Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Методическая разработка
«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физического воспитания ДОУ, воспитателям, логопедам, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka.docx | 30.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, творческого, гармонически развитого ребенка.
Задачи:
I группа:
- Оптимизировать взаимодействие специалистов работающих в дошкольном образовательном учреждении
- Интегрировать образовательные направления (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).
- Оптимизировать физическую нагрузку для каждого ребенка в соответствии с его физическими возможностями
- Повышать эмоциональный настрой детей
II группа:
- укреплять здоровье и повышать работоспособность детей
- обучать и совершенствовать основные виды движений
- развивать основные физические качества
- совершенствование общей и мелкой моторики
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
- коррекция недостатков развития
- расширение лексического запаса
- развитие слухового внимания и зрительной памяти
- способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества
- воспитывать у детей стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой.
Принципы:
- принцип «не навреди» - у многих детей имеются серьезные проблемы со здоровьем и ограничения двигательной активности.
- принцип доступности и индивидуализации - детям предлагается нагрузка, упражнения, движения, игры доступные для выполнения каждого конкретного ребенка и направленные на коррекцию его проблемы.
- принцип интеграции с другими специалистами детского сада (врача, врача-окулиста, ортоптистов, тифлопедагогов, логопедов, психолога, воспитателей)
- принцип оздоровительной направленности – в своей работе, помимо программного материала, я использую самомассаж, зрительную гимнастику.
- принцип непрерывности и систематичности чередования нагрузок и отдыха - используемая мной система работы позволяет естественным образом оптимизировать нагрузку для разных видов групп (общеразвивающих, коррекционных).
- принцип осознанности – во время занятий стараюсь привить детям осмысленное отношение к физическим упражнениям и подвижным играм.
- принцип активности – подобранные мной игры дают возможность для творческой активности детей, проявлению инициативы, самостоятельному поиску.
Программа состоит из комплексов упражнений и игр. Каждый комплекс рассчитан на две недели и связан с лексической темой данного периода.
Комплекс включает в себя:
- Комплекс ОРУ
- Гимнастику для глаз, самомассаж
- Подвижную игру с речевым сопровождением
- Тематическую подвижную игру
Комплекс ОРУ | ОРУ – это упражнения, которые оказывают воздействие на отдельные части тела, различные группы мышц, а так же суставы и связки. | При составлении комплексов ОРУ я учитываю возрастные особенности детей, подбирают имитационные упражнения или упражнения игрового характера соответствующие теме. |
Гимнастика для глаз, самомассаж | Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений, предназначенный для снятия зрительного напряжения и коррекции зрительных функций. | Сначала рекомендую подбирать упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову. |
Игровой самомассаж - это поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. | Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивают навык собственного оздоровления. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают приятные ощущения, хорошие настроение, учатся доверять друг другу, отвечать за свои действия. | |
Подвижная игра с речевым сопровождением | Подвижные игры с речевым сопровождением – это игры обычно малой подвижности, при которых дети обыгрывают стихи, выполняя упражнения используя приемы имитации, подражания, образные сравнения, соревнования. | Такие игры помогают детям в развитие общей моторики, умению координировать речь с движениями, памяти, раскрепощению |
Тематическую подвижную игру | Подвижная игра – это сознательная активная двигательная деятельность детей, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. | Игры подобраны соответственно возрастным особенностям детей и тематически связаны с лексическими темами. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и обыгрываемым текстом. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям. Тематические подвижные игры для детей эмоционально насыщенны, увлекательны, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям, позволяют им легко освоить лексический материал. |
В начале разучивания комплексов упражнений и игр дети выполняют упражнения по показу педагога, вместе с ним. По мере запоминание последовательности упражнений, в старшем дошкольном возрасте дети руководствуются словесными инструкциями педагога, замечаниями, уточнениями. Тексты стихотворений в играх дети произносят вслед за педагогом, а по мере их запоминания, в старшем дошкольном возрасте, дети проговаривают тексты самостоятельно, лишь в случае необходимости педагог приходит воспитанникам на помощь.
Обязательным условием успешного проведения игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так и от типологических особенностей нервной системы. Одновременно двигательная активность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Упражнения и игры можно использовать как единый комплекс на физкультурных занятиях, утренней и вечерней прогулках, а также включить их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течение: всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
К каждому комплексу подобран материал речевого сопровождения — считалки и загадки. Речевой материал может быть использован не только на физкультурных занятиях, но и в повседневной деятельности детей в детском саду, на других занятиях и в режимные моменты.
