Развитие связной речи
презентация к уроку (старшая группа)

Свириденко Елена Алексеевна

Виды рассказывания по картине:

Описание предметных картин

Способ деятельности ребенка:

Воспринимает изображения на картине,  называет объект, группу, к которой он относится (игрушка или животное, домашнее или дикое), называет качества, свойства предмета, действия с этим предметом и его назначение; (животное –  внешний вид, действия, образ жизни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.pptx81.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи Выполнила: Свириденко Е.А.

Слайд 2

Виды рассказывания по картине: Описание предметных картин Способ деятельности ребенка: Воспринимает изображения на картине, называет объект, группу, к которой он относится (игрушка или животное, домашнее или дикое), называет качества, свойства предмета, действия с этим предметом и его назначение; (животное – внешний вид, действия, образ жизни). Упражняется в умении строить описание, придерживаясь последовательности: кто (что) изображен(о) на картине? Что вы видите у этого объекта, назовите. Расскажите о качествах предмета. Какие действия можно с ним выполнять? (живой объект – какие действия он может выполнять, образ жизни - где живет, чем питается, кто враги? ) Упражняется в умении подбирать слова, обозначающие качества предмета (цвет, форма, вкус), действия (что делает? Что делал? Что делают?…) Пользуется опытом в публичном высказывании по предметной картине.

Слайд 3

Методы, приемы работы педагога: Рассматривание и описание предметных картин. Вопросы (проблемные вопросы) Образец педагога. Совместное рассказывание План рассказа. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа Составление рассказа подгруппами. Оценка детских монологов. Результат : Умеет строить описание, придерживаясь последовательности. Умеет подбирать слова, обозначающие качества предмета, действия. Делает высказывания по предметной картине.

Слайд 4

Виды рассказывания по картине : Описание сюжетных картин по типу контаминации (и описание, и сюжет ) Способ деятельности ребенка: Воспринимает картины: выделяет центральный образ, других объектов, деталей, определяет места и временя события, взаимоотношений и настроения героев. Упражняется в описании персонажей, событий картины, их взаимоотношений, используя языковые средства: эпитеты (легкий характер, золотые руки), сравнения (прозрачная как роса, белая, точно снег), синонимы(прыгать-скакать, смотреть-видеть) Составляет план рассказа по картине. Применяет опыт публичного рассказывания по картине.

Слайд 5

Методы, приемы работы педагога : Рассматривание сюжетных картины, беседа, Образец педагога . Совместное рассказывание План рассказа. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа. Составление рассказа подгруппами Оценка детских монологов. Составление рассказа по частям . Результат : Умеет описывать персонажей, события картины, их взаимоотношения , использует языковые средства: эпитеты, сравнения синонимы. Составляет план рассказа по картине. Умеет рассказывать по картине.

Слайд 6

Виды рассказывания по картине : Рассказ по последовательной серии сюжетных картин Способ деятельности ребенка: Умеет соблюдать алгоритм действия с серией картин: рассматривает, подумает, о чем картины, находят первую и последнюю, центральную, устанавливают последовательность. Имеет представление о композиции высказывания: начало (завязка), середина (кульминация, главные события), окончание (развязка, чем все закончилось ). Владеет способами организации связного высказывания: цепная и параллельная связь. Научились способам завязки: жили-были, как-то раз и другие, способам окончания рассказа (развязки ). Умеет использовать в речи образные средства . Применяет опыт связного высказывания по цепочке.

Слайд 7

Методы, приемы работы педагога: Показ картины; выделение главного объекта, рассматривание его с помощью вопросов; образец речевого высказывания воспитателя (воспитатель начинает рассказ, дети продолжают ); один из детей еще раз рассказывает о том, что только что говорилось; рассматривание второстепенных объектов на картине, использование вопросов; рассказ педагога, синтезирующий материал высказываний, сделанных в ходе занятия . Результат : Знают, что у рассказа есть начало, середина и конец. Знают способы связного высказывания . Соблюдают алгоритм действия с серии картин. Владеют способами организации связного высказывания.

Слайд 8

Виды рассказывания по картине: Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Способ деятельности ребенка: Умеет воспринимать картины: выделяет центральный образ, других объектов, деталей, определяет место и временя события, взаимоотношений и настроения героев, оценивает произошедшее. Упражняется в описании персонажей, событий картины, их взаимоотношений, используя языковые средства: эпитеты (чистое поле), сравнения (соколом полетел, а сосны гнутся, как живые), синонимы (Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий .) Придумывает предшествующие и последующие события эпизода на картине. Применяет опыт публичного рассказывания по картине.

