Консультация для педагогов «Картинка без запинки» Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс - методика творческого рассказывания по картине»
консультация

Зиля Галлямовна Арсланова

Можно ли каким-то способом  сделать необходимое и полезное, но сложное   занятие – увлекательным и интересным, как для детей, так и для педагогов?  Думаю, что попробовать можно попытаясь решить с помощью методики обучения детей составлению рассказа по картине «Картинка без запинки»,   разработанную  рижскими педагогами Ингридой Николаевной Мурашковской и Надеждой Петровной Валюмс. В основу методики положен инструментарий для формирования системы диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).  Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinki_bez_zapinki.docx982.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Картинка без запинки» Н. Н. Мурашковска, Н. П. Валюмс - методика творческого рассказывания по картине»

Дети дошкольники очень любят картинки и с большим удовольствием их рассматривают, любят сочинять рассказы на определенную тему и фантазировать. В педагогике это стремление используется для развития навыков связной речи.

Традиционный приём обучения дошкольников составлению рассказов по картине – это повторение детьми образца рассказа воспитателя. Или составление детьми рассказа при помощи ответов на вопросы, продуманные воспитателем и выстроенные им в определённой последовательности. Опыт показывает, что говорят из занятия в занятие одни и те же 4-5 детей. Чаще всего их рассказы однообразны, не выразительны, наполнены словами-повторами («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Тексты практически лишены распространенных и сложных предложений. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. Все же остальные дети группы в этот момент начинают скучать!

Опытные педагоги согласятся со мной, что «составление рассказа по картине» и для них это одно из самых трудных занятий, так как постоянно приходиться одёргивать детей и привлекать их внимание. Да и что греха таить, речь взрослых зачастую бедна на выразительные средства. Взрослым самим сложно найти красивые и ёмкие определения или придумать нужные сравнения.

Можно ли каким-то способом сделать необходимое и полезное, но сложное занятие – увлекательным и интересным, как для детей, так и для педагогов? Думаю, что попробовать можно попытаясь решить с помощью методики обучения детей составлению рассказа по картине «Картинка без запинки», разработанную рижскими педагогами Ингридой Николаевной Мурашковской и Надеждой Петровной Валюмс. В основу методики положен инструментарий для формирования системы диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий.

Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» состоит в том, что она может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ. У таких детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива.

При последовательной, методичной работе по методике «Картинки без запинки» уже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти.

Картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте.

Составление рассказа по картине проводится в несколько этапов. Рассмотрим основные приемы работы по картине «Кошка во дворе»

Этап 1. Состав картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.

На картине нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, разнообразие не дает сосредоточится. Если мы зададим вопрос – Кто нарисован? (кошка). Что делает? (бежит за мышкой). На этом мы исчерпали содержание картины. Других объектов кроме кошки и мышки нет, а для продолжения разговора придется вернуться к вопросам «Кто?» и «Что?»

В данной ситуации на помощь приходит волшебник Дели-Давай, который все умеет делить на части и объединять. Этот волшебник смотрит на все через глазок подзорной трубы.

Игра «Подзорная труба»

Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите в глазок. Смотрите так, чтобы в глазок попадал только один объект. Что вы видите через свой глазок?

Результат: перечислены все объекты на картине (мышка, кошка, мешки с зерном 2, лопата, метла, дерь, курицы 2, 1 петух, кусты, пол, стены)

Этап 2. Установление связей и взаимодействий между объектами.

Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.

Волшебник Дели-Давай умеет объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш и думает, какие кружочки можно соединить между собой? Соединим два кружочка и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках.

Поиграем в игру «Ищу друзей»

- кошка и мышка (кошка охотится за мышкой)

- лопата и метла (это орудия труда, ими пользуется человек)

- стена и лопата с метлой (они стоят у стены)

- мешок и зерно (в мешке лежит зерно)

- мышка и пол (мышка бежит по полу)

- мышка и зерно (мышка любит зерно)

- куры и трава (куры хотят по траве)

Если ребенок соединил кружочки и не может объяснить, то спросим его, что делает один объект с другим? Во время этой игры дети проявляют свою поисковую энергию и получают удовлетворение от собственной находки, а также говорят полными предложениями.

Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам.

Этап 3. Характеристики объектов и действий.

Цель: учить детей «вхождению» в картину, описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Закройте глаза и представьте, что мы попали в картину. Походите тихонько по ней. Расскажите нам о своих ощущениях. Играть с вами будут волшебники.

Первого волшебника зовут «Я слышу». Расскажите, какие звуки вы слышите в картине?

- я слышу как пищит мышка

- я слышу, как кошка мяукает

- я слышу, как курочки кудахчут. И т.д.

Дети дают действительно живые и интересные, неожиданные ответы. Дело все в том, что паутина рисунков перед ними на доске, каждый кружочек и линия является источником новых звуков в воображении детей.

Второй волшебник, который пришел поиграть, зовут «Я ощущаю лицом и руками». Он поможет вам потрогать предметы на картине руками. Притроньтесь и проведите рукой по всему, что вам встретилось на пути. Что вы чувствуете? (у кошки есть шерсть мягкая и пушистая; лопата металлическая, холодная, а черенок деревянный и гладкий; мешок шершавый; на улице жарко» трава мягкая и прохладная, а песок горячий и т.д.)

Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно или нет (мышонок любит кушать вкусные зернышки, курицы и петух клюют рассыпанные зерна и т.д.)

Результат: рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.

Этап 4. События предшествующие и последующие.

Цель: формировать способность детей вытраивать временную последовательность событий.

Наша подзорная труба вместе с волшебником Дели-Давай обследовала все уголки картины. Но к нам в гости пришел еще один волшебник «Отставай-Забегай». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом. Давайте посмотрим на картину и ответим на вопрос «Какое время суток изображено?, Почему так решили? Что будут они делать вечером?

Результат: определили начало и конец рассказа; составление ребенком описательного рассказа с использованием приема перемещение во времени.

Этап 5. Разные точки зрения

Цель: формировать умение детей описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.

Определяем состояние одного героя. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя.

Представьте, что все мы кошки. Мы проснулись рано утром – «Отставай». Хочется есть. Какое настроение у нас? (плохое, злое). Да плохое. Почувствуйте, какие у нас пустые животики, послушайте как они бурчат. Посмотрите вокруг и расскажите какие все вещи, которые вас окружают. (есть нечего, курицы надоедают, жарко, в сарае темно, трава сухая, колючая). А теперь – «забегай» - вы увидели мышку, поймали и съели. Теперь мы сытые, довольные и настроение у нас хорошее. Каким теперь мы увидем все вокруг? (петушок красиво поет, свет от солнца падает в сарай, началась охота за мышкой, подул легкий ветерок, трава сочная, зеленая) включаем описание с разных точек зрения в рассказ.

Картина изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе детям, так как они там побывали, пережили разные состояния и смогли высказать свое отношение к изображенному на ней.

Заключение. Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень- согласование всех частей описания в целый рассказ.

Что дает работа по этой методике?

  • Появляется большая активность детей, дети хотят отвечать, им интересго.
  • Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто почти всегда молчит.
  • Гораздо легче готовится к занятию самому педагогу. Не надо придумывать множество вопросов к картинке. Вместо этого планируем состав, связи, характиристики, точки зрения и передвижения по времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

Презентация: Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».

            Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам в подготовительной группе».    ...

Мастер-класс "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"

Документы, подтверждающие проведение мастер-класса "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"...

Методика Т.А.Ткаченко: «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников....