Использование оздоровительно - профилактической технологии в ДОУ
материал (младшая группа) по теме
Возраст 2 - 3 года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В своей работе использую оздоровительно – профилактическую технологию для укрепления иммунитета воспитанников.
Оздоровительно - профилактическая технология для укрепления иммунитета воспитанников и снижения заболеваемости на осенний, зимний, весенний период.
Месяц | Содержание оздоровления |
Сентябрь |
Закаливание
|
Октябрь |
Закаливание
|
Ноябрь |
Закаливание
|
Декабрь |
|
Январь |
Закаливание
|
Февраль |
Закаливание
|
Март |
Закаливание
|
Апрель |
Закаливание
|
Май |
Закаливание |
Приложение № 1
Закаливание воздухом
Цель: тренировать защитные силы организма, повышать его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды
Воздушные ванны начинают при температуре воздуха 220С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18°С и увеличением продолжительности до 10-15 минут. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки - заменяют рубашку с рукавами манкой, затем снимают чулки, майку, оставляя малыша в одних трусиках.
Приложение №2
Аурикулярный массаж
Один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации:
- Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.
-Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
-Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным.
Ход:
Взяли ушки на макушки, | Большой палец находится сзади |
Потянули… | Не сильно потянуть вверх |
Пощипали… Вниз до мочек добежали, | Не сильные нажимы пальцами с постепенным продвижением вниз |
Мочки надо пощипать, | Пощипывание в такт речи |
Пальцами скорей размять, | Приятным движением разминаем между пальцами |
Вверх по ушкам проведем, И к макушкам вновь придем, | Провести по краю уха слегка сжимая большим и указательным пальцами |
Пощипали… | Не сильные нажимы пальцами |
Вниз до мочек добежали, Мочки надо пощипать, | С постепенным продвижением вниз Пощипывание в такт речи |
Пальцами скорей размять, | Приятным движением разминаем между пальцами |
Вверх по ушкам проведем, И к макушкам вновь придем. | Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами |
Приложение № 3
Гимнастика в кровати после дневного сна
Комплекс гимнастики после сна для «ленивых».
Программное содержание: формировать правильную осанку, укреплять мышцы ступни.
Ход: самомассаж «Петушок»
Раз и два! Раз и два! Начинается игра! | Потереть ладошки друг о друга |
Красим крылья и живот, Красим грудочку и хвост, Красим спину, красим ноги, Красим гребешок немножко. | Поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги, голову |
Вот какой стал петушок, Ярко- красный гребешок. | Поставить руки на пояс и делать полуобороты вправо, влево |
Петух крыльями взмахнул, Всех нас разбудил он вдруг! | Дыхательное упражнение: 5-6 раз И.п. сидя 1-взмахнуть руками 2-хлопнуть по бедрам и прокричать: «Кукареку!» |
Приложение № 4
Массаж «Неболейка»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.
Цель: воздействовать на биологически активную зону организма, с целью выделения интерферона, защитного белка.
Чтобы горло не болело, Мы погладим его смело, | Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз |
Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать, | Указательными пальцами растирать крылья носа |
Лоб мы тоже разотрем, Ладошку держим козырьком, | Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны |
Вилку пальчиками сделай, | Разжать указательные и средние пальцы |
Массируй ушки ты умело, | Растирать пальцами точки за и перед ушами |
Знаем, знаем – да, да, да! Нам простуда не страшна! | Потирать ладони друг о друга |
Приложение № 5
Влажное обтирание
Смоченным концом полотенца обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.
Приложение № 6
Массаж биологически активных точек «Солнышко»
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ- это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечные слои (биологически активные зоны) в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов.
Солнце утром рано встало, | Поднимают руки вверх, тянутся. |
Всех ребяток приласкало, | Гладят себя по голове. |
Греет грудку, | Массируют «дорожку» па груди снизу-вверх |
Греет шейку, | Поглаживание шеи большими пальцами сверху вниз |
Греет носик, | Пальцами растирают крылья носа. |
Греет лоб, | Проводят пальцами от середины к висками |
Греет ушки, | Растирают ладонями уши |
Греет ручки, | Растирают ладони |
Загорают дети - вот! | Поднимают руки вверх. |
Приложение № 7
Закаливание снегом кистей рук
Зимой в небольшое ведерко собирают снег. Дети снегом растирают руки до тех нор, пока они не нагреются. После чего руки споласкивают и протирают сухим полотенцем.
