Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
статья по коррекционной педагогике
Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sensornogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Погорская Татьяна Дмитриевна
Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад
Невского района г. Санкт-Петербурга
Процесс познания человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все формы познания – воображение, запоминание, мышление – строятся на той основе, которую создают образы восприятия. В раннем возрасте чувственное познание играет особую роль, так как именно этот возраст особенно благоприятен для развития и совершенствования органов чувств и накопления представлений об окружающей действительности. Отражение этой действительности
обеспечивают сенсорные процессы, и именно от уровня их развития будет
зависеть характер представлений, их точность, полнота и ясность. Поэтому
развитие восприятия обеспечивает как развитие сенсорных процессов в целом, так и дальнейшее развитие познавательных процессов.
Развитие восприятия – процесс сложный и многоступенчатый, который
включает в себя как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных
обществом, так и овладение способами обследования предметов. Именно
сенсорное воспитание и направлено на обеспечение всего перечисленного.
Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при
организации правильного педагогического взаимодействия развивается
восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются
представления об окружающем мире
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте является одной из главных составляющих успешного развития ребенка. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи.
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном), слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического акали торов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детой ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально. Это ведет к ограничению практического опыта и становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.
Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:
- Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ) .
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.
- Формирование полноценных представлений об окружающему мире.
- Развитие сенсорной культуры ребенка.
- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.
- Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка, в том числе расширение колоративной лексики.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях, от того, насколько научится оперировать ими, зависит процесс обучения в
будущем, т.е. ребенок в настоящее время усваивает понятие: формы, цвета,
величины, а именно: большой – маленький, круглый – квадратный, красный -
синий, сладкий - соленый.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой,
различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и
расположение в пространстве. Наши детки к концу года должны видеть
контраст между светом и темнотой, различать цвета красный, синий, зеленый, желтый, из геометрических фигур должны знать: круг и квадрат, а из величины: большой – маленький, много – мало (один);
• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать. Пожалуйста, прислушивайтесь к разнообразным звукам природы, это для вас они кажутся естественными, а для наших малышей они не знакомы;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус
разнообразные продукты питания и блюда, сладкий - соленый; горький –
кислый;
• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений,
ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по
величине и форме предметов, мягкий – твердый, квадратный – круглый,
большой – маленький, гладкий - шершавый;
• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов:
- Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений: формирование представлений о цвете предметов; формирование представлений о форме предметов; формирование представлений о величине предметов; формирование и коррекция пространственных представлений; формирование временных представлений.
- Развитие и коррекция тактильного восприятия.
- Развитие и коррекция слухового восприятия.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Список литературы:
1. Абдуллаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Ш. А. Абдуллаева ; Моск. гос. пед. ун-т. ‒ М., 1975. ‒ 26 с.
2. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. П. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. ‒ М. : Просвещение, 1969. ‒ С. 176-212.
3. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2005. – 176 с.
4. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. – М. : Медицина, 1977. – 302 с.
5. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания. ‒ М. : Изд-во «Инт практ. психологии», 1996. – С. 59-158.
6. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. ‒ Казань : Изд-во КГУ, 1988. ‒ 238 с.
7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] : монография / В. А. Беликов. ‒ М. : Академия Естествознания, 2010. ‒ 310 с.
8. Бетехтина, О. Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Ю. Бетехтина ; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1999. – 26 с.
9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М. : Просвещение, 1988. ‒ 144 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»
Краткая аннотация проекта В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...
Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)
Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми с нару...
Значение плавания в физическом развитии детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата
Общеукрепляющее и специальное коррекционное воздействие плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата....
Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...
Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Гибкость является одним из важнейших показателей здоровья....
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...
Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"
Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...