Данная система работы оправдала себя и позволила добиться хороших результатов работы:
- дети с большим удовольствием посещают физкультурные занятия
- стали более раскрепощенные и уверенные в своих силах
- движения стали более координированные, легче запоминают игры со словами
- показывают более высокие результаты при диагностике
- способствует интеграции работы специалистов.
Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физического воспитания ДОУ, воспитателям, логопедам, родителям.
Примерное перспективное планирование проведения игр и упражнений.
Месяц | неделя | Лексическая тема | Комплекс ОРУ или динамическое упражнение | Гимнастика для глаз, самомассаж | Подвижная игра с речевым сопровождением | Подвижная игра |
Сентябрь | 1 2 | Детский сад. Туалетные принадлежности | Динамическое упражнение «Моемся, чистим зубы» | массаж тела «Мочалка». Гимнастика для глаз «Жук» | «Умывалочка» | Подвижная игра-загадка «Постарайся отгадать» |
3 4 | Ягоды Грибы | Динамическое упражнение «Прогулка в лесу» | Массаж спины «Дождик» Гимнастика для глаз «Ежик» | «По грибы» | Подвижная игра «Ежик в лесу» | |
Октябрь | 1 2 | Фрукты Овощи | Динамическое упражнение «Овощи» Комплекс общеразвивающих упражнений «На огороде» | Массаж спины «Дождик» Гимнастика для глаз «Солнышко». | «Овощи» | Игра малой подвижности «Огород» |
3 4 | Осень Деревья | Динамическое упражнение «Лес» Упражнение «Тополек» | Массаж пальцев «Орешек» Гимнастика для глаз «Белка». | «Деревья осенью» | Игра-эстафета «Не намочи ног» | |
Ноябрь | 1 2 | Птицы | Динамическое упражнение «Прогулка» | Массаж биологически активных зон «Сорока» Гимнастика для глаз «Птичка» | «Птички» | Подвижная игра «Сокол и голуби» |
3 4 | Одежда Обувь | Упражнение для ног «Башмачки». | Массаж спины «Ботинки» Гимнастика для глаз «Кружева» | «Что купили в магазине» | Игра малой подвижности «Чтоб не мерзнуть никогда» | |
Декабрь | 1 2 | Зима | Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер» Комплекс ОРУ на скамейке. Катание с горки | Массаж биологически активных зон «Снеговик» Гимнастика для глаз «Снежинки» | «Строим дом». | Подвижная игра «Снегопад» |
Месяц | неделя | Лексическая тема | Комплекс ОРУ или динамическое упражнение | Гимнастика для глаз, самомассаж | Подвижная игра с речевым сопровождением | Подвижная игра |
Декабрь | 3 4 | Новый год. | Динамическое упражнение «Звери на елке» | Игровой самомассаж «Морозята». Гимнастика для глаз «Снежки». | «К нам приходит Новый год» | Подвижная игра «Два Мороза» |
Январь | 3 4 | Бытовые приборы, инструменты. | Динамическое упражнение «Строим дом» | Массаж рук «Строим дом» Гимнастика для глаз «Электроприборы» | «Инструменты» | Игра малой подвижности «Найди молоточек» |
Февраль | 1 2 | Животные. | Динамическое упражнение «Зайкина зарядка» Динамическое упражнение «Лисица» Комплекс ОРУ «Белочка» | Массаж «Лиса» Гимнастика для глаз, с проговариванием чистоговорки «Лиса» | «У всех своя зарядка» | Подвижная игра «Хитрая лиса» |
3 4 | Наша Армия. | Комплекс ОРУ «Солдатская зарядка» Динамическое упражнение «Сигнальщики» Динамическое упражнение «Пограничники» | Массаж ушей «На границе» Гимнастика для глаз | «Пограничник на границе…» | Игра-эстафета «Ловкие солдаты» | |
Март | 1 2 | Весна. Цветы. 8 марта. | Динамическое упражнение «Приходи, весна!» | Самомассаж подушечек пальцев «Мамин день» Гимнастика для глаз «Первоцветы» | «Праздник мам» | Подвижная игра «Зима и весна» |
3 4 | Транспорт. | Комплекс общеразвивающих упражнений «Экскаватор» | Массаж спины «Транспорт» Гимнастика для глаз «Транспорт» | «Машины разные нужны, машины всякие важны» | Игра малой подвижности «Колеса» | |
Апрель | 1 2 | Дом. Улица. Город. | Динамическое упражнение «Мы по городу гуляем» | Массаж спины «Вышел дождик на прогулку» Гимнастика для глаз «Люблю по городу гулять…» | «Дивный город Петербург» | Игровое упражнение «Разгрузите корабли» |
3 4 | Посуда. Продукты питания. | Динамическое упражнение «Помощники» | Массаж спины «Компот» Гимнастика для глаз «Посуда» | «Трали-вали» | Игра малой подвижности «Звонкие ложки» |
Май | 1 2 | Профессии. Школа. | Комплекс общеразвивающих упражнений «Профессии» | Массаж спины «Пильщики» Гимнастика для глаз | «Кто строил школу» «Первый раз в первый класс» | Игра малой подвижности «Замечательный класс» |
3 4 | Лето. Насекомые. | Динамическое упражнение «Поход». | Массаж спины «Дождик» Гимнастика для глаз «Оса» | «Бабочки» | Подвижная игра «Паук и мухи» |
Пример:
Детский сад.
