способы снятия утомления у дошкольников
консультация по психологии (подготовительная группа)

Буянова Надежда Юрьевна

При развитии внимания следует применять примеры, удерживающие внимание ребенка на объектах или деятельности, а также требовать от них волевого усилия для удерживания внимания.

Сначала волевое усилие ребенок сохраняет под влиянием требования взрослых, а затем делает попытки заставить себя выполнять неинтересную, но нужную работу. Но, поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться, и их нервная система быстро истощается, не следует применять жесткость и требовать того, что не посильно ребенку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребенка могут привести к психическим нарушениям вплоть до аффективных реакций или отказ от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, энурезу, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Кроме создания благоприятных условий для функционирования внимания и учета возрастных особенностей ребенка можно применять специальные упражнения, снимающие утомление после длительного напряжения внимания. Для вас составила комплекс упражнений для снятия утомляемости. Пройдите по QRкоду

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_snyatiya_utomlyaemosti.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы снятия утомления Утомление проявляется в увеличении количества ошибок, снижении качества и количества выполняемой работы, повышенной отвлекаемости, зевоте, потягиваниях, двигательном беспокойстве, капризах и недовольстве, в мимике и жестах , в отказе от деятельности. В таких случаях необходимо прекратить занятие и переключить его на деятельность противоположную по характеру, организовать свободный отдых, занятие любимым делом или пассивное наблюдение за каким-то внешним раздражителем( просмотр фильма, смотреть в окно) Хорошей формой отдыха являются физические движения форме игры или легкие физкультминутки в сопровождении музыки ритмических слов

Слайд 2

Игровые упражнения Материалы: любая плюшевая собачка. Говорим слова: Вот сидит наш пёс Барбос В лапки спрятал черный нос. Пёсик дремлет, пёсик спит, На рябяток не глядит. Наши детки тихо встали, И к собачке побежали, Ты, Барбос скорей вставай! Наших деток догоняй !!! Догоняем своего ребенка

Слайд 3

Пять шагов Ребенку нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). ! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, напри-мер, зверей, рыб, птиц и т. д.

Слайд 4

Йоговская гимнастика 1)ходим по кругу 2) останавливаемся 3)заводим будильник(сжимаем ладонь в кулачек выполняют круговые движения у солнечного сплетения) 4)будильник завелся «З-З-З». Мы его останавливаем (слегка ударяем ладошкой по голове) 5)лепят личико- проводим руками по краю лица, 6)лепят волосики – нажимают подушечками пальцев на корни волос. 7) лепят бровки- проводят кончиком пальцев по бровям 8)лепят глазки- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Могают глазами. 9) лепят носик- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз. 10) лепят ушки- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши. 11)лепят подбородок- поглаживают подбородок 12) рисуют носиком солнышко- крутят головой рисуют носиком лучики 13) произносим вместе : «Я хороший, добрый красивый» гладим себя по голове

Слайд 5

Прогулка в лес Предлагаем погулять в воображаемый лес. Идем тихо на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагиваем через большие бревна, движемся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступаем по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгаем по кочкам в болоте , наклоняемся собирая грибы и цветы, тянемся вверх за орехами.

Слайд 6

Передай движения Делаем вид что передаем друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и т.д

Слайд 7

Физкультминутки. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой. А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Слайд 8

А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются .)

Слайд 9

звериная зарядка Раз присядка два прыжок и опять присядка а потом прыжок Это зайкина зарядка Птички скачут будто пляшут (прыгаем) Птички крылышками машут (махаем руками) Это Птичкина зарядка а лисята как проснутся любят долго потянуться (тянемся на верх) Обязательно зевнув (зеваем) ну и хвостиком махнут А волчата спинки выгнут и легонечко подпрыгнут Ну а мишка косолапый широко раздвинув лапы то одну то обе вместе дружно топчемся на месте А кому зарядки мало начинаем все сначала

Слайд 10

Ветер тихо клен качает Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево .) Во дворе растёт подсолнух Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Слайд 11

Упражнения для отдыха глаз Плавно переводите взгляд в право-прямо, влево-прямо. Повторить 5-6 раз Плавно переводите взгляд вверх-вниз 5-6 раз Вращайте взгляд по кругу: влево-вверх-вправо- вниз, теперь на оборот , вправо- вверх влево вниз, повторите 4-5 раз. Посмотрите на кончик носа, а затем далеко в перед. Повторите 6-10 раз Потрите ладони а затем приложите их к глазам, так что бы полностью загородить их от света. Сосчитайте до десяти и откройте глаза затем раздвинте ладони

