданы условия для максимальной реализации познавательно – речевой и двигательной активности детей.
- Повысится уровень педагогической и родительской компетентности в вопросах формирования познавательной и речевой функции ребенка.
- Повысится уровень познавательно-речевой активности детей.
- Сформируется устойчивая мотивация к познанию.
- Увеличится число дошкольников с устойчивой продуктивностью в восприятии информации.
- Повысится уровень навыков саморегуляции в деятельности.
- Содействовать положительному психоэмоциональному состоянию и положительному настрою детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-370768-1510146604.jpg)
Теоретические основы формирования основ безопасного поведения в сфере дорожного движения у детей 7 - ого года жизни
В последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Число транспор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-326653-1383614837.jpg)
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»
Цель: Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-571600-1422103133.jpg)
Пед. чтение «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия».
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей.В современном городе в век автомобилей и высоких...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-434031-1510210251.jpg)
Формирование воспитательной системы современной школы на основе использования возможностей детского общественного движения "Добрые дети мира"
https://youtu.be/-d7MuUW0PGA...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/21/picture-1084858-1542815564.jpg)
Конспект педагогического мероприятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»
Педагогическое мероприятие по обучению детей старшего дошкольного возроста основ безопасного дорожного движения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-679950-1444029679.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по основам безопасности дорожного движения для детей старшей группы с ОВЗ: «Нужно всем участникам движения соблюдать законы уважения!»
Формирование у детей навыки осознанного безопасного поведения на улице, в транспорте.Систематизирование знаний детей о правилах поведения и культуре общения в транспорте....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-59643-1668337775.jpg)
Сценарий компилятивного утренника, посвященного выпуску детей в школу «Сказки маленького Гнома»
Да, ребята, очень скоро вы пойдете в школу. Наверное, каждый из вас будет учиться хорошо, легко, весело, а главное с большим желанием! Я знаю, есть такие секреты, узнав которые вы стали бы именно таки...