Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по средствам использования дистанционных форм работы
статья (подготовительная группа)
В данной статье описывается опыт взаимодействия учителя-логопеда с родителями по средствам использования дистанционных форм работы. Описаны цель и задачи дистанционного взаимодействия с родителями, а также описаны ожидаемые результаты совместной работы учителя-логопеда с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по средствам использования дистанционных форм работы
Материал подготовила
Демидова Татьяна Александровна
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 25
Пушкинского района г. Санкт-Петербург
(материал авторский)
Проблема поиска эффективных путей взаимодействия учителя-логопеда с родителями всегда была для специалиста актуальной. От того, как организованно взаимодействие специалиста с родителями, зависит успех коррекционного обучения детей. Мы знаем, что в работе с детьми важнейшим звеном на пути к хорошему результату является интерес ребёнка к занятиям. Во многом, именно этот интерес позволяет нам специалистам быть эффективными. Не зря все педагоги так озадачены в подборе методов, приёмов, игр и пособий, способствующих возникновению у ребёнка интереса к совместным занятиям. На пути к эффективному взаимодействию логопеда с родителями также важнейшим звеном является интерес. Именно поэтому основным критерием при выборе форм взаимодействия с родителями, для меня стало – привлечение внимания родителей к логопедической работе специалиста с их детьми и формирование стойкого интереса у родителей к совместной деятельности с детьми дома. Я стала использовать дистанционные формы работы.
Начало этому опыту было положено в период пандемии, когда мы все перешли на дистанционный формат работы. Тогда я решила записывать для детей видео-уроки. Это была очень интересная работа: с продумыванием структуры занятия, выбором пособий/игр, с увлекательным процессом записи и монтажа уроков, с получением обратной связи от родителей. Работа велась не только групповая (по средствам видео-уроков), но также индивидуальная (автоматизация и дифференциация звуков речи по средствам картинного, речевого и др. материала, который я предлагала родителям для совместных занятий с детьми дома). Работа с родителями осуществлялась через мессенджер WhatsApp и социальную сеть ВКонтакте. Обратная связь от родителей оказалась очень активной: большое количество благодарностей в виде сообщений и комментариев, фото и видео довольных детей, фото и видео выполненных детьми заданий. Кроме того, я наблюдала положительные результаты в индивидуальной работе с детьми по автоматизации и дифференциации звуков. Я поняла, что с видео-форматом можно и нужно продолжать работать, что дистанционная работа имеет большую практическую значимость.
Когда мы вышли в привычный и любимый для нас живой формат работы, я решила продолжать осуществлять дистанционное взаимодействие с родителями, но добавила новые формы работы, более актуальные и рациональные именно для режима в очном формате.
Это следующие формы работы:
- Запись видео фрагментов индивидуальных занятий детей для родителей.
Для того, чтобы дома родитель чётко понимал, что ему нужно отрабатывать и как, я снимаю видео выполнения детьми упражнений/заданий, которое нужно отработать дома.
- К видео фрагменту занятия, который отправляется родителям, пишется текстовое сообщение/комментарии, уточняющие процесс их совместного занятия дома. Таким образом родитель получает видео в WatsApp и вложенные в папку взаимодействия логопеда с родителями необходимый речевой и другой доп. материал для занятий. Родители чётко понимают, как с этим материалом работать дома. В тетради взаимодействия я пишу для родителей: например, «Закрепление звука Р в словах – смотрите видео в WatsApp».
- Видео фрагментов занятий могут сочетаться с речевым материалом, который я пишу в
тетради, а могут быть самостоятельными (то есть вся необходимая информация для родителя о том, как заниматься дома, содержится в видео и речевой/картинный материал к нему не прилагается)
- Если мы работаем на занятии с детьми с какими -либо предметами: с прищепками разных
цветов, камешками, деревянными брусками и т.д. я предлагаю родителям альтернативу/замену того или иного предмета для занятия с ребёнком дома.
- Видео фрагмент занятия не всегда предлагается родителю в качестве образца для домашней отработки навыка. Часто я просто делюсь с ними успехами ребёнка: «Посмотрите, как «Вася» старается! У нас хорошая динамика. «Вася» молодец!». Родителям очень приятно получать такую похвалу своего ребёнка, а ребёнку приятно быть успешным в глазах своих родителей.
- Запись видео-консультаций/домашних рекомендаций/мастер-классов для родителей.
Пример видео-консультации «Этот волшебный калейдоскоп»
Видео-консультации/дом.рекомендации/мастер-классы я записываю с целью образования
родителей в области речевого развития
детей, получения ими полезной
практической информации в помощь к их
совместным занятиям с детьми дома.
В данной видео-консультации я рассказываю
родителям об интересном приёме работы над
такой грамматической категорией, как употребление существительных множественного числа родительного падежа, с использованием игрушечного калейдоскопа. Рассказываю о том, какие положительные эмоции дети испытают при работе с ним, показываю приёмы работы и т.д. Длительность консультации менее 4 минут. Польза - огромная! Размещаю подобный материал для родителей следующим образом: в общем чате (через мессенджер WhatsApp) я пишу родителям, о том, что приготовила для них полезный материал - упражнения/мастер-класс/видео-консультация по теме….Прикрепляю ссылку. Родители переходят по ссылке, открывают файл, просматривают материал. Дают обратную связь, если представленный материал этого требует.
Какие цели и задачи я перед собой ставила, выбрав такие формы взаимодействия:
Цель: Привлечение внимания родителей к процессу коррекционно-воспитательной работы. Внимание – основа любой деятельности (не важно, деятельность ли это ребёнка или взрослого).
Задачи:
- Формирование стойкого интереса у родителей и детей к совместным домашним занятиям. Очень важно помочь родителям стать заинтересованными помощниками для своего ребёнка в совместных занятиях дома;
- Педагогическая поддержка родителей, помощь в организации их совместных занятий с детьми дома. Обучение родителей интересным для детей приёмам работы, для более продуктивных совместных занятий дома.
- Знакомство родителей с работой логопеда:
«Логопед – не только ставит «Букву РЭ»;
- Повышение качества и эффективности логопедической работы.
Ожидаемые результаты:
- Интерес ребёнка повышается. Ребёнок демонстрирует свои успехи дома. А мы знаем, что каждый ребёнок хочет быть успешен. «Я так жду вечера, чтобы скорей показать маме чему я научился».
- Дети любят просматривать видео со своим участием. «Ха-ха-ха! Это же я там на экране!»
- Дети в домашних условиях проявляют самостоятельность. Они более инициативны в совместных занятиях с родителями. «Мама, посмотри на мои успехи! Я и тебя научу!»
- Вовлечённость и заинтересованность родителей повышается.
- Родители обучаются интересным эффективным приёмам логопедической работы. «Из разноцветных машинок можно сложить звуковую схему слова! А с ложками и вилками закреплять произношение звука [Л]? Неожиданно».
- Родители более качественно закрепляют дома полученные умения и навыки, так как у них есть визуальная опора – видео-образец. «Так вот, что от нас хотел логопед! А я- то думал!»
- Находясь дома, родитель имеет возможность получить от логопеда ценные рекомендации. «Пока пью чай, посмотрю, новое видео от логопеда! ХМ… а это интересно!»
- «Что-бы не произошло в мире, логопед всегда рядом! Его видео-уроки позволят нам не прерывать коррекционно-развивающий процесс!»
Таким образом, использование дистанционных форм взаимодействия логопеда с родителями значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития их детей.
Список литературы:
Список литературы отсутствует ввиду того, что материал авторский.
Фото, используемое в данном материале, принадлежит автору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями
В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....
Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...
«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения
В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....