Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ
консультация ( группа) на тему

Широкова Людмила Ивановна

Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ

Широкова Л.И.,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 60 г. Белгород

Обеспечение здоровья подрастающего поколения – одна из актуальных задач современного общества. В последние годы состоянием здоровья детей обеспокоены не только представители здравоохранения, но и педагоги, осознающие, что образование играет важную роль в решении этой социально значимой проблемы.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья исследовались во все периоды становления и развития образования, здоровьесбережение являлись и являются атрибутом функционирования любого образовательного учреждения. В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, И.И. Брехмана, Э.В. Сойко, В.А. Щеглова представлена основа понятия «здоровьесбережение», раскрыты общетеоретические аспекты здоровьесбережения. Серьёзное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах B.C. Быкова, Л.М. Куликова, С.С. Коровина, А.Я. Наина, С.Г. Серикова, П.П. Тиссена, H.A. Фомина и др.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме, недостаточное внимание уделяется ее педагогическим здоровьесберегающим аспектам, в основном рассматриваются медико-гигиенические вопросы, имеет место однозначность подходов к здоровьесбережению.

Полноценное обучение детей в образовательном учреждении, будет только тогда, когда  здоровье ребёнка не подрывается. А это может  зависеть от многих   факторов: принятие педагогическим коллективом концепции здоровьеориентированного обучения и воспитания; применение  здоровьесберегающих технологий или их элементов на  занятиях, а также различных видов двигательной активности детей для снятия утомления в образовательном процессе [1].Следует подчеркнуть, что ведущим фактором является готовность воспитателей к созданию здоровьесберегающей системы ДОУ.

Анализ официальных документов, теоретических источников показывает, что современный воспитатель должен обладать знаниями о человеческом организме, быть компетентным в области сохранения своего здоровья и здоровья воспитуемых и обучающих, знать о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на предупреждение и развитие заболеваний, владеть способами сохранения как своего здоровья, так и здоровья «доверенных» ему детей, выполнять комплексы упражнений для снятия утомления и повышения работоспособности, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и контроль за состоянием здоровья детей [3].

Воспитатель, заботящийся о здоровье детей, должен стремиться к созданию здоровьесберегающего педагогического процесса, владеть здоровьесберегающими технологиями и применять их в воспитательно – образовательном процессе ДОУ [5].

В настоящее время дошкольное образование перестало быть закрытой системой, поэтому его эффективность в здоровьесбережении определяется направленностью инициатив на структурирование ближайшего образовательного и социального пространства.

Роль детского сада в формировании ЗОЖ у детей очень важна, но мало эффективна если в этой работе не участвует семья. Только взаимоуважение и понимание специалистов детского сада и семьи способны сформировать навыки ЗОЖ у дошкольников.

        Формирование здоровьесберегающей педагогической системы МБДОУ д/с № 60 является приоритетным направлением работы педагогического коллектива.

К задачам формирования ЗОЖ у дошкольников мы относим:

  • достижение полноценного физического развития детей: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
  • воспитание нравственно-волевых черт личности;
  • формирование доступных представлений и знаний детей о ЗОЖ, о своем организме, о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических нормах и правилах;
  • формирование у детей привычек и практических навыков ЗОЖ;
  • воспитание у детей интереса к активной деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья, а также уважительного отношения к здоровью окружающих.

        К психолого-педагогическим условиям обеспечивающим формирование здоровьесберегающей педагогической системы детского сада мы относим:

  • обеспечение научно-методического сопровождения процесса формирования ЗОЖ;
  • содержательной и мотивационной готовности педагогов к созданию здоровьесберегающей педагогической системы и формированию ЗОЖ у детей;
  • целенаправленном и систематическом взаимодействии педагогов с семьей по опросам ЗОЖ;
  • сознательном и активном участии детей в процессе формирования ЗОЖ.

Приоритетными направлениями формирования здоровьесберегающей педагогической системы детского сада на наш взгляд являются: образовательная, воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.

В соответствии с данными направлениями в МБДОУ д/с № 60 была разработана физкультурно–оздоровительная программа.

В данную программу включены следующие разделы:

1. Материально-технические условия детского сада (состояние здания и оборудования требованиям санитарно гигиенических норм, включая групповые помещения, спальни, туалеты, мебель и т.д.; требования к освещенности помещений; наличие спортивного зала, тренажерного зала, спортивного инвентаря, спортивной площадки, плескательного бассейна, галакамеры, площадок для прогулок; обеспеченность музыкального зала необходимым оборудованием; соответствие пищеблока требованиям Сан ПиНов).

2. Кадровое обеспечение здоровьесберегающего процесса (медицинский персонал (врач, старшая медсестра); психолого-педагогический персонал (педагог - психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, учитель - логопед); взаимодействие с детской поликлиникой № 3, и тубдиспансером, областным физ. диспансером).

