Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников
методическая разработка на тему
Организация медико-педагогического контроля за физическим воспитанием дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediko-pedagogicheskiy_kontrol_v_doshkolnoy_organizatsii.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ
Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.
Основная цель медико-педагогического контроля: оптимизировать двигательную активность детей.
Основные задачи и формы медико-педагогического контроля
Задачи медико-педагогического контроля
- Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.
- Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
- Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
- Проведение санитарно-просветительной работы.
ФОРМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Основными формами медико-педагогического контроля являются:
- медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка – основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
- медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
- санитарный осмотр места проведения занятий;
- диспансеризация – занятия детей в подготовительных или специальных группах;
- медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
- медицинское сопровождение во время соревнований;
- профилактика спортивного травматизма;
- санитарно-просветительная работа;
- контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:
- Медицинское обследование детей проводится согласно приказу Министерства охраны здоровья Украины от 29 ноября 2002 года № 434.
- Уровень гармонического и физического развития детей согласно их возрасту.
- Определение функционального развития ребенка (использование спец. методов обследования).
- Оценка физической подготовленности, что включает определение у детей уровня развития физических данных.
Внимание!
Ошибочный подход к степени развития здоровья ребенка, его физическому развитию, уровню функциональных возможностей может снизить физическую и умственную трудоспособность, уровень здоровья и даже привести к психической травме ребенка.
Перевести ребенка из спец группы в подготовительную, а из подготовительной в основную, можно только после медицинского обследования.
После перенесения острых хронических заболеваний, оперативного вмешательства или после травмы, в период реабилитации их зачисляют в спецгруппу для проведения лечебно-физкультурного комплекса.
Особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп
Название группы | Критерии | Характеристика физической нагрузки | Примечание |
Основная группа | 1. Возраст Высокий или средний уровень гармоничного развития. 2. Функциональные возможности соответствующие возрасту. 3. Отсутствие острых или хронических заболеваний. 4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку. 5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку | Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой | Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей) |
Подготовительная группа | 1. Возраст, низкий уровень физического развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела. 2. Физические возможности ниже возрастных норм. 3. Отсутствие острых и хронических заболеваний. 4. Реабилитационный период после острого заболевания. 5. Отставание в физической подготовке. | Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физических упражнений. Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физическому воспитанию. | Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно. |
Специальная группа | Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физи-ческого воспитания. | Физическая подготовка проводится по специальным программам ЛФК. | Занятия проводятся специалистами по ЛФК. |
Ориентировочные сроки восстановление занятий физкультурой в основной (подготовительной) группах
Название болезни | Срок восстановления физкультурных занятий | Примечание |
Ангина | 2-4 недели | Для перевода в основную группу нужно сдать анализы, обратить внимание на сердечно-сосудистую систему |
ОРЗ | 1-3 недели | Избегать переохлаждения |
Пневмония | 1-2 месяца | Избегать переохлаждения. Рекомендовать дыхательные упражнения |
Грипп | 2-4 недели | Обратить внимание на работу сердечно-сосудистой системы |
Острое инфекционное заболевание | 1-2 месяца | Занятие начинать только после лабораторных обследований, обследования сердечно-сосудистой системы. |
Острый отит | 3-4 недели | Избегать переохлаждения. Исключить резкие упражнения (резкие повороты, перевороты и т.д.) |
Схема визуального обозначения степени утомляемости детей во время физических нагрузок.
Объекты наблюдения | Признаки утомляемости и степень | ||
Мала | Средняя | Недопустимая | |
Цвет кожи лица | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение или посинение |
Речь | Четкая | Затруднена | Затруднена или невозможна |
Мимика | Обычная | Лицо напряжено | На лице выражено страдание |
Потливость | Небольшая | Обильная, в верхней половине тела | Стекание пота по всему телу. |
Дыхание | Ускоренное, ровное | Сильно ускоренное, рывками через рот | Сильно ускоренное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами |
Движение | Бодрое | Качание, нетверды шаг | Резкое качание, дрожь в конечностях, вынужденная поза при сидении |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, шум в ушах | Жалобы на плохое самочувствие, боль у правого подреберья, головная боль, тошнота, икота. |
Внимание | Точное исполнение команд | Ошибки при выполнении команд не четкое их выполнение | Выполнение команд нечеткое, вольное |
Оценка эффективности физкультурного занятия
Оценку эффективности физкультурного занятия нужно проводить при помощи:
- наблюдений и опросов, что позволяет оценить степень развития утомляемости.
- хронометражных наблюдений.
