ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
методическая разработка по физкультуре по теме
Оздоровительно-профилактическая гимнастика в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovitelno-profilakticheskaya_gimnastika.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительно - профилактическая гимнастика
Совместные обследования детей врачом-ортопедом и инструктором по физическому воспитанию показывают, что многие дети уже в раннем возрасте имеют проблемы со здоровьем (отклонения в опорно-двигательном аппарате, слабая: сопротивляемость к простудным, инфекционным и другим заболеваниям и др.).
Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно-профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Итак, цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и оздоровление организма, для этого необходимо систематически работать над решением следующих задач:
- Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
- Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.
Для решения этих задач необходимо:
- знакомить детей со строением тела
- внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);
- учить направлять мысли и чувства на процесс движения, что постепенно развивает творческую двигательную деятельность не только в спорте, но и в жизни;
- учить владеть своим телом в движении;
- систематически, начиная с раннего возраста, учить детей самостоятельно и осознанно регулировать физическую нагрузку, чередуя ее с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Именно поэтому мы выделили дыхательную гимнастику и разработали несколько комплексов с методическими рекомендациями. Рекомендуемые нами упражнения можно использовать в процессе любой двигательной деятельности, а также между любыми упражнениями или спортивными играми (в зависимости от ситуации, времени года и состояния детей).
Постепенно в процессе работы менялись методические приемы, содержание, структура и время проведения оздоровительно-профилактической гимнастики. Так, наиболее удачным временем можно считать дневное (после сна), а формой — образно-игровую.
Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого используется частая смена движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и умственного напряжения и т. д.
Все это позволяет сохранять у детей (даже у трехлетних) интерес к двигательной деятельности на протяжении 30 минут.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом необходимо соблюдать следующие правила:
- начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса;
- большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
- учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его состояние на данном этапе;
- предусматривать активную роль взрослого (инструктора или воспитателя) для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.
Всю оздоровительно-профилактическую гимнастику мы строим на следующих принципах:
- доступность и постепенность — от простого к сложному;
- повторяемость видов, их систематичность;
- активность взрослого и детей в двигательной деятельности.
Примерная структура оздоровительно-профилактической гимнастики
Цель и задачи | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Темп движениЙ | Музыка | ВРЕМЯ (В МИН) |
1-я часть | Разогреть организм, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную деятельность | Активные движения на индивидуальных массажерах или подражательные движения | Средний, быстрый, средний, | Ритмичная, веселая | 2 -3 |
2-я часть | Укреплять способность мышц, сокращаться и растягиваться Развивать подвижность, гибкость и эластичность позвоночника и суставов. Развивать чувство равновесия, способность владеть своим телом и познавать его | Упражнения на гимнастической стенке – на саморастягивание. самопрогибание, Самовытягивание и подтягиывание | Медленный, спокойный | Медленная, спокойная | 5-6 |
3 – я часть | Развивать творческую двигательную деятельность, умение воплощаться в игровой образ и эмоционально передавать характер часть образа через игривые движения, мимику лица и жесты Развивать скорость мышления,моторную память, умение сочетать темп движений с характером музыки | Подражательные движения; с ходьбой, бегом, ползаньем и прыжками или упражнения с ходьбой по канату, шесту, ребристой доске, мешочкам, массажерам и т. д. | Средний. быстрый. средний | Ритмичная, веселая | 2 - 3 |
4 – я часть | Воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних Помочь детям познавать свое тело, развивать чувство самостраховки | Комплексы общеразвивающих упражнений в чередовании с дыхательными упражнениями (В холодное время года можно добавлять точечный массаж по Усмановой) | Разный | Разного характера | 10 - 12 |
5 – я часть | Учить детей чувствовать, ощущать процесс движений и соединять движение с сознанием Укреплять дыхательную мускулатуру; повышать сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям | Комплексы дыхательной гимнастики | Спокойный | Без музыки | 5-6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система НОД, оздоровительная, профилактическая и коррекционная работы в МДОБУ "Детский сад №1"
Схема работы ДОУ по образовательной области "Здоровье"...
Оздоровительно-профилактический комплекс "Веселые лягушата"
Оздоровительно-профилактический комплекс "Веселые лягушата" для детей дошкольного возраста (первая младшая группа). Содержит развернутый план образовательной деятельности по оздоровленнию детей в басс...
Использование оздоровительно - профилактической технологии в ДОУ
Возраст 2 - 3 года....
Использование оздоровительно - профилактической технологии в ДОУ
Возраст 2 - 3 года....
Комплекс оздоровительно –профилактических гимнастик «Мой мишка». (После сна ).
Комплекс оздоровительно –профилактических гимнастик«Мой мишка». (После сна )....
Оздоровительно – профилактическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей. Федеральные государственные требования к структуре основной об...
Современные оздоровительно-профилактические технологии с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА» в практике дошкольного учреждения.
Применение Адаптивной физической культуры в детском саду с использованием тренажеров ТИСА....