Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольников.
материал по физкультуре по теме
организация физкультурной деятельности по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»
Реферат
Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольников.
Горбачева Татьяна Михайловна
инструктор по физической культуре
детский сад №44 «Золушка»
Ст. Оскол
2012г.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к физкультурной деятельности, потребности к физическим упражнениям. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневной физкультурной деятельности, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к спорту, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.
Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация физкультурной деятельности по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.
Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя допускать травматизм детей в ДОУ. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.
Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от инструктора и воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития. Медицинский контроль включает:
а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе физкультурной деятельности;
б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль над содержанием, методикой проведения физкультурной деятельности, соответствия возрастным возможностям детей;
в) санитарный надзор за местом проведения физкультурной деятельности, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;
г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.
Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.
Первая группа - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.
Вторая группа - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.
Третья группа - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.
Четвертая группа - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.
Пятая группа - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.
Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Для оценки правильности построения физкультурной деятельности следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность физкультурной деятельности.
При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения инструктором, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всей физкультурной деятельности, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всей физкультурной деятельности, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста).
Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по физической культуре. Должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию. Для осуществления задач физического воспитания должен уметь грамотно проводить все формы работы с детьми: физкультурную деятельность, подвижные игры; а также правильно оформлять документацию по планированию и учету работы. При проведении физических упражнений инструктору нужно уметь:
а) правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;
б) предупреждать и исправлять ошибки;
в) оказывать помощь детям и обеспечивать страховку;
г) осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к физкультурной деятельности, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения физических упражнений.
Основными причинами травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях являются:
1. Нарушение правил организации физкультурной деятельности:
- нахождение детей в зале без присмотра инструктора и неорганизованный вход, и выход из зала;
- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
- неправильный выбор инструктором места при проведении физкультурной деятельности, когда часть детей находится вне его поля зрения;
- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
2. Нарушение в методике преподавания:
- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка упражнениям, без достаточной его подготовленности;
- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе физкультурной деятельности, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды:
- недостаточная освещенность зала или площадки для физкультурной деятельности;
- отсутствие вентиляции;
- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;
- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).
- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием:
- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;
- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. Недооценка значения страховки и помощи:
- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;
- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.
6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние места для физкультурной деятельности, инвентаря, оборудования:
- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;
- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;
- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;
- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;
- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;
- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
- отсутствие телефона в доступном месте;
- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.
Таким образом, для предотвращения травматизма детей должны соблюдаться все правила организации физкультурной деятельности, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей. Осознано оценивать значение страховки и помощи, место физкультурной деятельности. Инвентарь и оборудование должны находиться в удовлетворительном состоянии.
При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.
Список литературы
- Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 1978. – 190с.
- Вавилова Е.Н. Бегать, прыгать, лазать и метать. М., 1983. – 284с.
- Вопросы физического развития и физического воспитания дошкольников: рекомендуемая лит. / Респ. врачебно-физкультур. диспансер, Респ. дом санитар., просвещения; [сост. Е. М. Кузьмин]. - Петрозаводск: [б. и.], 1971.180 с.
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4-5 лет. М., «Просвещение»., 2007. – 103-105с.
- Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (развитие некоторых основных движений и двигательных качеств). М., 1977.105с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб., для студ. образовательных учреждений сред., проф. образования, - 6-е изд., испр. - М.: ACADEMiA, 2006. - 416 c.
- Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Дошкольное воспитание. – 2004. 96 с.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
9. Физическое развитие детей раннего возраста: учеб. - метод. пособие для студентов педфак. / Рос. Гос. мед. ун-т, каф. реабилитации и спорт. медицины. - М., 1994. - 18с.
10. Яковлева, Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3 - 7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч- Москва: ВЛАДОС, 2003. - 207 с., Ч. 2.
11. Яковлева, Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3 - 7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч- Москва: ВЛАДОС, 2003. 315 с., Ч. 1.
12. Яковлева, Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3 - 7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч- Москва: ВЛАДОС, 2003. 253 с., Ч. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре
Приведена должностная инструкция по соблюдению правил техники безопасности на уроках физкультуры...
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием в ГБДОУ детский сад
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием в ГБДОУ детский сад...
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников
Организация медико-педагогического контроля за физическим воспитанием дошкольников....
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, обеспечение качественного образования без увелечения учебной нагрузки является одной из приоритетной задач дошкольного образования. В презент...
Контроль организации физического воспитания в ДОУ
Организация контроля физического воспитания в ДОУ, в том числе проведения занятий, досугов, праздников. Содержание контроля включает в себя контроль обеспечения оптимальной физической нагрузки и усвое...
Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.
С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника.В современной дошкольной педагогике...
«Квест – игра по безопасному и физическому воспитанию дошкольников» «По следам пожарного Сэма» в подготовительной группе
laquo;Квест – игра по безопасному и физическому воспитанию дошкольников»«По следам пожарного Сэма»в подготовительной группе...