Выступление «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»
материал на тему
Текст выступления на педагогическм совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме: «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»
С.Н. Вдовина, воспитатель, МКДОУ №41 «Лесная сказка, г. Лесосибирск.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в детском саду, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающие проявить индивидуальные творческие способности.
Долгое время в детских садах практикуется использование тематических зон (больница, магазин, квартира). Стабильная пространственная локализация уголков, их тематическая пестрота и разностильность оформления мешают детскому воображению выйти за рамки заданной темы. Игровые уголки, широко распространённые в практике организации сюжетных игр детей младшего и среднего дошкольного возраста, для старших детей могут оказаться тормозом игровой инициативы,так как детям заранее задаётся игровая задача. И потом дети в 6-7 лет уже отдают предпочтение реальному миру и не принимают организованного игрового пространства. Игра ребёнка начинается с моделирования им ситуации по выбранному сценарию. Само моделирование игровой ситуации, её предметной среды является главным фактором творчества ребёнка. Его дальнейшие сюжетно-ролевые действия – это уже завершение игры. Стационарная обстановка разобщает детей, невозможность переносить мебель самим детям не позволяет развернуть вокруг неё игру с большим количеством участников, заранее программирует игру на невозможность связей с другими играми. В игровых зонах наблюдается засилье реалистических по образному решению игрушек и готовых атрибутов. А это ограничивает игровые возможности детей, т.к. эти игрушки предназначены для реализации определённого и только одного сюжета. В старшем дошкольном возрасте уместны игры и игрушки динамического, вариабельного, многофункционального характера. Предметы-заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребёнку активно манипулировать ими. Игры старших дошкольников чрезвычайно разнообразны, и одни сюжетно-образные игрушки не могут удовлетворить творческие устремления детей. Предметы-заместители позволяют стремительно менять сюжет, причём без особых материальных затрат. При организации развивающей среды надо несколько сократить объём игрушек с фиксированной функцией, т.к. они в силу быстрого исчерпывания ребёнком возможных с ними действий психологически малосодержательны. Группу лучше наполнить модулями, конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определённой смысловой информации, а значит, способствуют развитию воображения, знаковой символической функции мышления. Часто, при организациипредметно-пространственной среды мебель расставляют вдоль стен, освобождая центральное место для столов и игр. Это нецелесообразно, т.к. перемещение по группе не вызывает у ребёнка новых впечатлений, желания играть, в нём нет элемента неожиданности: всё знакомо и остаётся неизменным. Пространство, организованное таким образом, создаёт у ребёнка ощущение постоянного присутствия большого количества детей. А пребывание ребёнка в группе более 15 человек не может не действовать возбуждающим и, следовательно, утомляющим образом на его нервную систему. Односложное пространство не предполагает занятий разными видами деятельности, нет дифференцированного индивидуального подхода. Для разделения группового пространства используют полки-этажерки, предназначенные для размещения стационарных центров. Кроме этого существуют передвижные центры – этот контейнер из трёх коробов-полочек на колёсиках. Его можно переставить в удобное для деятельности место, перекатывая весь целиком или перемещая только необходимый короб.
Вот некоторые центры:
1.Физкультуры и здоровья.
2. Науки и экспериментирования.
3.Искусства.
4. Развития речи.
5.Математики и строительства.
6.Театральной деятельности.
7.Музыкальной деятельности
8.Уголок уединения.
Так как центров много, а пространство групповых помещений ограничено, то используют приём функционального преобразования пространства. Например: во время свободной деятельности центр физкультуры и здоровья доступен для детей, но в момент организованного обучения закрывается и перестраивается в учебную зону. Для этого используют шторы, подвесные планшеты (магнитные доски, фланелеграфы и т.д.), на которых размещается наглядный материал к занятиям. Шторы и планшеты крепятся к двум гардинам. В создание среды активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребёнка к среде, понимания необходимой комфортности для всех детей и взрослых, стремление и умение согласовывать свои желания и интересы с другими. Материалы и оборудование, необходимые детям, должны быть в поле зрения ребёнка, либо доступны. Полки, расположенные на разной высоте, позволяют соблюсти принцип сомасштабности: за одними полками дети могут сидеть, как за столом; за другими заниматься стоя; самые высокие полки представляют субъектность педагога в группе. Эстетически развивающую среду образуют произведения художественного творчества детей, которые следует выставлять в групповом помещении. Вместе с тем, надо заботится о том, чтобы эта среда соответствовала её функциональному назначению, отвечала требованиям художественного вкуса, не содержала бы пестроты, разностильности, китча, перегрузки предметами и иллюстративным материалом. Е.А.Флёрина сформулировала требования к развивающей среде: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребёнка, учёт детского опыта и «текущей жизни». Элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, исследовательской работе, к коллективному творчеству.
Можно выделить следующие принципы построения развивающей среды в детском саду:
- Принцип открытости (природе, культуре, обществу, своего «Я»).
- Принцип гибкого зонирования (организация различных пересекающихся сфер активности).
- Принцип стабильности-динамичности (меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы).
- Принцип полифункциональности предметного мира (реализуется с помощью различного модульного оборудования).
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии ребёнка, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Особенности создания предметно - развивающей среды в младшей группе.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодейс...
Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...
«Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»
laquo;Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»...
«Особенности создания предметно –развивающей среды в группе комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития»
Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе комбинированной направленности для детей с ЗПР выстроена в соответствии с содержанием адаптир...
Выступление "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"
Выступление на педагогическом совете с темой "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"Выступающий: пе...