Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»
статья

Мадинская Наталья Викторовна

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

«Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения»

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.

Эталоны формы: геометрические фигуры.

Эталоны величины: метрическая система мер.

Эталоны слуха: звуковысотные  отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

Эталоны вкуса:  сладкий, соленый, горький, кислый.

Эталоны запаха:  свежий,  тяжелый, легкий, сладкий, горький, и т.д.

Сенсорное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание и развитие детей включает в себя:

-Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и промеривания.

-Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.

-Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.

-Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.

-Фундаментальную предпосылку для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.

 Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда  планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.

Работа по этим направлениям значима для развития детей.

 Для этого мною  были  поставлены следующие цели сенсорного воспитания:

-Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного

опыта детей в различных центрах активности в группе.

-Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми

игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,

обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного

чувственного опыта детей.

-Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей

через выполнение с ними различных видов заданий.

   Развивающие игры,  направленные на сенсорное развитие  планирую и организую ежедневно, с детьми в сенсомоторных уголках, как в первой половине дня, так и во второй. Игры провожу с небольшими подгруппами детей и индивидуально.

В современной жизни создаётся дефицит сенсорного опыта детей. Ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир  однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ мини-центров сенсорного развития.

Мини-центры сенсорного развития в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования.

 Сенсомоторные мини-центры предназначены главным образом:

-Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние

и т. д ).

-Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

-Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения

релаксации и комфортного самочувствия детей.

-Создания положительного, эмоционального фона, повышения

работоспособности ребёнка.

-Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания,

восприятия, памяти).

-Повышения мотивации к самостоятельной деятельности

дошкольников.

В группе создан мини-центр сенсорных эталонов.

Цель: формировать систему эталонов – цвет, размер, форма.

Сенсомоторный уголок помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей. Организуя игры, не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.

Для обогащения сенсорного опыта детьми, уделяю большое внимание, специально организованному обследованию предметов: обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки. В процессе обследования учу выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.

Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов  учу детей одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).

Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны - сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным  основаниям.

 Для формирования зрительного восприятия провожу игры:

-способствующие различению цвета (2-3),

-контрастных размеров (большой и маленький),

-формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).

  Использую следующие дидактические игры:

 Цвет:  «Подбери блюдце к чашке»;  «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»;  « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

Форма: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Мини-центр развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.

Цель: развивать тактильные ощущения, зрительные, мелкую моторику пальцев рук.

Центр  содержит материалы и оборудование для активизация познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики – мозаики разного размера и формы, шнуровочки, замочки, застежки, прищепки, лабиринты, пазлы, логические домики, тактильные мешочки, и другие игры.

 Для развития тактильных ощущений в центре подобраны различные материалы разной фактуры (кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.

Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами.

  Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».

  Большое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые  посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему  (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.

Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,

«Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.

Провожу работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики,  физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.

Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.

Мини-центр строительных и конструктивных игрушек.

Цель: формировать навык наглядно-образного и абстрактного мышления.

В мини-центре сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Подготовлены рисунки-схемы разнообразных построек.

Мини-центр слухового восприятия.

 Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, умение выражать различные эмоциональные состояния.

Для развития слухового восприятия используем в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку,  места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.

Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай, на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».

Для снижения нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Проводим такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».

Для достижения релаксации прослушиваем аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.

Мини-центр двигательной активности.

Цель: активизировать двигательную активность и развивать координацию крупной моторики.

Центр предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков .Проводим занятия в «сухом бассейне», используем игры:  «Цветные дорожки», «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.

Приобретены различные атрибуты для игр: лопатки,  совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д.

Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие.

Правильно организованная среда:

-помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка с ОВЗ,

-сопутствует созданию эмоционально положительной атмосферы в группе,

- приучает детей к самостоятельным играм.

Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ - буквально с первых дней его жизни является:

-залогом успешного осуществления разных видов деятельности,

-формирования различных способностей,

-обеспечивает приток новых впечатлений,

способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...

Выступление на педсовете "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

В выступлении предлагаются новые формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей....

Презентация для выступления на педсовете по теме "Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"

Иллюстрирование выступления на педсовете по теме"Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда...