«От здоровья через развитие к совершенству»
статья по физкультуре по теме

Таишева Марианна Михайловна

О программе дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «От здоровья через развитие к совершенству»

Оздоровительная задача программы решается через валеологическую и акмеологическую направленность. Это проявляет себя в цели и задачах.

Цель программы – повышение эффективности обучения движениям с применением многоуровневого информационного метода.

Задачи:

– научить самоконтролю

– развить координацию движений в пространственном, временном и силовом параметрах,

– реализовать валеологический и акмеологический подход в процессе физического развития.

  Физическое здоровье – это упражнения, заданные с определенной нагрузкой, последовательностью, темпом, оказывающие влияние на конкретные группы мышц, суставно-связочный аппарат, функциональные показатели (например, ЧСС, АД). Психическое здоровье – погружение в сенсорное восприятие и мир образов. Интеллектуальное здоровье осуществляется через включение в программное обеспечение речемыслительных заданий и образов.

В решении образовательных задач мы использовали научный подход. Это значит, мы систематизировали научные идеи Н.А.Бернштейна, Б.Ф.Ломова, П.К.Анохина, Ю.А.Гагина, чтобы создать метод, который развивает сознание ребёнка через движения с учётом многоуровневого построения ЦНС (см. таблицу № 1). Программа является модифицированной и составлена также на основе практической деятельности и программ дошкольного образования, методических пособий Л.Д. Глазыриной, Л.И. Латохиной, М. Монтессори, Н.Г. Иваницкой, В.П. Коркина.

Задачу развития мы решаем через создание развивающей среды и методологическое сопровождение на основе метода Марии Монтессори, Глена Домана, отечественных программ развития ребёнка «Детство», «Гармония», «Развитие» и т.д. Задача развития ребёнка в программе постоянно корректируется в зависимости от появления альтернативных технологий.

Три принципа М.Монтессори являются основой развития ребёнка в нашей программе:

– создание и использование развивающей среды построено с учётом потребности ребёнка в движении;

– на занятиях ребёнок обучается самоконтролю за своими действиями во время выполнения упражнений, как отдельными частями тела, так и всем телом;

– в процессе работы ребёнку задается определенный алгоритм выполнения упражнения;

Направление движения (влево-вправо, вперёд-назад и т.д.), ритм, скорость, темп; выполнять упражнение в статическом или динамическом режиме; использовать при выполнении упражнения различные поверхности; выполнять сложно координированные движения (вращения, перекаты); сопровождать свои действия проговариванием. В дальнейшем по мере осознания работы по алгоритму ему предоставляется свобода действий в пространственных и временных параметрах, выполнение заданий сверх заданного алгоритма, придумывать новые способы выполнения упражнения и сами упражнения.

М.А. Правдов ( 1992) в своих исследованиях применял сдетьми вращение педалей в противоположных направлениях, из разных ИП, прыжки вперед-назад и др.  Применение различных двигательных заданий с изменением условий выполнения упражнений даже на основе образовательных программ,  способствует развитию координационных способностей дошкольника ощущений, умений дифференцировать мышечные усилия, изменять их последовательность в соответствии с заданием.          

4. Координационную задачу мы решаем через обеспечение максимального выбора видов деятельности, которое помогает приобрести разнообразный двигательный опыт.

Оптимальное соотношение физической, психической и интеллектуальной нагрузок позволяет формировать двигательный навык, вариативный в любых меняющихся условиях.

Осваивая механизм развития двигательного навыка, ребенок запоминает его алгоритм. Он может применить его в формировании другого навыка или любом виде деятельности. При этом ребенку предоставляется свобода выбора направления и расстояния, ритмического рисунка во время выполнения движения. Педагог формирует этот алгоритм.

На занятиях ребенок обучается самоконтролю за своими действиями во время выполнения упражнений, как отдельными частями тела, так и всем телом.

           Симошина Л.Е. (1996)  анализируя в своей работе физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста, предполагает пространственно-временную организацию опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, а также приобретения различных двигатльных умений и навыков.

5. Кондиционную задачу мы решаем благодаря постоянной смене ощущений и восприятий, что позволяет ребенку длительно удерживать внимание на выполнении заданий. Естественным образом упражняется выносливость, сила и скорость. Группируя сочетание уровней в планировании,  мы развиваем  координацию движений. Что влияет на адаптацию организма к разнообразной двигательной нагрузке.  А это приводит к улучшению работы функциональных показателей.

В работах  Е.М. Мастюкова  (1991) и Е.Б.Сологуб (1998) можно выделить такую мысль, что развитие двигательных функций ребенка – это сложный процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой - многообразным влиянием окружающей среды.

