ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА
статья по физкультуре по теме
Деятельность детского сада по созданию системы физкультурно-оздоровительной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье
Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, соответствующие их возрасту и уровню готовности организма.
Диагностические исследования последних лет показывают, что функциональные возможности детей 5-7 лет не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников, за время пребывания их в детском саду, составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.
Результаты комплексной диагностики двигательной активности дошкольников в нашем детском саду (за период 2003 – 2006 гг.) свидетельствуют о том, что показатели объема двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физкультуре находятся в пределах 1300-1500 движений (по шагомеру). Физкультурные занятия в детском саду планируются с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Данная программа предполагает традиционные занятия по методикам Г.П. Лескова, А.В. Кенемана. Такие стандартные учебные занятия не в полной мере способствуют достижению благоприятного уровня двигательной активности детей.
В связи с этим возникла необходимость совершенствования содержания и методики проведения занятий по физической культуре. В основу разработки этих занятий положен ряд основных принципов:
- естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;
- оздоровительный характер (подбор упражнений направлен на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);
- адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;
- индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здоровья и психического развития).
Среди выше перечисленных принципов, важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных, функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.
Учебное занятие по физической культуре – это организованная двигательная деятельность детей, направленная педагогом на обучение разным видам движений, развитие физических качеств и обеспечение их благоприятным уровнем двигательной активности.
Максимальная эффективность занятий по физической культуре может быть обеспечена, если двигательная деятельность детей организуется с учетом принципов систематичности, наглядности, доступности и индивидуализации, активности и сознательности, а также постепенного повышения требовательности к усвоению программного материала. Важно, чтобы содержание занятия, построенного по определенному плану, позволило регулировать физическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, способствуя развитию выносливости детского организма.
На каждом занятии решается комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Образовательные задачи направлены на формирование доступных знаний об основах здорового образа жизни и приобщение детей к физической культуре. Дошкольники получают представления о многообразии физических и спортивных упражнений, а также знания о назначении и способах использования разных видов движений, сходстве и различиях в скорости, силе, направлении, их практической значимости.
Воспитательные задачи направлены на развитие физических, интеллектуальных и духовных способностей детей в их полном объеме. При постановке задач следует обращать на формирование нравственно-волевых качеств личности, развитие положительных эмоций и дружелюбия у детей, умение общаться со сверстниками, учить взаимопониманию и сопереживанию. С целью развития этих качеств личности можно использовать как репродуктивные, так и поисковые методы, приемы обучения движениям.
Оздоровительные задачи направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворения их биологической потребности в движении, на совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности. Оздоровительный эффект занятия по физической культуре зависит как от программного содержания, так и от санитарно-гигиенических и закаливающих условий, в которых оно проводится.
Успешное решение учебно-воспитательных задач, поставленных на занятии по физической культуре, во многом зависит от выбора способов организации детей. С целью регулирования двигательной активности дошкольников и улучшения качества выполнения двигательных заданий важно рационально сочетать на одном занятии разные способы организации.
Рациональный выбор организации детей на занятии зависит от новизны, сложности программного материала по развитию движений, наличия и расположения спортивно-физкультурного оборудования.
В практике работы детского сада возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло ролевой принцип подбора движений. Не традиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования и т.д.
В настоящее время мы используем следующие варианты проведения физкультурных занятий:
- занятие по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе ( например, «Репортаж со стадиона», «Буратино», «Приключение кузнечика Кузи на планете Туами», «Морское путешествие», «Гуси-лебеди» и т.д.);
- занятие, с использованием музыкально-ритмических движений. Данные занятия проводятся под музыку с выполнением танцевальных, ритмических движений. Игры на таком занятии тоже можно проводить с использованием музыки;
- занятие, построенное на подвижных играх. В детском саду создана картотека подвижных игр, которые способствуют повышению или снижению нагрузки и с помощью которой можно построить интересное занятие для детей;
- занятие по карточкам. Каждый ребенок на этом занятии получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные виды движения, в которых нужно поупражняться, и указана последовательность выполнения движений. На таких карточках может быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнять упражнения;
- занятие с элементами спортивного ориентирования. Такие занятие проводятся на участке детского сада;
- занятия с использованием игрового стретчинга, в основу которого лежат элементы древних гимнастик, йога;
- занятие с использованием нестандартного оборудования;
- диагностические занятия.
В современных детских садах можно увидеть много нетрадиционных подходов к проведению физкультурных занятий (методики В.Г. Алямовская, Н. Ефименко и др.). На наш взгляд, интересной и эффективной методикой является игровой стретчинг.
«Стретчинг» (от англ. растягивание) – оригинальная форма физических упражнений, в основе которых лежат элементы древних гимнастик. Занятия, построенные по такой методике, включают комплекс упражнений, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Кроме оздоровительного эффекта, оказываемого на организм, стретчинг способствует формированию навыка глубокого расслабления, а это благотворно влияет на эмоциональное состояние.
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, упражнения стретчинга лучше всего выполнять в игровой, имитационной форме. Это поможет ребенку лучше понять, прочувствовать упражнение и выполнять его как можно правильнее, сохранив необходимый интерес.
Анализ работы позволяет говорить об эффективности занятий с использованием игрового стретчинга: улучшилось общее состояние здоровья, уровень физического развития, а также оказывалось положительное влияние на психо-эмоциональную сферу ребенка.
Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные упражнения.
