Занятие, сообщение, презентация к сообщению по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Владимирской области"
методическая разработка (средняя группа)

Куликова Ольга Владимировна

В данном материале содержится конспект образовательной деятельности, сообщение и презентация по теме: "Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно - историческим наследием Владимирской области".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка

детский сад № 29 «Улыбка»».

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ТЕМА: «Дуб и кот ученый»

Исполнитель:

Воспитатель 1 квалификационной категории

КУЛИКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА.

Вязники, 2019 год.

Конспект  образовательной деятельности

в средней группе по теме

«Поможем нашему городу!».

Цель:

Закрепить и уточнить знания детей о родном  городе и его достопримечательностях.

Задачи:

Воспитательные:

1. Совершенствовать умение вести диалог: ориентироваться на высказывания партнера, дополнять новую информацию к уже известной, высказываться по очереди.

2. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям город; бережное отношение к строениям и памятникам.

3. Воспитывать бережное отношение к  природе,  любовь к родному краю.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки: побуждать детей к общению на темы из личного опыта, обмениваться репликами.

2. Развивать слуховое внимание, память, сосредоточенность, сообразительность, усидчивость.

3. Развивать интерес к изучению родного края.

Образовательные:

1. Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Город Вязники».

2. Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка.

3. Пробуждать у детей интерес к слову, словообразованию.

     4. Закрепить представления о родном городе, его названии и некоторых достопримечательностях.

Оборудование:

Предварительная работа:

Рассматривание книг, фотоальбомов, открыток с видом на город, геральдики города,  беседы о животных, растениях родного края.

Последующая работа:

1.Процесс вовлечения.

- Ребята, у нас сегодня не обычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся. Молодцы.

- Ребята на нашу электронную почту пришло письмо, а от кого оно  мы узнаем, прочитав письмо.

На экране картинка с изображением ученого кота у дуба. Дети слушают, как воспитатель читает письмо: «Уважаемые дети, не так давно я поселился в вашем городе. Город Вязники красивый, старинный и интересный. Мне он очень нравится. Однако не все жители берегут его чистоту, бросают мусор где попало. Вот и возле моего старого дуба скопилось много мусора. Мне очень грустно и неуютно. Наверное мне придется перебраться в другой город.»

2.Процесс целеполагания.

- Ребята, скажите, а о каком дубе нам говорит кот?

- ответы детей.

- Правильно ребята, кот рассказывает о большом трехсотлетнем дубе, который выглядит очень не красиво. А ведь дуб – это достопримечательность нашего города. А как называется наш город?

- ответы детей.

- Скажите, а достопримечательность, что это?

- ответы детей.

- Правильно, достопримечательность это красивое место, куда приходят люди чтобы отдохнуть и полюбоваться красивым видом. Не хорошо, когда памятник города грязный и не аккуратный.

Что же нам делать, ребята? Как мы можем помочь коту, чтобы он не грустил? Ведь мы не хотим, чтобы кот переехал в другой город.

- ответы детей.

- Правильно, надо убрать весь мусор и грязь, но ведь у нас нет ни лапат, ни перчаток,  поэтому кот прислал нам подсказки в виде заданий, ведь кот не простой, а ученый.

3.Процесс планирования.

Он предлагает вам очистить территорию вокруг дуба, выполняя задания. А чтобы очистить территорию вокруг дуба и навести порядок, нам необходимо выполнить все задания. Выполним первое задание и посмотрим, что же произойдет на нашей картинки.

4.Процесс осуществления деятельности.

1 задание

- В первом задании кот просит нас помочь ему собрать альбом с фотографиями нашего города, а так как кот живет совсем не давно в городе Вязники, он плохо знает наш город. Давайте соберем альбом из достопримечательностей города Вязники, а фотографии, с достопримечательностями других городов уберем. Возьмите все по одной фотографии и назовите что изображено на ней.

- дети разбирают фотографии и называют что за достопримечательность у них на фото.

- Молодцы, правильно выполнили задание. Давайте посмотрим, что нибудь изменилось на картинке, которую нам прислал кот или нет?

-ответы детей

- Совершенно верно, мусора стало меньше. Значит первое задание мы выполнили правильно. Собрали альбом только с достопримечательностями города Вязники.

2 задание

- Во втором задании кот прислал нам пазлы. Нам надо  собрать все картинки и рассказать, что на них изображено.

Дети собирают пазлы с изображением достопримечательностей города Вязники.

- Молодцы, и со вторым  заданием мы справились, давайте посмотрим на экран внимательно. Изменилась что нибудь на фотографии, которую прислал нам кот?

- ответы детей.

- Совершенно верно,  мусора стало меньше. Значит и это задание мы выполнили правильно..  

Физкультминутка по труду:

«Наши дружные ребята

Непоседы – дошколята.

Вышли взрослым помогать

Мусор в городе убрать.

Все бумажки поднимали

И в мешок большой собрали,

Погрузили на машину

Еле – еле едут шины.

Нам лениться не годится

Очень любим мы трудиться

Любим город свой родной,

Чистым будет он весной».

3 задание

- А в последнем задании, кот просит нас украсить дуб. Скажите, как можно украсить дуб, чтобы он стал красивым и зеленым?