Слайд 14

Пальчиковая гимнастика Оладушки Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши, ладони держите горизонтально, меняя их положение: сначала сверху одна, потом другая) Пекла бабушка оладушки , Маслом поливала (левую ладонь держите горизонтально и стучите по ней собранными щепотью пальцами правой руки), Детушкам давала (обе руки вытягиваем перед собой). Даше-два (покажите средний и указательный пальцы на правой руке), Паше-два ( покажите средний и указательный пальцы на левой руке), Ване-два (покажите безымянный и мизинец на правой руке) Тане-два ( покажите безымянный и мизинец на левой руке) Всем дала (вытяните руки вперед и в стороны и слегка покланитесь )

Слайд 15

Игрушки У Антошки есть игрушки. У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Катины игрушки На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками. Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы. И веселый Чиполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы. Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.

Слайд 16

Есть у нас игрушки Есть у нас игрушки: Хлопки Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки. Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы. Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев). Кубик деревянный, Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой. Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши

Слайд 17

Дружба. Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) Мы закончили считать.

Слайд 18

Как живёшь? - Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец) - А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу) -Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь) - Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо) - Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой) -Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой) - А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

Слайд 19

На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором - чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем, В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!» Кто–то к нам идёт на стук. В гости к другу мы пришли И подарки принесли. Кистями рук изобразить домик. Волнообразные движения кистями рук Руками «показать» деревья, кусты Пальцами «показать» бутон. Пальцами «показать» забор. Погладить ладонями стол. «Открываем» кистями ворота. Пальцами пробежаться по столу. Постучать кулаком по столу. Ладонь приложить к правому уху, прислушаться. Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то.

Слайд 20

У кошечки нашей есть десять котят, Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. Сейчас все котята по парам стоят: Покачиваем руками, не разъединяя их. Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими пальцами Два длинных, два хитрых, друг о друга (от большого к мизинцу). Два маленьких самых И самых красивых.

Слайд 21

« Мороз» Ой, сердит мороз качают головой, взявшись за нее руками Ветки снегом занес. взмахивают кистями рук Хватает за нос. хватают себя за нос Щиплет до слез щиплют себя за щеки Ребятишки не пугаются грозят пальчиком И на лыжах «едут на лыжах» И на саночках катаются «едут на санках» Над морозом сердитым потешаются. прыгают и одновременно хлопают в ладоши

Слайд 22

нейрогимнастика «Колечко» Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно. «Хлопок-кулак-щелчок» Хлопаем в ладоши, затем стучим кулачками друг о друга, и по очереди щёлкаем пальцами обеих рук. Выполняем упражнение несколько раз. «Путаница» Одной рукой массируем живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопываем или поглаживаем себя по голове. Затем меняем руки. «Перекрёстные шаги» В положении стоя ребёнок поднимает правое колено и касается его локтём согнутой левой руки. Чередуя ноги и руки, ребёнок «марширует» таким образом 1–2 минуты.

Слайд 23

«Двойные каракули» Упражнение выполняется стоя или сидя; руки вытянуты перед собой. Задача ребёнка — рисовать в воздухе любые фигуры, от абстрактных каракуль до сложных фигур, одновременно обеими руками. При этом движения обеих рук должны быть зеркальными. Рисовать можно не только руками, но и стопами, сидя на стуле. «Коза и заяц» Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутка, как средство снятия утомления у детей дошкольного возраста

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии детей дошкольного возраста является - нарушение осанки. Предупреждение этих нарушений - задача не только педиаторов, нои педагогов. Восп...

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления у дошкольников

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления у дошкольников. Советы педагогам и родителям...

Релаксация - как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников (памятка для педагога)

Правильное полноценное дыхание поможет ребенку избавиться от сильного напряжения, снять раздражение. Этому будет способствовать выполнение следующих упражнений....

Физкультурная минутка как способ снятия напряжения и утомляемости у дошкольников

Способ снятия напряжения и утомляемости у дошкольников...

Комплекс физкультминуток для снятия утомления в мышцах кисти

В системе оздоровительных мероприятий, проводимых с детьми группы компенсирующей направленности большое значение имеют комплексы физкультминуток. Это несложные физические упражнения, направленные на у...

Снятие утомления и напряжения у детей дошкольного возраста

Утомление – ослабление сил и усталость;Напряжение – это сосредоточенность сил, внимания на чем – либо....