Задача воспитания осуществляется на основе гуманистических концепций развития ребёнка. В основу нравственного развития ребёнка легли идеи педагогов и философов-гуманистов: М. Монтессори, Е.И. и Н.К. Рерихов, Е.И. Логиновой, Ю. А. Гагина. Это значит, что программа ориентирована на тенденцию гуманизации, создание условий для восхождения человека к индивидуальности, достижение совершенства на основе культуры мышления и деятельности.

Многоуровневый мониторинг и статистическая обработка данных

Использование многоуровневого подхода позволяет ребенку выполнять большую по объему физическую нагрузку, чем на обычных занятиях. В связи с чем, появилась необходимость в многоуровневого мониторинга, что требует статистической обработки результатов.

То, что мы можем определить с помощью статистической обработки – это статистические характеристики показателей в выбранной группе детей. Применяя статистический метод, мы можем предсказать вероятные результаты отдельного ребенка, а также можем давать рекомендации отдельным детям, отслеживая динамику развития группы (Энштейн, Н.А., Инфельд, 1969). Отсюда возникает вопрос: как совместить тенденцию развития результатов выбранной группы детей с тенденцией развития результатов отдельного ребенка? И на основе этого разработать индивидуально-групповые рекомендации компенсаторного характера.

Мониторинг основных движений (ходьба 10 м, бег 30 м, прыжки в длину с места, метание в цель, ползание, лазание) мы проводим два раза, в начале и в конце  года.

Методика проведения мониторинга состоит в оценке качественных параметров основных движений и измерении времени в ходьбе и беге, времени и расстояния в прыжках, времени и попадания в цель в метании.

По результатам  тестирования мы отслеживаем развитие двигательных навыков в каждом из уровней (удержании позы, ориентировки в пространстве и времени, координационном). Проследить за развитием  уровня образов – задача будущего. Контроль за  развитием рече-мыслительного уровня находится на стадии разработки и осуществляется на данный момент через соотнесение проговариваемого движения с его выполнением. Интеллектуальный уровень фиксируется по карточкам - пиктограммам: это происходит следующим образом, сортировка карточек по контрольной карте моделей исходных положений для одной части тела, соотнесение модели исходного положения с его выполнением и наоборот,  систематизация карточек по контрольной карте моделей исходных положений для разных частей тела.

По результатам мониторинга в начале года делаются рекомендации для воспитателей, в плане подбора заданий для проведения оздоровительных мероприятий в режиме дня, а также, для того чтобы согласовать совместную работу с педагогом по ОФП по подтягиванию отстающих качественных показателей основных движений (ОД). Для этого разработаны комплексы упражнений.

Методика проведения мониторинга и обработки результатов

Мониторинг основных движений проходит во время занятий. Мы берем двух детей примерно одинаковой двигательной активности. Предварительно в спортзале делается разметка секторов для ходьбы и челночного бега (для челночного бега на старте кладется два кубика и, ребенку дается задание перенести кубики, по одному, за линию финиша) – 10 м,  для прыжков в длину с места размечается 1,5 м в длину (первая отметка - 30 см),  для метания в цель – 6 м, расстояние с которого производится метание,  центр мишени располагается на высоте 2 м от пола, мишень имеет круги диаметром 10 см, 50 см, 90 см. Дети по очереди выполняют тестовые задания.

Заполнение протоколов

В ходьбе и беге результаты оцениваются по одной попытке, в прыжках в длину с места в протокол заносятся все три попытки, в метании в цель – три попытки метания правой и левой рукой. Количественные и качественные показатели  в ходьбе и беге заносятся в один протокол, в прыжках и в метании в разные. С 1,5 до 3 лет снимаются качественные показатели по ходьбе, бегу, прыжкам, ползании и лазании; с 3 до 4 лет – количественные и качественные показатели по ходьбе, бегу, качественные по прыжкам и метанию; с 4 до 5 лет – количественные и качественные показатели по ходьбе, бегу, прыжкам, качественные по метанию; с 5 до 7 лет – количественные и качественные показатели по ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.  В ходьбе и беге секундомером замеряется время прохождения дистанции от старта до финиша, в прыжках – момент выполнения толчка, в метании - момент выполнения броска. В течение занятия продолжительностью 30 мин удается обследовать в среднем 4-8 человек. Вся группа замеряется  в течение 3-4 занятий.

Оценка результатов

Качественные параметры  основных движений оцениваются от 0 до 3 баллов:

0 баллов – движение не выполняется; 1 балл – движение выполняется с грубым нарушением техники; 2 балла – в движениях допускается 1-2 незначительных ошибки; 3 балла – движение выполняется качественно без существенных нарушений техники. В метании попадание в первую круг оценивалось в 3 балла, во второй в – 2 балла, в третий – в 1 балл.

По результатам измерений по каждому значению подсчитываются средние значения и среднее квадратичное отклонение.

Качественная оценка параметров основных движений

Ходьба 10 м

Голову и туловище держать прямо, но не напряженно; плечи слегка отводить назад, живот подобрать, смотреть на 2-3 м вперед.

Идти ровным нешироким шагом, с перекатом с пятки на носок, слегка разворачивая стопы наружу; ноги поднимать не слишком высоко, но и не шаркать ими.

Согласовывать движения рук и ног; амплитуда движений рук должна соответствовать длине шага.

Идти по прямой, и сохранять направление.

Челночный бег 3х10 м

Туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед.

Согласовывать движения рук и ног: правую руку выносить вперед по направлению к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку – с правой ногой.

Бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок.

Сохранять направление бега.

Ползание

Одноименным способом. Лечь на пол, на живот и выпрямить правую руку и правую ногу, одновременно подтянуть к животу сильно согнутое колено левой ноги, положить рядом с туловищем сильно согнутую в локте левую руку, туловище при этом слегка повернуть влево. Затем, сгибая правую руку и правую ногу и разгибая левую руку и левую ногу, передвигать туловище вперед.

Разноименным способом. Ползание начинается с правой руки, нужно выпрямить правую руку и одновременно подтянуть к животу сильно согнутое колено левой ноги, туловище при этом слегка повернуть влево. Затем сгибая правую руку и разгибая левую ногу, передвигаем тело вперед. Одновременно выпрямляя левую руку и подтягивая к животу сильно согнутое колено правой ноги, туловище при этом слегка повернуть вправо.  В дальнейшем движения повторяются в том же порядке.

 Голова смотрит прямо, ее не следует поднимать слишком высоко.

Согласовывать движения рук и ног.

Соблюдать направление движения.

Лазание по гимнастической лестнице

Одноименным способом.  Движение начинается с одноименных рук и ног. Нужно взяться правой рукой за рейку и приставить к ней правую руку, затем поставить правую ногу на рейку и приставить к ней  левую ногу. Потом левая рука и левая нога ставится на следующую рейку и к ним одновременно приставляется правая рука и правая нога. Разноименным способом. Лазание осуществляется перекрестным движением рук и ног. Нужно взяться за рейку левой рукой и приставить к ней правую руку, затем поставить левую ногу на рейку и приставить к ней  правую ногу. Можно использовать переменный (чередующийся) шаг.

Согласовывать движения рук и ног.

При слезании сначала переставляются ноги, потом руки, смотреть на руки.

Прыжок в длину с места

Исходное положение: встать около черты, ноги слегка расставить (примерно на ширину ступни), стопы держать параллельно, а руки вдоль туловища.

Замах: руки поднять вперед-вверх и встать на носки ног, а затем присесть слегка согнув ноги в коленях, и, опираясь на всю ступню, туловище слегка наклонить вперед, руки опустить вперед-вниз-назад. Чем больше замах, тем больше длина прыжка.

Толчок: выполняется двумя ногами. При этом ноги разгибаются в коленях, руки идут вперед-вверх, тело стремится выпрямиться.

Полет: тело отрывается от опоры и группируется в полете. Ноги сначала сгибаются, а потом выносятся вперед. Руки идут резко вниз-назад.

Приземление: ноги ставятся на пятки. Руки вместе с туловищем совершают движение вперед, а ноги – перекат с пяток на носки, колени мягко пружинят.

Сохранение равновесия: руки поднимаются вперед, а туловище наклоняется вперед-книзу.

Метание в цель способом «из-за спины через плечо»

Исходное положение: при метании правой рукой отставляется назад правая нога на расстояние, равное примерно ширине плеч, а туловище и ноги слегка (вполоборота) поворачиваются вправо, взгляд обращается в сторону броска, руки выпрямляются вперед, мешочек в правой руке. Вес мешочка 100-150 гр., размер 6 х 9 см. Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги.

Прицел: туловище немного подается вперед, тяжесть тела слегка переносится на впереди стоящую ногу (левую), сзади стоящую ногу (правую) выпрямить. Смотреть на конец мешочка и выбранный ориентир.

Замах: правая рука с мешочком проносится через вверх назад, и отводится до отказа в крайнее заднее положение, тыльная сторона кисти правой руки направлена вниз; туловище одновременно поворачивается в сторону бросающей руки и отклоняется назад; тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. Смотреть вдоль кисти левой руки на тот ориентир, куда будет метать мешочек.

Бросок: таз выносится вперед, правая рука из крайнего положения замаха сгибается в локтевом суставе, туловище выпрямляется и поворачивается вперед (в сторону метания), вместе с рукой принимает положение как бы натянутого лука. Небольшой наклон туловища вперед, рука проносится около головы и резким рывком кисти выбрасывает мешочек с песком вперед-вверх. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Левая рука делает быстрое движение вниз-назад, способствуя выводу плеча вперед, увеличивая силу броска.

Сохранение равновесия: правая нога в момент переноса тяжести тела  приставляется к левой или поднимается назад-вверх; иногда ноги меняются местами перескоком.

Соблюдать  направление.

Мы обобщили результаты мониторинга основных движений за два года 1999-2001 г.г. Мониторинг проводился в ГДОУ 32 и ДО школы 619 Калининского района. Статистическая обработка результатов включала в себя анализ корреляционных взаимосвязей качественных и количественных показателей средних значений основных движений. Выборка состояла из детей, которые прошли четыре диагностических среза в течение двух лет. Анализ  корреляционных взаимосвязей каждого среза осуществлялся отдельно,  затем отслеживалась динамика в каждой возрастной группе.  Данная выборка детей позволила увидеть динамику развития двигательного навыка на протяжении четырех срезов.  Субъективность в первоначальной оценке качественных показателей не является препятствием для работы в многоуровневой системе обучения и оценивания.  Это, скорее всего норма. Наш подход рассчитан на индивидуальные особенности педагога.

Выявились следующие тенденции.

- Мы   выявили закономерности, например, в проявление многочисленных корреляционных взаимосвязей в одной из фаз двигательного навыка (любого из основных движений) одного среза и уменьшение этих связей в других срезах.

- Наработанный навык в фазе движения (качественный показатель движения) позволяющий, увеличить скорость его выполнения,  является возмущающим фактором для  других качественных показателей основных движений (Соколов Е.Н., 1964).

- Временной фактор выполнения движения является также возмущающим воздействием, что выражается образованием большого количества взаимосвязей (Соколов Е.Н., 1964).

- Фазы «легкость бега» и «полет» в прыжках являются вестибулярными по восприятию и переходными к образному восприятию.

- Оптимизация двигательного навыка при работе над ним  в течение года, проявляется в уменьшении корреляций. Это позволяет смещать акценты на другие фазы навыка, и проявляется в увеличении корреляционных взаимосвязей (Соколов Е.Н., 1964).

- Все фазы ходьбы являются базовым навыком для других основных движений.

- Существует положительный перенос с одной руки на другую в метании.

- Качественные показатели показывают уровень развития двигательного навыка, а количественные степень его автоматизации.

- Исходное положение является базовой фазой для всего движения.

- Рассматривая результаты корреляционных взаимодействий по возрастам, мы видим:

а) двигательная активность, выраженная в количестве корреляций, детей одного возраста, но разного года рождения различна;

б) дети, обследуемые в  1999-2000 г.г., накапливают качественные показатели; дети, обследуемые в  2000-2001 г.г., накапливают двигательный опыт и качественно и количественно;

в) дети разных выборок, одного возраста по-разному реагируют на одни  и те же тесты, следовательно, необходимо давать рекомендации конкретно по группе или индивидуально;

г) качественные параметры движения служат показателем двигательного развития ребенка, количественные – показатель  индивидуального развития.

- Функциональные показатели показывают адаптацию организма к предъявляемой нагрузке. Выявлено, что уже через полгода происходит адаптация к программным требованиям. По индивидуальным функциональным показателям детей определяем в группы различной двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Через игру к совершенству" Консультация для родителей.

Консультация для тех родителей,чьи малыши только пробуют взять в руки кисточки и карандаши....

"Через игру к совершенству"

1. Волшебные пальчики.2. Пальчиковые игры....

Через игру к совершенству

Консультация для родителей по изо-деятельности...

Учебная программа "От здоровья через развитие к совершенству"

В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательны...

“ Логоритмика - через занятия к совершенству”

Информационный стенд   “ Логоритмика - через занятия  к совершенству” (логопедические группы)...

Игра-путешествие на прогулке для детей старших и подготовительных групп "Осеннее путешествие к здоровью через развитие органов чувств"

В методической разработке представлено описание  игры-путешествия  по станциям для детей старших и подготовительных групп. В игру-путешествие на осенней прогулке могут включаются одновременн...


 

Комментарии