Туалетные принадлежности.
Динамическое упражнение
«Моемся, чистим зубы»
Моем шею, моем уши, Вытираем их посуше. Чистота всего дороже, Мы и зубы чистим тоже. Порошком, порошком. Раз, два, три – Зубы щеткой чище три. | Тереть ладонями шею и уши. Имитировать растирание полотенцем. Погрозить пальцем. Имитировать движениями чистку зубов вправо-влево. Пальцы складываются в щепоть и посыпают правой, потом – левой. Три хлопка в ладоши. Имитировать движениями чистку зубов в направлении сверху вниз. |
Самомассаж тела «Мочалка».
Трем рукой-мочалкой Вверх-вниз, вверх-вниз, Пятки и носочки – Вверх-вниз, вверх-вниз, Ножку до коленочка - Вверх-вниз, вверх-вниз, Мы помоем чистенько - Вверх-вниз, вверх-вниз, А бедро разотрем - Вверх-вниз, вверх-вниз, Отдыхать пойдем - Вверх-вниз, вверх-вниз. | Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя. |
Гимнастика для глаз «Жук»
В группу жук к нам залетел, Зажужжал и запел – ЖЖЖ Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел Жук на нос к нам хочет сесть, Не дадим ему присесть. Жук наш приземлился, Зажужжал и закружился – ЖЖЖ. Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук наверх полетел, И на потолок присел На носочки мы привстали, Но жучка мы не достали. Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп. Чтобы улететь он смог. | Сидя, ноги скрестно, грозить пальцем Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу Направление рукой вниз сопровождает глазами Делать вращательные движения руками и встать Отвести руку в правую сторону, проследить глазами,
то же в другую сторону Поднять руки вверх, посмотреть вверх Подняться на носки, смотреть вверх Хлопки в ладоши |
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Умывалочка»
Это щетка для Андрейки, Чисти зубки поскорей-ка. Раз, два, три. Раз, два, три. Вот так зубки! Посмотри! Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три. А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри. | По два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки. Четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз. Движения указательным пальцем правой руки вдоль губ. Упражнение «Улыбка». Круговыми движениями трут одну ладошку о другую. Два раза выполняют по три ритмичных хлопка. Выбрасывают руки вверх. Четыре ритмичных прыжка. |
Подвижная игра-загадка «Постарайся отгадать»
Дети становятся рядом друг с другом один ребенок – водящий – отворачивается от них спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся отгадать.
Я с тобою рядом тут,
Скажи, как меня зовут.
Последнюю строчку произносит один ребенок, чья очередь подошла дотрагиваться до воды. Водящий ребенок пытается отгадать, кто его позвал, поворачивается к детям и называет имя.
Если отгадал, ребенок отвечает:
Это я, это я,
Догоню я вас друзья.
Дети разбегаются, а ребенок пытается их догнать и запятнать. Через некоторое время педагог останавливает игру словами «Стоп игра». По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.
Если не отгадал, ребенок отвечает:
Нет не я, нет, не я,
Это …(имя ребенка), друзья.
Водящий опять отворачивается, игра повторяется еще раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....
«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
«Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста» Человек научается гораздо большему,когда он вовлечен полностью: эмоционально, аудиально и ...
Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....
Методическая разработка «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Среди основных видов гимнастик, направ...
Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.
Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...
Конспект интегрированного занятия (учитель-логопед+ инструктор по физкультуре) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Защитники Отечества»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о дне защитника Отечества....
Методическая разработка «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторике пальцев рук детей старшего дошкольного возраста»
Информация для воспитателей как использовать материал для работы с детьми...