Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
статья по коррекционной педагогике

Погорская Татьяна Дмитриевна

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

                                          Погорская Татьяна Дмитриевна

                                                         Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

                                                    Невского района г. Санкт-Петербурга

         Процесс познания человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все формы познания – воображение, запоминание, мышление – строятся на той основе, которую создают образы восприятия. В раннем возрасте чувственное познание играет особую роль, так как именно этот возраст особенно благоприятен для развития и совершенствования органов чувств и накопления представлений об окружающей действительности. Отражение этой действительности

обеспечивают сенсорные процессы, и именно от уровня их развития будет

зависеть характер представлений, их точность, полнота и ясность. Поэтому

развитие восприятия обеспечивает как развитие сенсорных процессов в целом, так и дальнейшее развитие познавательных процессов.

         Развитие восприятия – процесс сложный и многоступенчатый, который

включает в себя как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных

обществом, так и овладение способами обследования предметов. Именно

сенсорное воспитание и направлено на обеспечение всего перечисленного.

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при

организации правильного педагогического взаимодействия развивается

восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются

представления об окружающем мире

         Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль

         Сенсорное развитие в дошкольном возрасте является одной из главных составляющих успешного развития ребенка. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи.

Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

         У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном), слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического акали торов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детой ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

         Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:

- Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) .

- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.

- Формирование полноценных представлений об окружающему мире.

- Развитие сенсорной культуры ребенка.

- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.

- Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.

         Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и

формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях, от того, насколько научится оперировать ими, зависит процесс обучения в

будущем, т.е. ребенок в настоящее время усваивает понятие: формы, цвета,

величины, а именно: большой – маленький, круглый – квадратный, красный -

синий, сладкий - соленый.

         Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой,

различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и

расположение в пространстве. Наши детки к концу года должны видеть

контраст между светом и темнотой, различать цвета красный, синий, зеленый, желтый, из геометрических фигур должны знать: круг и квадрат, а из величины: большой – маленький, много – мало (один);

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать. Пожалуйста, прислушивайтесь к разнообразным звукам природы, это для вас они кажутся естественными, а для наших малышей они не знакомы;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус

разнообразные продукты питания и блюда, сладкий - соленый; горький –

кислый;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений,

ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по

величине и форме предметов, мягкий – твердый, квадратный – круглый,

большой – маленький, гладкий - шершавый;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
        В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов:

- Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.

- Развитие и коррекция тактильного восприятия.

- Развитие и коррекция слухового восприятия.         

         В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Список литературы:

1. Абдуллаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Ш. А. Абдуллаева ; Моск. гос. пед. ун-т. ‒ М., 1975. ‒ 26 с.

2. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. П. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. ‒ М. : Просвещение, 1969. ‒ С. 176-212.

3. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2005. – 176 с.

4. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. – М. : Медицина, 1977. – 302 с.

5. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания. ‒ М. : Изд-во «Инт практ. психологии», 1996. – С. 59-158.

6. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. ‒ Казань : Изд-во КГУ, 1988. ‒ 238 с.

7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] : монография / В. А. Беликов. ‒ М. : Академия Естествознания, 2010. ‒ 310 с.

8. Бетехтина, О. Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Ю. Бетехтина ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1999. – 26 с.

9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М. : Просвещение, 1988. ‒ 144 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Значение плавания в физическом развитии детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата

Общеукрепляющее и специальное коррекционное воздействие плавания на физическое  развитие детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата....

Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...