Приложение № 8
Эскимосский массаж
Одна из важных рефлексогенных зон лица - нос. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишками, селезенкой, половыми органами, нервной системой.
Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо и влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 мин.
Приложение № 9
Точечный массаж (по А. Л. Уманской)
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.
1-я зона расположена на грудине. Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких.
2-я зона связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям.
3-я зона - место разделения сонных артерий на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма. Эта точка является также надежным контролером химического состава крови.
4-я зона - район первых четырех шейных позвонков, где расположен симпатичный узел (затылочная ямка). Массаж этой зоны важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.
5-я зона - 7-й шейный позвонок и первый грудной позвонок. Если наклонить вперед голову, то самый выступающий остистый отросток будет принадлежать седьмому шейному позвонку. Массаж этой точки улучшает общее состояние организма, позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием фактора внешней среды.
6-я зона - область носа и гайморовых пазух. Эта точка наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечить от насморка, облегчить носовое дыхание. Массаж этой точки способствует улучшению кровоснабжения слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Кроме того, регулярная акупрессура этой зоны стимулирует организм на выработку биологически активных антивирусных веществ, которые мы обычно пытаемся заменить лекарствами.
7-я зона - надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение и иннервацию лобных отделов мозга, а также глаз, что в свою очередь снимает головную боль и боли в глазах.
8-я зона - у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах, если они болят.
9-я зона - место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка.
При систематическом применении точечного массажа не только повышается степень закаленности, но даже если ребенок заболеет, заболевание пройдет в более легкой форме.
Приложение № 10
Хождение по солевым дорожкам
Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает богатую нервными окончаниями стопу ребенка
Процедура состоит в следующем:
Берутся три полотенца.
Первое опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке.
Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым.
Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т.д. в течение 4-5 минут. Затем переходит на второе полотенце. Стирает соль со стоп ног, как будто пришел с улицы и вытирает ноги о половик, а затем переходи на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо.
Важным моментом в проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, упражнения для стопы. Покачивание вперед-назад на стопах. Ходьба на носках, прыжки и т.д.
Приложение № 11
Полоскание горла настоем травы ромашки
Залить стаканом кипятка 1 чайную ложку цветков ромашки. После часа настаивания можно использовать настой для полоскания горла по 50 мл.
Перечень противопоказаний,
для проведения закаливающих процедур
• Негативное отношение и страх ребенка.
• Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.
• Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.
• Карантин в детском саду или в семье.
• Высокая температура в вечерние часы.
Для того чтобы закаливающие процедуры дали результат, нужно соблюдать определенные правила закаливания:
• Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно.
• Постепенно переходить от слабых раздражителей к более сильным раздражителям.
• Учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
• Обязателен положительный настрой малыша к закаливающим процедурам.
Литература:
- Б.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов «Оздоровительная тренировка по системе ИЗОТОН», Спорт Академ Пресс, 2001 год
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
- Сборник статей "Физическое воспитание детей", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.
- http://www.bmsi.ru
- http://www.detskiysad.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система НОД, оздоровительная, профилактическая и коррекционная работы в МДОБУ "Детский сад №1"
Схема работы ДОУ по образовательной области "Здоровье"...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Использование оздоровительно - профилактической технологии в ДОУ
Возраст 2 - 3 года....
Современные оздоровительно-профилактические технологии с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА» в практике дошкольного учреждения.
Применение Адаптивной физической культуры в детском саду с использованием тренажеров ТИСА....
«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
В материале предлагается опыт использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....
Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"
Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получе...
Оздоровительно - профилактическое занятие «Использование нетрадиционных средств оздоровления» в подготовительной группе.
Оздоровительно - профилактическое занятие «Использование нетрадиционных средств оздоровления» в подготовительной группе....