Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Легкова Надежда Викторовна

Методическая разработка

 «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физического воспитания ДОУ, воспитателям, логопедам, родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, творческого, гармонически развитого ребенка.

Задачи:

I группа:

- Оптимизировать взаимодействие специалистов работающих в дошкольном образовательном учреждении

- Интегрировать образовательные направления (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

- Оптимизировать физическую нагрузку для каждого ребенка в соответствии с его физическими возможностями

- Повышать эмоциональный настрой детей

II группа:

- укреплять здоровье и повышать работоспособность детей

- обучать и совершенствовать основные виды движений

- развивать основные физические качества

- совершенствование общей и мелкой моторики

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью

- коррекция недостатков развития

- расширение лексического запаса

- развитие слухового внимания и зрительной памяти

- способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию

- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества

- воспитывать у детей стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой.

                Принципы:

- принцип «не навреди» - у многих детей имеются серьезные проблемы со здоровьем и ограничения двигательной активности.

- принцип доступности и индивидуализации - детям предлагается нагрузка, упражнения, движения, игры доступные для выполнения каждого конкретного ребенка и направленные на коррекцию его проблемы.

- принцип интеграции с другими специалистами детского сада (врача, врача-окулиста, ортоптистов, тифлопедагогов, логопедов, психолога, воспитателей)

- принцип оздоровительной направленности – в своей работе, помимо программного материала, я использую самомассаж, зрительную гимнастику.

- принцип непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха - используемая мной система работы позволяет естественным образом оптимизировать нагрузку для разных видов групп (общеразвивающих, коррекционных).

- принцип осознанности – во время занятий стараюсь привить детям осмысленное отношение к физическим упражнениям и подвижным играм.

- принцип активности – подобранные мной игры дают возможность для творческой активности детей, проявлению инициативы, самостоятельному поиску.

Программа состоит из комплексов упражнений и игр. Каждый комплекс рассчитан на две недели и связан с лексической темой данного периода.                         

 Комплекс включает в себя:

- Комплекс ОРУ

- Гимнастику для глаз, самомассаж

- Подвижную игру с речевым сопровождением

- Тематическую подвижную игру

Комплекс ОРУ

ОРУ – это упражнения, которые оказывают воздействие на отдельные части тела, различные группы мышц, а так же суставы и связки.

При составлении комплексов ОРУ я учитываю возрастные особенности детей, подбирают имитационные упражнения или упражнения игрового характера соответствующие теме.

Гимнастика для глаз, самомассаж

Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений, предназначенный для снятия зрительного напряжения и коррекции зрительных функций.

Сначала рекомендую подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову.

Игровой самомассаж - это поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.

Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивают навык собственного оздоровления. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают приятные ощущения, хорошие настроение, учатся доверять друг другу, отвечать за свои действия.

Подвижная игра с речевым сопровождением

Подвижные игры с речевым сопровождением – это игры обычно малой подвижности, при которых дети обыгрывают стихи, выполняя упражнения используя приемы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования.

Такие игры помогают детям в развитие общей моторики, умению координировать речь с движениями, памяти, раскрепощению

Тематическую подвижную игру

Подвижная игра – это сознательная активная двигательная деятельность детей, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.

Игры подобраны соответственно возрастным особенностям детей и тематически связаны с лексическими темами.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и обыгрываемым текстом. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям.

Тематические подвижные игры для детей эмоционально насыщенны, увлекательны, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям, позволяют им легко освоить лексический материал.

В начале разучивания комплексов упражнений и игр дети выполняют упражнения по показу педагога, вместе с ним. По мере запоминание последовательности упражнений, в старшем дошкольном возрасте дети руководствуются словесными инструкциями педагога, замечаниями, уточнениями. Тексты стихотворений в играх дети произносят вслед за педагогом, а по мере их запоминания, в старшем дошкольном возрасте, дети проговаривают тексты самостоятельно, лишь в случае необходимости педагог приходит воспитанникам на помощь.

