Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»
статья
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
«Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения»
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира.
Сенсорное воспитание в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.
Эталоны формы: геометрические фигуры.
Эталоны величины: метрическая система мер.
Эталоны слуха: звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Эталоны вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый.
Эталоны запаха: свежий, тяжелый, легкий, сладкий, горький, и т.д.
Сенсорное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Сенсорное воспитание и развитие детей включает в себя:
-Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и промеривания.
-Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.
-Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.
-Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.
-Фундаментальную предпосылку для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда планомерно и систематически включалось во все моменты жизни, малыша.
Работа по этим направлениям значима для развития детей.
Для этого мною были поставлены следующие цели сенсорного воспитания:
-Создать в группе условия для обогащения зрительного сенсорного
опыта детей в различных центрах активности в группе.
-Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми
игры и упражнения, направленные на обогащение слухового,
обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного
чувственного опыта детей.
-Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей
через выполнение с ними различных видов заданий.
Развивающие игры, направленные на сенсорное развитие планирую и организую ежедневно, с детьми в сенсомоторных уголках, как в первой половине дня, так и во второй. Игры провожу с небольшими подгруппами детей и индивидуально.
В современной жизни создаётся дефицит сенсорного опыта детей. Ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - поможет создание в ДОУ мини-центров сенсорного развития.
Мини-центры сенсорного развития в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторные мини-центры предназначены главным образом:
-Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
и т. д ).
-Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
-Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
релаксации и комфортного самочувствия детей.
-Создания положительного, эмоционального фона, повышения
работоспособности ребёнка.
-Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания,
восприятия, памяти).
-Повышения мотивации к самостоятельной деятельности
дошкольников.
В группе создан мини-центр сенсорных эталонов.
Цель: формировать систему эталонов – цвет, размер, форма.
Сенсомоторный уголок помогает в решении многих важных задач в сенсорном развитии детей. Организуя игры, не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и с элементарными представлениями о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Для обогащения сенсорного опыта детьми, уделяю большое внимание, специально организованному обследованию предметов: обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки. В процессе обследования учу выделять свойства и качества предметов (форма, величина, цвет), материалы, из которых они сделаны.
Все это мы делаем не сразу, а постепенно расширяя круг познавательных объектов. Тогда образы восприятия становятся полнее. На основе сходства выделенных свойств у разных предметов учу детей одни предметы сопоставлять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый как котенок; колючий как ежик).
Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) мы используем в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны - сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным основаниям.
Для формирования зрительного восприятия провожу игры:
-способствующие различению цвета (2-3),
-контрастных размеров (большой и маленький),
-формы (шарик, кубик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).
Использую следующие дидактические игры:
Цвет: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
Форма: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
Величина: «Оденем кукол», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы» «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.
Мини-центр развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.
Цель: развивать тактильные ощущения, зрительные, мелкую моторику пальцев рук.
Центр содержит материалы и оборудование для активизация познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики – мозаики разного размера и формы, шнуровочки, замочки, застежки, прищепки, лабиринты, пазлы, логические домики, тактильные мешочки, и другие игры.
Для развития тактильных ощущений в центре подобраны различные материалы разной фактуры (кусочки меха; шёлка; шнурки; бархатная бумага); выпуклые буквы, цифры.
Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами.
Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Чудесный мешочек».
Большое внимание в своей работе уделяю развитию мелкой моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Изготовлены такие пособия, как: «Чудо-сад», «Забавные игрушки»,
«Веселая лужайка». Ребятишки с удовольствием пристегивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки; упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц, замков.
Провожу работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
Составлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и всей кисти рук. Подобраны пальчиковые игры с использованием народного фольклора «Наша Маша», «Сидит ворон на дубу», «Как у нашего кота», «Ладушки» и т.д.
Мини-центр строительных и конструктивных игрушек.
Цель: формировать навык наглядно-образного и абстрактного мышления.
В мини-центре сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Подготовлены рисунки-схемы разнообразных построек.
Мини-центр слухового восприятия.
Музыкальный центр способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, умение выражать различные эмоциональные состояния.
Для развития слухового восприятия используем в игре игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов.
Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай, на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец».
Для снижения нервно - психического напряжения, формирование уверенности в себе, развитие мимики и пантомимики, умение выражать различные эмоциональные состояния. Проводим такие игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».
Для достижения релаксации прослушиваем аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.
Мини-центр двигательной активности.
Цель: активизировать двигательную активность и развивать координацию крупной моторики.
Центр предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков .Проводим занятия в «сухом бассейне», используем игры: «Цветные дорожки», «Через ручеек», «Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.
Приобретены различные атрибуты для игр: лопатки, совочки, ведерки, формочки, резиновые игрушки, удочки, рыбки и т.д.
Составлен план работы с детьми в центре «Воды и песка», который включает в себя такие игры, как: «Достань ракушку (камушек)», «Теплый - холодный», «Что как плавает», «Найди шарик» и многие другие.
Правильно организованная среда:
-помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребенка с ОВЗ,
-сопутствует созданию эмоционально положительной атмосферы в группе,
- приучает детей к самостоятельным играм.
Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны, оборудование и игрушки в основном расположены в шкафах, но мы меняем их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ - буквально с первых дней его жизни является:
-залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
-формирования различных способностей,
-обеспечивает приток новых впечатлений,
способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...
Выступление на педсовете "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста"
В выступлении предлагаются новые формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей....
Презентация для выступления на педсовете по теме "Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"
Иллюстрирование выступления на педсовете по теме"Организация оптимального двигательного режима в группах младшего дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда...