Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»
консультация на тему

Размолодина Марина Сергеевна

Ограничиваться только пропаган­дой педагогических знаний, которые родители погло­щают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в ка­честве одной из основных форм работы с семьями на­ших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей детей и педагогов, как детско-родительский или семейный клуб развития и досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_detsko-rodit._klub.doc107.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»

Составитель:

воспитатель МДОУ «Детский сад №91» Размолодина М.С.

Для достижения высокой результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учрежде нии большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересо ванное участие в воспитательно-образовательном процессе не обходимо для успешного развития ребенка. Эффективное вза имодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ре бенка. А, как показывает опыт, оно зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей-дошкольников. При этом используются традиционные педагогические методы: на блюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности.

Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близ кое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, на блюдение за их взаимоотношениями во время встреч.

Проведенное анкетирование на предмет взаимодействия пе дагогов детского сада и родителей показало, что:

62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут по мочь советом, а действовать должны они сами;

27% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;

11% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка
возлагают на педагогов.

При этом большинство родителей не спешат обращаться к пе дагогам ДОУ за помощью, поскольку:

84% из них не придают особого значения трудностям воспи тания и образования ребенка;

81% считают это неудобным, так как, по их мнению, подоб ные консультации не входят в обязанности педагогов;

37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.

В то же время, по данным анкетирования, 93% педагогов стре мятся к взаимодействию с родителями.

Результаты исследования потребовали пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Стало очевидно, что ро дители должны активнее участвовать в воспитательно-образова тельном процессе, формировании естественного детско-взрослого сообщества. Только партнёрские, ориентированные на семью и её запросы формы и методы работы дадут положительный результаты и помогут выстроить систему психолого-педагогического сопровождения.

Важ но учитывать, что осознание человеком себя в новом статусе родителя сопровож дается пересмотром жизненных принци пов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с ро дителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.

Ограничиваться только пропаган дой педагогических знаний, которые родители погло щают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в ка честве одной из основных форм работы с семьями на ших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей детей и педагогов, как детско-родительский или семейный клуб развития и досуга, в рамках которого взаимодействие родителей и педагогов позволяет лучше узнать ребенка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми. В клубе проводится пси холого-педагогическое просвещение родителей, осуществляется общение педагогов и родителей в детско-взрослом сообществе, обеспечивается включение родителей в деятельность детского сада, их участие в коллективных творческих делах. Клуб — форма организации работы с родителями по воп росам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. В родительском клубе, где родители, общаясь друг с другом и специалистами, могут получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности. Клуб можно рассматривать как модель групповой консульта тивной работы с родителями, часто более эффективной, чем ин дивидуальное консультирование. Ведущей целью деятельности родительского клуба является сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация меж личностных внутрисемейных отношений, основанных на взаи мопонимании, поддержке и уважении друг друга.

Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходи мость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение сво бодного времени приводят к ухудшению физического и психи ческого состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармо ничных детско-родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благо получию. Семейный клуб – эффективное средство коррекции детско-родительских отношений.

Эта работа построена на принципах сотрудничества с семья ми, предполагающих:

  • презумпцию невиновности, выявление проблемы и стиму лирующую оценку (на основе помощи и поддержки специ алистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
  • индивидуально-дифференцированный подход (корректная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества):
  • систематичность и последовательность работы с каждой семь ей (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность ДОУ в течение всего пе риода адаптации ребенка к новым социальным условиям);    
  • доверительные, равнопартнерские отношения между педаго гами и членами семей воспитанников;
  • уважение норм и ценностей семьи;
  • ориентацию на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
  • использование различных методов работы психолога и дру гих специалистов ДОУ.

Деятельность семейного клуба в дошкольном учреждении качественно отличается от традиционной системы работы с ро дителями спецификой взаимодействия субъектов образователь ного процесса.

Семейные клубы — неформальные объединения ро дителей для решения практи ческих задач воспитания. Обычно они организуются груп пой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях, посещают одну группу детского сада. Людей спла чивает в семейном клубе увле ченность конкретными идеями в воспитании, например раннее закаливание, обучение плава нию грудных детей (и на этой основе их всестороннее разви тие) или совместное творчество взрослых и детей. В основе де ятельности семейного клуба — добровольность.

В семейном клубе критически настроенным родителям стано вятся видны не только недостат ки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям вид ны все стороны ребенка. Дети приобретают в семейном клубе ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях: например, подростки чувствуют себя младшими по отношению к взрослым, но старшими (и более опытными) по отношению к дошкольникам и младшим школьникам из других семей.

Семейные клубы очень по лезны для неполных семей, в которых дети испытывают де фицит образцов мужского (или женского) поведения. Они не обходимы единственным детям в семье, не имеющим опыта тес ного общения с детьми. Члены дружного семейного клуба чув ствуют себя более защищенны ми и уверенными в жизни.

Занятия в семейном клубе способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. В нем создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между ро дителями и детьми, родителями и педагогами.

Таким образом, детско-родительский клуб - это очень удобная форма работы с родителями, своеобразная школа, где они полу чают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с дошкольниками, опыт совместной деятельности с детьми.

Концепция создания семейного клуба

Комплексный подход к решению проблем воспитания, обу чения, творчества детей в родительском клубе направлен на са мореализацию личности ребенка в социуме (сообществе), на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, чтобы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становится удовлетворенной и счастливой.

1. Формирование нравственных ценностей.

Акцент делается на приоритетность духовных ценностей над материальными, что достигается путем самоанализа и воспита ния в себе положительных качеств. Это относится как к детям, так и к взрослым членам родительского клуба.

Для детей эта задача решается на уровне создания положитель ных моделей поведения в игре, драматизации, фантазировании, разрешении предлагаемых ситуаций, в общении со взрослыми в про цессе совместной творческой деятельности. Педагоги обращают внимание на развитие у ребенка таких качеств, как милосердие, доброжелательность и партнерство, взаимопомощь, взаимопони мание, умение саморегулировать себя. Происходит активная кор рекция поведения ребенка, когда он самостоятельно придумывает ситуации, создает, играет, открывает что-то новое. Роль родителей, педагогов заключается в том, чтобы помочь детям связать различ ные ситуации и сюжеты с сегодняшней жизнью и задать направле ние исследованию: «Как? Почему? Что надо делать?».

  1. Тесная связь обучения и воспитания.
  2. Творческая деятельность (театр, ИЗО, рукоделие), базиру ющаяся на получении конечных результатов (спектакль, празд ник, выставка и т.д.).

Особенность программы деятельности родительского клуба — это ее гибкость. Успешная реализация во многом зависит не толь ко от педагогов, но и родителей, которые становятся полноправ ными участниками воспитательно-образовательного процесса..

4. Благотворительность.

Поскольку одной из целей программы деятельности клуба яв ляется «воспитание не потребителя, а дарителя», ребенок также может творить благое дело, так как благотворительность бывает не только материальной, но и духовной. Желание передать свои опыт, знания, умения, теплоту и сердечность, быть милосердным, помогать слабым, больным, младшим тоже является благотвори тельностью. В клубе устраиваются детские праздники дарения, благотворительные спектакли, концерты. Милосердие проявля ется в заботе о «братьях наших меньших», о младших детях и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада"

Данная консультация для родителей, желающих учавствовать в воспитании  ребенка не только в домашних условиях, но и в сообществе с социомумом, развивать толерантную личность, прививая культуру сво...

Консультация для педагогов и родителей _ Адаптация в детском саду

laquo;Адаптация ребенка к детскому саду».Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жи...

Развлекательный вечер досуг «Новогоднее космическое путешествие с Космоцаплиусом» в старшей группе детского сада ( встреча детско-родительского клуба «Радость общения»)

Это конспект интегрированного познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к планетам, созвездиям (воспитатель, эколог) .Интеграция образовательных областей: «Познание&raq...

Консультация для педагогов "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада"

В программе выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое вни...

Консультация для педагогов и родителей "Скакалка в детском саду и дома"

Прыжки через скакалку используют для укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп. Это прекрасное средство тренировки сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развивающее общую вын...

Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества...

Консультация для педагогов "Создание дружеского партнерства между детским садом через различные формы общения с родителями"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в настоящее время остается актуальной, иногда обостряясь.  Необходимо разработать и внедрить систему работы по активному   включе...