Точечный массаж – элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний (по А.А. Уманской).
Комплексы дыхательной гимнастики и точечного массажа проводятся на физкультурных занятиях перед общеразвивающими упражнениями в течение трех месяцев. Специальные дыхательные упражнения лучше проводить в начале занятий, так как они требуют внимания и кроме того, создают благоприятные условия для дальнейшей физической деятельности, положительный эмоциональный настрой.
Повышению двигательной активности в условиях детского сада способствует использование нестандартного оборудования. Оно легко устанавливается, достаточно эстетично и может использоваться не только на занятиях, но и для проведения спортивных праздников, развлечений, досугов. Упражнения при использовании такого оборудования совершенствуют координацию движений, улучшают гибкость позвоночника, совершенствуют осанку, являются профилактикой плоскостопия у детей.
Такое оборудование позволяет сделать физкультурное занятие занимательным и в тоже время эффективным, вносит в каждое занятие элемент необычности, постоянно поддерживая интерес детей, побуждая их к непроизвольной двигательной активности. Использование нестандартного оборудования способствует развитию у детей зрительного восприятия, пространственной ориентации, развитию общей и мелкой моторики, мускулатуры, активизации зрительных функций.
Новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому нестандартное оборудование никогда не бывает лишним. Его можно изготовить без особых затрат, с использованием бросового материала. Нужна только фантазия и желание делать своими руками.
Такое оборудование, как «Лабиринт-спираль», «Кольцеброс», «Тоннель» - развивают координацию и ловкость движений; «Рыбка», «Колпачки» - способствуют развитию быстроты двигательной реакции, укреплению мышц плечевого пояса. «Массажные дорожки» (с камнями, брусками, пробками, пуговицами) – способствуют массажу ступней ног, улучшению кровообращения, стимулирует мышцы ног.
Рациональный подбор и размещение нестандартного оборудования в окружающем ребенка пространстве создают также благоприятные условия для раскрытия творческих замыслов, который получает возможность самостоятельно выбирать интересные для него движения, ощущая себя комфортно среди различных предметов.
Одним из важных требований к подбору физкультурного оборудования является безопасность его использования – устойчивость и прочность. Нестандартное оборудование не требует дополнительной страховки, оно совершенно безопасно и может использоваться детьми самостоятельно, в любое время являются надежным средством профилактики гиподинамии у детей любого возраста.
В результате работы с детьми, нами разработаны принципы использования нестандартного оборудования.
Такое оборудование можно иметь в любом классе и использовать на переменах или после урочное время.
Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни
и физическому воспитанию
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная работа детского сада и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни в детском саду был проведено анкетирование с участием 37 семей. Анализ полученных данных позволил установить следующее. Среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье; далее следуют морально-нравственные и волевые качества, образование, материальное благополучие.
По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами деятельности во время пребывания дома являются - на первом месте, подвижные игры, занятия рисованием и лепкой, прослушивание рассказов и сказок, просмотр мультфильмов, конструирование. Занятия физическими упражнениями с родителями отводится лишь восьмое место, что не вызывает оптимизма.
Следует отметить противоречие между пониманием родителями важности регулярных занятий физическими упражнениями и недостаточной степенью их применения, а также чрезвычайно низким уровнем физической активности родителей. Так 30% родителей отметили, что вообще не используют физические упражнения с целью укрепления здоровья детей, в то время как регулярно их применяют лишь 21% родителей.
Таким образом, дальнейшей работе с родителями по данному направлению, мы предусматриваем повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, созданию традиций семейного физического воспитания.
Результаты физкультурной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Правильно построенные занятия и их системность способствовали росту функциональных возможностей дошкольников. Большинство детей имели благоприятный тип реакции на дозированную мышечную нагрузку. Отмечалось также более равномерное увеличение антропометрических показателей в течение учебного года. Педагогические наблюдения выявили позитивные изменения по всем трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) двигательной активности детей. Важно также отметить, что такой подход к организации физкультурных занятий позволил в значительной мере положительно влиять на психофизическое развитие детей, на характер их поведения и личностные качества.
У большинства гиперактивных детей появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее и качественнее выполнять различные двигательные задания, а также управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и нормами. Эти дети стали более уравновешенными и спокойными.
У малоподвижных детей появился достаточный запас двигательных навыков, а также интерес к спортивным играм и упражнениям, желание участвовать в коллективных играх. У многих улучшились показатели всех видов основных движений.
Перед поступлением в школу у детей повысился уровень физической подготовленности и появились предпосылки к их физическому самосовершенствованию. Дети овладели элементами техники основных движений, научились самостоятельно пользоваться приобретенными двигательными навыками в различных сложных ситуациях. Большинство детей научились ставить определенную цель и выбирать способы для ее решения, проявляя выдержку, решительность, ловкость, быстроту, выносливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление проектирования экологического образовательного пространства в условиях инновационной деятельности детского сада
Краткая подборка материалов по проектированию экологического воспитания ДОУ...
Результаты образовательной деятельности детского сада за 2010-2011 учебный год
Презентация содержит краткий отчёт о результатах работы детского сада за 2010-2011 учебный год. Презентация была представлена на Августовском совещании работников образования Осинского муниципа...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
Опыт работы детского сада....
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.
Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использов...
Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»
Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, которые родители поглощают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников ...
Презентация "Совместная деятельность детского сада и семьи по вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности детей"
Презентация к педагогическому совету....