Слайд 9

Методы, приемы работы педагога: Вопросы (проблемные вопросы). Образец педагога Частичный образец педагога. Совместное рассказывание План рассказа. Коллективное обсуждение плана будущего рассказа. Составление рассказа подгруппами Составление рассказа подгруппами. Оценка детских монологов. Результат : Воспринимают картины, умеют описывать персонажей, события картины, их взаимоотношения, используя языковые средства. Умеет рассказывать по картине.

Слайд 10

Виды рассказывания по картине : Описание пейзажной картины и натюрморта Способ деятельности ребенка: Умеет воспринимать репродукции с картины (автор и название картины). Описывает отдельные объекты картины, используя эпитеты, сравнения, синонимы , образные выражения. Составляет план высказывания описательного характера. Владеет способами организации связного высказывания: цепная и параллельная связь. Применяет опыт публичного высказывания описательного характера.

Слайд 11

Методы, приемы работы педагога: Беседа по картине, вопросы (проблемные вопросы) Образец педагога. Частичный образец педагога Совместное рассказывание. План рассказа Коллективное обсуждение плана будущего рассказа Составление рассказа подгруппами. Составление рассказа подгруппами. Оценка детских монологов. Результат : Знает и умеет воспринимать репродукции с картины, описывать отдельные объекты картины, используя эпитеты, сравнения, синонимы. Составляет план высказывания. Знают способы организации связного высказывания. Умеют публично высказывать описательный характер.

Слайд 12

Рассказывание по игрушкам (в основе непосредственное восприятие игрушки). Виды занятий по игрушкам: Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, описание действий может быть добавлено личное отношение к игрушке. Способ деятельности ребенка: Воспринимает объект (предмет): выделяет существенные и второстепенные признаки игрушки (мишка): туловище, лапы, голова, на голове уши, мордочка (глаза, нос), на лапах пальцы, когти . Осваивает порядок высказывания, придерживается последовательности: называет объект (предмет), основные части (элементы), второстепенные, завершает описание итоговой фразой, выражающей отношение к объекту (предмету ). Подбирает слова, обозначающие качества предмета (мягкий, мохнатый, гладкий), действия (сидит, стоит, рычит ). Умение использовать в речи сравнения (как тучка, как мячик), эпитеты (лежебока, косолапый), метафоры.

Слайд 13

Методы, приемы работы педагога: Рассматривание игрушек, вопросы воспитателя, использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней; рассказ воспитателя об игрушке. План , схема , составление рассказов детьми . Результат : Умеют воспринимать объект, освоили порядок высказывания. Умеют подбирать слова, обозначающие качества предмета, действия. Используют в речи сравнения, эпитеты, метафоры.

Слайд 14

Виды занятий по игрушкам: Сюжетные рассказы по набору игрушек Способ деятельности ребенка: Воспринимает игрушку, называет главные и второстепенные детали, обозначив действия, которые может выполнять каждая игрушка. Имеет опыт игрового взаимодействия с игрушками . Придумывает рассказ, как они играли с игрушками по порядку: называет свои игрушки, какие действия могут выполнять игрушки, как ты играл с игрушками, какую игру придумал, понравилось ли тебе играть. Обменивается игрушками друг с другом по желанию и для проведения новой игры. Умение подбирать слова, обозначающие качества предмета (мягкий, мохнатый, гладкий), действия (сидит, стоит, рычит).

Слайд 15

Методы, приемы работы педагога : Рассматривание игрушек. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; речевой образец воспитателя (рассказ не о той именно игрушке , о которой будут говорить дети, а об однотипной); рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя ; Оценка детских рассказов воспитателем . Результат : Умеют воспринимать игрушку, называют главные и второстепенные детали, обозначив действия. Получили опыт игрового взаимодействия с игрушками. Умеют обмениваться игрушками. Подбирают слова, обозначающие качества предмета.

Слайд 16

Виды занятий по игрушкам: Пересказ текста Способ деятельности ребенка: Используют собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Учатся составлять план пересказа при помощи схем, моделей, иллюстраций. Продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуют умения эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, используют в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.) Учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Отмечают достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

Слайд 17

Методы, приемы работы педагога: Беседа по содержанию, подсказывающие вопросы, наводящие вопросы. Наглядные средства (иллюстрации , игрушки, предметы, модели и схемы), план пересказа (составленный воспитателем или совместно с детьми), пространственная модель, указания, оценка пересказа детьми, пересказ по ролям, инсценировка, элементы драматизации . Результат : Умеют излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений, эмоционально, с различными интонациями передают диалоги действующих лиц, используют в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Научились составлять план пересказа при помощи схем, моделей, иллюстраций.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...