Использование технологий современного мира в работе специалистов ДОО
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья посвящена вопросам взаимодействия узких спеиалистов ДОО в работе с дошкольниками. В статье рассматриваются новые формы организации работы с применением дистанционных образовательных технологий, а также электронные методические и дидактические материалы, повышающие эффективность образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОВРЕМЕННОГО МИРА В РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОО
Кочетова Н.А., старший воспитатель Волкова Э.Ю., учитель-логопед Чернышева О.А., музыкальный руководитель МОУ ЦРР №12 Советского района Волгограда |
Глобальные изменения в образовании коснулись и дошкольного, в основе которого заложен основной принцип поддержки разнообразия детства, сохранения самоценности как важного этапа в развитии человека.
Согласно стандарта дошкольного образования, деятельность педагогов направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Нам необходимо:
- работать, учитывая интересы и индивидуальные особенности, каждого ребенка;
- расширять возможности развития личностного потенциала и способностей детей дошкольного возраста;
- приобщать воспитанников через различные виды деятельности к традициям семьи, общества и государства.
Современный ребёнок требует иных путей передачи знаний, при которых он сам становится активным участником образовательного процесса. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ : «…должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности».
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» основной задачей ставит «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней».
Данный проект рассчитан на школы, но не стоит забывать, что дошкольное образование, согласно закону “Об образовании в Российской Федерации”, является первой обязательной ступенью общего образования, поэтому перед администрацией каждого детского сада возникает проблема выбора стратегии развития цифровой образовательной среды ДОО.
Научным сообществом определены следующие понятия:
1. Современная цифровая среда ДОО понимается нами как открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса в контексте ФГОС ДО.
2. Цифровая образовательная среда рассматривается как интерактивная, открытая для выстраивания взаимосвязей со всеми участниками образовательных отношений, мобильная система, позволяющая оперативно реагировать на изменения внешней среды и решать актуальные задачи в условиях современного информационного общества.
Исходя из данных определений, мы можем утверждать, что цифровая образовательная среда– это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию, педагогов, воспитанников и их родителей.
Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОО– актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
В 2019-2022 гг. на базе нашего учреждения функционировала Региональная инновационная площадка по теме «Виртуальный детский сад» как ресурс повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста». В результате инновационного проекта педагогическим коллективом разработаны новые формы организации работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий, разработаны формы ON-LINE взаимодействия, разработаны электронные методические и дидактические материалы, повышающие эффективность образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них.
Специалистами МОУ ЦРР №12, учителем - логопедом и музыкальным руководителем были разработаны авторские материалы и пособия с применением современных компьютерных технологий.
«Творческая мастерская» включает в себя цикл видео занятий «Барабаны», «Домашний оркестр своими руками», «Играем в сказку с помощью перчаток» для детей старшего дошкольного возраста, направленных на создание музыкальных инструментов из бросового материала, а также на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста. Данная разработка позволяет развивать у детей фантазию и воображение, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук. А также формирует доброжелательное отношение друг к другу, умение играть вместе и при этом, вовлекать родителей в образовательный процесс.
«Видео-консультации»: «Самомассаж для дошколят», целью которой является, показать родителям приемы игрового самомассажа для дошкольников, как основы закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
«Пойте детям колыбельные песни» целью является приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, формирование духовно- нравственных качеств, доброго отношения к друг другу, близким людям, развитие интереса к народному пению, воспитание художественного вкуса.
«Виртуальные экскурсии»— это, несомненно, верх интерактивности. Они могут сочетать в себе звук, изображение, текст. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.
Основными преимуществами являются следующие:
1. Доступность — возможность осмотра достопримечательностей без больших материальных и временных затрат.
2.Возможность осмотра в любое время. 3. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации. Вашему вниманию представлены: «Там, где музыка живет» для ознакомления детей дошкольного возраста с разными объектами, связанных с музыкой. Содержание виртуальной экскурсии «Там, где музыка живет» включает в себя посещение таких объектов как музыкальная школа, театр, цирк, интерактивный музыкальный музей , «Волжская ГЭС» целью является - показать красоту великой русской реки Волги, на которой расположена самая крупная в Европе Волжская гидроэлектростанция, познакомить дошкольников с историей ее создания, рассказать «кто зажигает свет в домах».
QR-технологию можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. так как эта технология:
компактна и интересна детям
универсальна при использовании во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, с родителями);
не требует дополнительного и длительного обучения в использовании мобильных устройств;
доступна для решения образовательной задачи:
При создании авторских дидактических пособий мы применили следующий алгоритм:
1. Разработали комплекс игровых заданий на развитие слухового внимания, музыкально-сенсорных способностей, чувства ритма.
2. Оформили их в виде книги-сказки.
3. Тексты сказок в авторском исполнении записали в формате аудио.
4. На сайте генератор QR кода ввели текст для кодирования (аудиофайлы).
5. Создали QR код, сохранили изображение и распечатали.
Образование неизбежно ждет цифровая трансформация – новые технологии несут в себе огромный потенциал, для того чтобы ответить на вызовы современности и готовить в рамках программ обучения, начиная с дошкольного возраста, не к прошлому, а к будущему. Использование технологий современного мира дало нам возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в МОУ и повысить его эффективность.
Ссылки на источники
1.Федеральный закон ФЗ – 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.09.2022) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования»
3. А.М. Магомедов Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 134–142
4. Н. В. Никуличева Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
5. Н. В. Федина Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М.: ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян- Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
6.Н.В. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...
Использование технологии хромотерапии в логопедической работе.
Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль в логопедической работе отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапия).Хромотерапия — ...
Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)
Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...
Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.
Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...