Обязательным условием успешного проведения игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от типологических особенностей нервной системы. Одновременно двигательная активность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Упражнения и игры можно использовать как единый комплекс на физкультурных занятиях, утренней и вечерней прогулках, а также включить их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течение: всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

К каждому комплексу подобран материал речевого сопровождения — считалки и загадки. Речевой материал может быть использован не только на физкультурных занятиях, но и в повседневной деятельности детей в детском саду, на других занятиях и в режимные моменты.

Данная система работы оправдала себя и позволила добиться хороших результатов работы:

- дети с большим удовольствием посещают физкультурные занятия

- стали более раскрепощенные и уверенные в своих силах

- движения стали более координированные, легче запоминают игры со словами

- показывают более высокие результаты при диагностике

- способствует интеграции работы специалистов.

Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физического воспитания ДОУ, воспитателям, логопедам, родителям.

Примерное перспективное планирование проведения игр и упражнений.

Месяц

неделя

Лексическая тема

Комплекс ОРУ или динамическое упражнение

Гимнастика для глаз, самомассаж

Подвижная игра с речевым сопровождением

Подвижная игра

Сентябрь

1

2

Детский сад.

Туалетные принадлежности

Динамическое упражнение

 «Моемся, чистим зубы»

массаж тела «Мочалка».

Гимнастика для глаз «Жук»

 «Умывалочка»

Подвижная игра-загадка «Постарайся отгадать»

3

4

Ягоды

Грибы

Динамическое упражнение «Прогулка в лесу»

Массаж спины «Дождик»

Гимнастика для глаз «Ежик»

 «По грибы»

Подвижная игра «Ежик в лесу»

Октябрь

1

2

Фрукты

Овощи

Динамическое упражнение «Овощи»

Комплекс общеразвивающих упражнений

«На огороде»

Массаж спины «Дождик»

Гимнастика для глаз «Солнышко».

 «Овощи»

Игра малой подвижности «Огород»

3

4

Осень

Деревья

Динамическое упражнение «Лес»

Упражнение «Тополек»

Массаж пальцев «Орешек»

Гимнастика для глаз «Белка».

 «Деревья осенью»

Игра-эстафета «Не намочи ног»

Ноябрь

1

2

Птицы

Динамическое упражнение «Прогулка»

Массаж биологически активных зон «Сорока»

Гимнастика для глаз «Птичка»

 «Птички»

Подвижная игра «Сокол и голуби»

3

4

Одежда

Обувь

Упражнение для ног «Башмачки».

Массаж спины «Ботинки»

Гимнастика для глаз «Кружева»

 «Что купили в магазине»

Игра малой подвижности

«Чтоб не мерзнуть никогда»

Декабрь

1

2

Зима

Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер»

Комплекс ОРУ на скамейке. Катание с горки

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Гимнастика для глаз «Снежинки»

«Строим дом».

Подвижная игра «Снегопад»

Месяц

неделя

Лексическая тема

Комплекс ОРУ или динамическое упражнение

Гимнастика для глаз, самомассаж

Подвижная игра с речевым сопровождением

Подвижная игра

Декабрь

3

4

Новый год.

Динамическое упражнение «Звери на елке»

Игровой самомассаж «Морозята».                      

Гимнастика для глаз «Снежки».

«К нам приходит Новый год»

Подвижная игра «Два Мороза»

Январь

3

4

Бытовые приборы, инструменты.

Динамическое упражнение «Строим дом»  

Массаж рук «Строим дом»

Гимнастика для глаз «Электроприборы»

«Инструменты»

Игра малой подвижности «Найди молоточек»

Февраль

1

2

Животные.

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка»

Динамическое упражнение «Лисица»

Комплекс ОРУ «Белочка»

Массаж «Лиса»

Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки «Лиса»

«У всех своя зарядка»

Подвижная игра «Хитрая лиса»

3

4

Наша Армия.

Комплекс ОРУ «Солдатская зарядка»

Динамическое упражнение «Сигнальщики»

Динамическое упражнение «Пограничники»

Массаж ушей «На границе»

Гимнастика для глаз

«Пограничник на границе…»

Игра-эстафета «Ловкие солдаты»

Март

1

2

Весна. Цветы.

8 марта.

Динамическое упражнение «Приходи, весна!»