3. Медицинское обслуживание детей (наличие медицинского кабинета, изолятора; регулярные профилактические осмотры; картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению; профилактика острых заболеваний; профилактика близорукости; коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата).

4. Двигательная активность и физическое развитие детей (гимнастика (утренняя, после сна); оздоровительные коррекционные занятия для детей  с нарушением осанки и плоскостопием, динамические паузы; основные физкультурные занятия на свежем воздухе; массовые физкультурно-спортивные мероприятия; подвижные и спортивные игры, водные процедуры в плескательном бассейне в летний период).

5. Организация рационального, сбалансированного питания, сезонная дотация витаминов (регулярно свежие фрукты, овощи, соки, и др.).

6.Обучение детей навыкам (умениям) здорового образа жизни (соблюдение правил личной гигиены; режим дня; рациональное питание; средства физического воспитания; беседы, игры, утренники; оздоровительные и закаливающие мероприятия.

7. Педагогический коллектив (состояние здоровья): профилактический осмотр (1 раз в год); составление паспорта здоровья, участие в оздоровительных, профилактических мероприятиях; повышение квалификации педагогического коллектива, функционирование  хореографического кружка для педагогов «Девчата».

8.Взаимоотношения с родителями: беседы, консультации, родительские собрания направленные на содействие укрепления и развития здоровья (как детей, так и своего собственного); участие в  оздоровительных, профилактических мероприятиях; индивидуальная работа; использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья).

В соответствии с целью программы: привитие детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, повышение уровня оздоровительной работы в детском саду и дома, в МБДОУ д/с № 60 была организованна работа с педагогами, которая заключалась в обсуждении и разработке сценариев проведения Дней и Недель здоровья, планировании деятельности по организации интегрированных мероприятий, творческой лаборатории, в организации мастер-классов, семинаров- практикумов, консультаций. Все это способствовало повышению мотивации и профессионализма педагогов, обмену опытом в области оздоровительной деятельности.

Для расширения знаний и умений воспитанников, поддержания интереса к занятиям по физической культуре, снижения заболеваемости среди дошкольников реализуется модель двигательного режима в течение дня, проводятся туристические походы, соревнования и спортивные праздники, а так же оздоровительные закаливающие мероприятия

Родителям предлагаются физкультурные занятия-практикумы, консультации, беседы, участие в совместных мероприятиях. Мамы и папы являются активными участниками спортивных праздников и развлечений. Данная работа позволяет обмениваться лучшим опытом семейного воспитания.

Таким образом, формирование здоровьесберегающей педагогической системы детского сада является приоритетным направлением работы всего педагогического коллектива и осуществляется через комплекс мероприятий: обеспечение научно-методического сопровождения процесса формирования ЗОЖ; содержательная и мотивационная готовность педагогов к созданию здоровьесберегающей среды и формированию ЗОЖ у детей; целенаправленное и систематическое взаимодействие педагогов с семьей по вопросам ЗОЖ; сознательное и активное участие детей в процессе формирования ЗОЖ; целенаправленная организация здоровьесберегающей педагогической системы в семье и детском саду.

Благодаря систематической целенаправленной работе по здоровьесбережению в ДОУ, на протяжении ряда лет в детском саду уровень заболеваемости сохраняется ниже среднегородского уровня. У детей сформирована активная позиция по здоровьеукреплению и здоровьесбережению. Повысилась вовлеченность и активность родителей в вопросах, посвященных здоровью, здоровому образу жизни детей. Педагоги смогли обобщить и распространить результаты своей работы среди коллег ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волошина Л. Н. Современная воспитательная система детского сада Текст] / Л. Н. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. № 3. – С. 17 - 18.
  2. Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольников. –М.: ВЛАДОС, 1999.-176 с.
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
  4. Кудрявцев Н.В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004.- № 1.-С. 80-86
  5. Федоровская А.О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. 2004.-№ 1.-С. 33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая педагогическая система

Дана сама сущность здоровьесберегающей педагогической системы - понятие, критерии, технологи. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в ДОУ...

"Модель здоровьесберегающей педагогической системы"

В данном материале представлено моделирование здоровьесберегающей педагогической системы для малокомплектного детского сада...

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие, критерии, технология, измерения.

Одной из задач ФГОС ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Именно здоровьесберегающие технологии направлены на ре...

Здоровьесберегающие технологии как структурный компонент педагогической системы ДОУ

Одной из основных целей дошкольного образовательного учреждения являлась и является сохранение и укрепление здоровья детей. Для осуществления данной цели необходимо создание максимально благопри...

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников....

презентация «Здоровьесберегающие технологии в педагогической системе ДОУ»

Здоровье - это состояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.(Всемирная организация здравоохранения)...

Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".

   Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....