Выступление на тему: «Предметно-развивающая среда в группе для развития речевых и коммуникативных умений»
материал
Речь-одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_rech1.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бирюлинский детский сад «Белочка»
Выступление на тему:
«Предметно-развивающая среда в группе
для развития речевых и коммуникативных умений»
Выполнила воспитатель
первой квалификационной категории
Маркизова Анна Алексеевна
Речь-одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции(анализ, синтез, сравнение, общение, абстракция и т. д.)развиваются и совершенствуются в процессе овладения речи. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека-это его визитная карточка.
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная остановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы.
В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы. Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи. По этому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
-речь педагога дошкольного образовательного учреждения.
-методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста. -специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Главной задачей в работе с детьми дошкольного возраста мы поставили обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Известно, что речевая развивающая среда ДОУ является фактором, активизирующим процесс развития, создавая развивающую среду группы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, способности.
Приобрели и изготовили своими руками всевозможные «шнуровки», «застежки», логические игры, создали центр «Песок и вода», закупили фабричные дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Паззлы» и т. д., изготовили персонажи для настольного театра, заготовили природный и бросовый материал и др.
Учитывая современные требования к повышению качества воспитательно -образовательного процесса, стараемся активно использовать современные ИКТ технологии; развивающие ролики для детей «Матрешки», «Животные», «Какие звуки издает ребенок» и д. р.
Данные ролики соответствуют возрасту детей и облегчает процесс проведения занятий, способствуют развитию не только речи, но и формированию психических процессов. Используем также в работе проектную деятельность. Разработка проектов «Пальчики-ручки», «Дружные пальчики» и т. д. Также нами приобретены диски с познавательными песнями: «Улица сезам», «Детские песни» и другое, которые мы используем как на занятиях, так и в игре.
Воспитательно -образовательный процесс строим на основе разработанной и утвержденной учебной программы по образовательным областям; физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, социально-личностное развитие.
Задачи по развитию речи решаются во всех образовательных областях и в разных видах детской деятельности, находят отражение в рабочей учебной программе. Специализированное занятие по развитию речи проводится в совместной деятельности педагога с детьми, каждое занятие имеет свою игровую мотивацию. Работа по развитию речи ведется и в направлениях: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.
Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно говорить, ежедневно проводим:
-артикуляционную гимнастику «Веселый язычок», «Любопытный язычок».
-дыхательную гимнастику.
-пальчиковые игры, упражнения(изображают животных, предметы быта, явления природы).
-логоритмические игры- слова сопровождают с движениями.
-в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.
Для того чтобы успешнее решались вопросы развития речи детей проводим работу с родителями. Организовали спецкурс и практическое занятие по созданию развивающих игр, провели практикум «Как развивать речь ребенка?», познакомили с играми и учили их методам проведения в домашних условиях. Проведенная презентация развивающих игр помог не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их грамотность. А презентация индивидуальных портфолио детей показал творческие возможности родителей: некоторые оформили альбом достижения, кто-то сделал презентацию, а мы, воспитатели, составили астрологический прогноз группы.
Анализ удовлетворенности родителей работой воспитателей по данной проблеме показал, что 100% опрошенных удовлетворены деятельностью группы и детского сада в целом. Они заинтересованы в продолжении работы и активно встают на позицию помощи.
Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
-создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
-обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
-способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме «Предметно-развивающая среда в средней группе».
Выступление по теме «Предметно-развивающая среда в средней группе»....
Выступление на тему: «Предметно-развивающая среда в группе для развития речевых и коммуникативных умений»
Речь-одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство об...
Семинар - практикум. « Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода».
Семинар практикум по развитию речи у детей раннего возраста.Комплесный подход....
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений докольников"
Тема недели "Детский сад"Упражнение Аквагимнастика - "Детский сад"Детский садик, Детский садик!(По поверхности воды из лодошек изображаем крышу)Малыши туда спешат!(Ходьба пальчикам...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" - "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...
Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"
Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Сентябрь"...