Самомассаж подушечек пальцев

«Мамин день»

Гимнастика для глаз «Первоцветы»

«Праздник мам»

Подвижная игра «Зима и весна»

3

4

Транспорт.

Комплекс общеразвивающих упражнений

«Экскаватор»

Массаж спины «Транспорт»

Гимнастика для глаз «Транспорт»  

«Машины разные нужны, машины всякие важны»

Игра малой подвижности «Колеса»

Апрель

1

2

Дом. Улица. Город.

Динамическое упражнение «Мы по городу гуляем»

Массаж спины «Вышел дождик на прогулку»

Гимнастика для глаз «Люблю по городу гулять…»

«Дивный город Петербург»

Игровое упражнение «Разгрузите корабли»

3

4

Посуда. Продукты питания.

Динамическое упражнение «Помощники»

Массаж спины «Компот»

Гимнастика для глаз «Посуда»

«Трали-вали»

Игра малой подвижности «Звонкие ложки»

Май

1

2

Профессии. Школа.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии»

Массаж спины «Пильщики»

Гимнастика для глаз

«Кто строил школу»

«Первый раз в первый класс»

Игра малой подвижности

«Замечательный класс»

3

4

Лето. Насекомые.

Динамическое упражнение «Поход».

Массаж спины «Дождик»

Гимнастика для глаз «Оса»

«Бабочки»

Подвижная игра «Паук и мухи»

Пример:

Детский сад.

Туалетные принадлежности.

Динамическое упражнение

 «Моемся, чистим зубы»

Моем шею, моем уши,

Вытираем их посуше.

Чистота всего дороже,

Мы и зубы чистим тоже.

Порошком, порошком.

Раз, два, три –

Зубы щеткой чище три.

Тереть ладонями шею и уши.

Имитировать растирание полотенцем.

Погрозить пальцем.

Имитировать движениями чистку зубов вправо-влево.

Пальцы складываются в щепоть и посыпают правой, потом – левой.

Три хлопка в ладоши.

Имитировать движениями чистку зубов в направлении сверху вниз.

Самомассаж тела «Мочалка».

Трем рукой-мочалкой

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки –

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до коленочка -

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько -

Вверх-вниз, вверх-вниз,

А бедро разотрем -

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Отдыхать пойдем -

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя.

Гимнастика для глаз «Жук»

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – ЖЖЖ

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел

Жук на нос к нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел,

И на потолок присел

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.

Сидя, ноги скрестно, грозить пальцем

Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки,

то же в другую сторону

Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу

Направление рукой вниз сопровождает глазами

Делать вращательные движения руками и встать

Отвести руку в правую сторону, проследить глазами,

 

то же в другую сторону

Поднять руки вверх, посмотреть вверх

Подняться на носки, смотреть вверх

Хлопки в ладоши

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Умывалочка»

Это щетка для Андрейки,

Чисти зубки поскорей-ка.

Раз, два, три. Раз, два, три.

Вот так зубки! Посмотри!

Мы намылим наши ручки,

Раз, два, три. Раз, два, три.

А над ручками, как тучки,

Пузыри, пузыри.

По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки.

Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз.

Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ.

Упражнение «Улыбка».

Круговыми движениями трут одну ладошку о другую.

Два раза выполняют по три ритмичных хлопка.

Выбрасывают руки вверх.

Четыре ритмичных прыжка.

Подвижная игра-загадка «Постарайся отгадать»

Дети становятся рядом друг с другом один ребенок – водящий – отворачивается от них спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Последнюю строчку произносит один ребенок, чья очередь подошла дотрагиваться до воды. Водящий ребенок пытается отгадать, кто его позвал, поворачивается к детям и называет имя.

Если отгадал, ребенок отвечает:

Это я, это я,

Догоню я вас друзья.

Дети разбегаются, а ребенок пытается их догнать и запятнать. Через некоторое время педагог останавливает игру словами «Стоп игра». По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.

Если не отгадал, ребенок отвечает:

Нет не я, нет, не я,

Это …(имя ребенка), друзья.

Водящий опять отворачивается, игра повторяется еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....

«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста» Человек научается гораздо большему,когда он вовлечен полностью: эмоционально, аудиально и ...

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Методическая разработка «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направ...

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...