В ходе проведения хронометражных наблюдений при помощи секундомера – регистрирую время отдельных видов деятельности во время занятия. При этом, в зависимости от возраста, учитывают, что:
а) вводная часть (3-4 мин.) – это организация детей и подготовка их к занятию;
б) подготовительная часть (4-8 мин) – предназначена для проведения упражнений из общей физической подготовки;
в) основная часть (8-14 мин), где раскрывается тема занятия, разделяется на два периода I период – формирование новых движений и II период закрепления их.
г) заключительная часть (3-4 мин), обеспечивает поступательное движение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма до исходного уровня (на 2-3 мин после окончания занятия).
Общая плотность занятия
Общая плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении используемого времени занятия к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 90%.
Моторная плотность занятия
Моторная плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении затраченного времени к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 70%
Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физические нагрузки
Оценку реакции ребенка на физические нагрузки во время занятия проводят при помощи построения физиологической кривой .
Для этого измеряют частоту пульса у двух – трех детей перед занятием, после каждой части занятия и в конце занятия. Результаты измерения графически изображают на кривой: по горизонтали – длительность каждой части, по вертикали величина пульса.
При правильном построении занятия и адекватности физической нагрузки возможностям детского организма – физиологическая кривая характеризуется потенциальным увеличением частоты сердечных пульсаций, в вводной и подготовительной части, высоким уровнем (80 – 100% от начального пульса) в основной части, и постепенным уменьшением в заключительной части.
Низкий подъем, и ровный верхний край физиологической кривой показывает недостаточность физической нагрузки. Многоступенчатая кривая показывает о периодах бездеятельности.
Нужно знать, что пульсовая реакция зависит от величины нагрузки и уровня подготовленности ребенка к ним.
Эффективность физического воспитания детей основной и подготовительной группы определяется за динамикой показателей острых заболеваний в течении года, показатели физического развития и гармоничности в результате выполнения контрольных двигательных листов.
ПОКАЗАТЕЛИ ПУЛЬСА ДВУХ ДЕТЕЙ
№ п/п | Ф.И. | возраст | Группа здоровья | Пульс | |||||
До занятия | Вводная часть | Основная часть | Подвижная часть | Заключительная часть | Через 2 мин после занятия | ||||
1. | Созонцев Денис | 5 лет 2 мес | 1 | 80 | 88 | 120 | 130 | 94 | 80 |
2. | Артюшенко Лена | 5 лет 8 мес | 1 | 78 | 86 | 118 | 128 | 92 | 78 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КРИВАЯ ЗАНЯТИЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ПУЛЬСА ДВУХ ДЕТЕЙ
Пульс (удар в мин) | МИНУТЫ | |||||
5 | 15 | 23 | 27 | 30 | ||
150 | ||||||
145 | ||||||
140 | ||||||
135 | ||||||
130 | ||||||
125 | ||||||
120 | ||||||
115 | ||||||
110 | ||||||
105 | ||||||
100 | ||||||
95 | ||||||
90 | ||||||
85 | ||||||
80 | ||||||
Части занятия | Вводная | Общеразвивающие упражнения | Основные виды движений | Подвижная игра | Заключительная часть |
ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕГИСТРАЦИЕЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ____________________________________________________________ | Группа _____________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возраст _____________________________________________________________ | Дата _____________________ |
Основные моменты хронометража | Время по минутам | Востановление частоты сердечных сокращений | Общее время в минутах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 1 | 2 | 3 | ||
Выполнение упражнений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расстановка, уборка инвентаря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидание отдыха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обоснованный простой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота сердечных сокращений, исходная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показ, объяснение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каждой графе время отмечается в секундах, по минутам | Продолжительность занятия - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Части занятия: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Вводная | Общая | полезное время | Х100% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Общеразвивающие упражнения | плотность | продолжительность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. основные движения | занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подвижная игра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Заключительная | Моторная | время затраченное на движения | Х100% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
плотность | общее время занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Части занятия отмечаются - "Х" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ
- Место проведения: физкультурный зал
- Группа: старшая
- Присутствовало: 18 детей
- Длительность: вводная – 5 мин; основная – 18 мин; подвижная игра – 4 мин; заключительная – 3 мин.
- определение плотности занятия (хронометраж)
Секунды | Минуты | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
10 | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | - | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
20 | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
30 | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | - | - |
40 | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | |
50 | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - |
60 | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | |
Части занятия | Вводная | Общеразвивающие упражнения | Основные движения | Подвижные игры | Заключительная |
Плотность занятия: моторная – 74,7%; общая – 92%
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Статистическая силовая выносливость мышц спины (норм 1 мин) | Динамическая выносливость мышц брюшного пресса | Проба Мингоцини | ||
1 способ (норма 15-20 раз за 1 мин) | 2 способ (норма 1 - 1,5 мин) | сила мышц рук (норма 1 мин) | сила мышц ног (норма 1 мин) | |
И.п. лежа на животе. Туловище поднимается на 300 и удерживается в таком положении | И.п. лежа на спине, ноги фиксируются, руки на поясе. Определяется количество переходов из положения лежа в положение сидя | И.п. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 450 к полу удерживаются на весу | И.п.: стоя, руки впереди. Продержать руки в таком положении | И.п. лежа на спине, ноги разведены, согнуты в тазобедренном суставе и в коленном суставе (угол 900). Удерживать ноги в этом положении |
СРЕДНИЕ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Пол | Возраст | Жизненная емкость легких (мл) | Сила мышц, правой кисти (кг) | Сила мышц, левой кисти (кг) | Становая сила |
Мальчики | 3 4 5 6 7 | 500-800 650-1000 1100-1500 1500-1800 1700-2200 | 3,4-6,2 3,9-7,5 6,5-10,3 9,6-14,4 11,6-15,0 | 3,1-5,5 3,5-7,1 6,1-9,5 9,2-13,4 10,5-14,1 | 13,6-19,6 17,6-22,4 19,7-28,1 28,9-37,4 28,7-39,9 |
Девочки | 3 4 5 6 7 | 400-800 650-1000 1100-1400 1300-1800 1500-2000 | 2,6-5,0 3,1-6,0 1,9-8,7 7,9-11,9 9,4-11,4 | 2,5-4,9 3,2-5,6 5,1-8,7 6,8-11,6 8,6-13,2 | 12,4-17,2 14,5-19,7 16,3-22.5 24,5-32,9 25,0-35,0 |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
- Проба с переменой положения тела (для детей раннего возраста)
Ребенок лежит на кушетке в спокойном состоянии 2-3 минуты, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (по 10-секундным интервалам), измеряют артериальное давление. Затем ребенку предлагают встать и производят те же измерения в вертикальном положении.
- Проба Мартинэ-Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек).
Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму.
Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин (когда исчезает рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний и записывают в графу «до нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т.д.)
После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.
После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.
Секунды | Частота сердечных сокращений | Примечание | ||||
До нагрузки | После нагрузки | |||||
1 мин | 2 мин | 3 мин | 4 мин | |||
10 20 30 40 50 60 | 17 16 16 15 - - | 22 - - - - 18 | 17 17 16 16 - - | Наличие одышки, потливости, гиперемии лица, жалобы ребенка | ||
105/70 | 120/75 | - | 105/70 |
КОЛЕБАНИЕ ЧАСТОТЫ СРЕДНИХ СОКРАЩЕНИЙ (УДАРЫ В МИНУТУ) ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Виды физических упражнений | мин – макс. | Время восстановления в минутах |
1. Общеразвивающие упражнения | 100-140 | 1-2 |
2. Умеренная ходьба | 120-150 | 1-2 |
3. Осложненная ходьба (стеи-тест, ходьба по лестнице) | 130-160 | 3 |
4. Бег на месте | 130-170 | 3 |
5. бег средней интенсивности | 150-180 | 3-4 |
6. Медленный бег «трусцой» | 150-170 | 2-3 |
7. Прыжки в длину | 130-165 | 1-2 |
8. Прыжки со скакалкой | 140-170 | 3-4 |
9. Подскоки | 130-160 | 2-3 |
10. Равновесие | 120-150 | 1 |
11. Езда на велосипеде | 130-160 | 3 |
12. Игра в мяч | 145-195 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника безопасности и врачебный контроль в физическом воспитании дошкольников.
организация физкультурной деятельности по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его...
Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"
Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...
Физические упражнения - средство физического воспитания дошкольников
Определение, значение, характеристика физических упражнений, классификация, формы, факторы физических упражнений...
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием в ГБДОУ детский сад
Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием в ГБДОУ детский сад...
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, обеспечение качественного образования без увелечения учебной нагрузки является одной из приоритетной задач дошкольного образования. В презент...
Контроль организации физического воспитания в ДОУ
Организация контроля физического воспитания в ДОУ, в том числе проведения занятий, досугов, праздников. Содержание контроля включает в себя контроль обеспечения оптимальной физической нагрузки и усвое...
Физическое воспитание дошкольников. Сотрудничество родителей и педагогов с целью повышения эффективности физического воспитания дошкольников.
С раннего детства ребенок познает мир и осваивает пространство при помощи движений. Двигательное развитие — одно из важнейших направлений развития дошкольника.В современной дошкольной педагогике...