- ответы детей

- Да, чтобы дуб стал красивым нам надо нарисовать ему листочки. А что еще есть у дуба, кроме листьев?

- ответы детей.

Дети рисуют листья на дубе, используя штампы.

- Молодцы, у нас получился очень красивый и аккуратный дуб, я думаю кот очень доволен. Давайте посмотрим на экран, ребята, а мусора вокруг дуба и кота нет. Мы помогли коту выполнить все задания и достопримечательность нашего города Вязники теперь выглядит благородно  и красиво.

Кот очень рад и благодарит нас.

5.Рефлексия.

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое

- Вот мы и очистили всю территорию вокруг дуба, молодцы.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 29 «Улыбка»»

Тема: «Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно – историческим наследием Владимирской области»

Исполнитель: воспитатель средней группы

КУЛИКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

г. Вязники, 2019 год

        Слайд № 1.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе культурно – исторического наследия родного края.                        

              Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура, а начинается все с семьи и города, где живут дети.

           Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по приобщению детей к культурно – историческому наследию города Вязники.

Мои воспитанники с первых лет жизни вовлечены во взаимодействие с культурным наследием нашего города. Однако, стоит учесть, что в нашем городе не так много достопримечательностей. Родители наших воспитанников редко знакомят детей с музеями, памятниками, историческими местами. Меня этот вопрос очень заинтересовал и я провела анкетирование и детей, и родителей, чтобы узнать объём знаний по родному городу.

Слайд № 2.

        Было опрошено 20 семей и 20 детей.  Из результатов можно сделать вывод, что родители на начало учебного года уделяют внимание этому вопросу очень мало. Только несколько человек показывают и рассказывают своим детям о нашем городе.

        Результаты таковы: 73 % родителей не знакомят своих детей с культурно – историческим наследием нашего города, 27 % - знакомят, рассказывают и показывают (посещая различные мероприятия) достопримечательности города Вязники.

Из результатов анкетирования детей следует, что 90 % детей знают только название нашего города и название улицы, на которой живут. 10 % детей смогли рассказать о некоторых достопримечательностях города.

        Основываясь на данные анкетирования я определила, что приобщение ребёнка к культурному наследию осуществляется преимущественно в стенах дошкольного образовательного учреждения. Однако, возможности детского сада в этом вопросе тоже ограничены. Экскурсии по городу довольно затратны, и стали еще менее доступны из-за ввода новых требований по перевозке детей. Поэтому я решила, что необходимо «приблизить» город к ребёнку. В этом вопросе бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии. По сравнению с традиционными формами образовательной работы с дошкольниками  по ознакомлению  с родным городом, использование ИКТ  обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • многообразие форм подачи информации: графика, анимация,  звук, видео надолго привлекает внимание ребенка;
  • позволяет моделировать  жизненные, вымышленные, исторические  ситуации;
  • делает доступными для рассматривания, изучения  объекты, которые в жизненной ситуации труднодоступны для обозрения ребенком (находятся высоко, далеко, закрыты строительными лесами, др.);
  • помогает сформировать ассоциативные связи.

Слайд № 3.

        ИКТ я стала использовать как  средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Цель моей деятельности – использование информационно – коммуникативных технологий в воспитании и развитии у детей   патриотических чувств, любви и уважения к своей малой Родине её истории и культуре.

Слайд № 4.

Реализацию данной цели осуществляю через направления деятельности:

  • знакомство  с историческим наследием, традициями, достопримечательностями родного города, края;
  • знакомство со знаменитыми людьми города, с трудом почетных людей,  ремеслами прошлого;
  • знакомство с героями ВОВ города Вязники.

        Свою работу я начала с изучения нормативной базы:

  • В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.11.2013г. № 1155) предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
  • В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены «сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения». 
  • Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении. 
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273. Статья 64. Дошкольное образование. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
  • Федеральный закон  «О днях воинской славы и памятных датах России»     (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Правительством РФ постановлением от 30 декабря 2015 г. № 493 МОСКВА. Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
  • Также можно отметить, что появилась программа – «Край Владимирский – колыбель России». Данная программа, как раз направлена на реализацию вопросов и задач по патриотическому воспитанию дошкольников.

Слайд № 5.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышает мотивацию к познанию.

ИКТ для меня не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Формы и методы я  выбираю и изменяю в зависимости от индивидуальных особенностей своих детей. Работу провожу не только со всей группой, но и индивидуально и в малых подгруппах.

Мною созданы:

  • цикл презентаций  в программе PowerPoint - «Город Вязники»; 2) «Север» - большой район города Вязники»»; 3) «Мстера – район нашего города»; 4) «Центр города»;
  • картотеки фотографий города, с кратким описанием - «Вязники – красивые места нашего города»; 2) «Мстера – район города»; 3) «Район «Север»;
  • буклеты для родителей - «Экскурсия по городу Вязники»; 2) «Расскажите и покажите красивые места в городе Вязники»;
  • интерактивная игра – «Вязники»(автор Тришина С.В. детский сад № 8, виртуальные экскурсии); интерактивные игры – «Путешествие по родному городу», «Город Вязники – я им горжусь».
  • Флэшка – картотека: на данной флешки хранится вся информация по теме «Ознакомление дошкольников с культурно – историческим наследием города Вязники», а именно презентации, буклеты, интерактивные игры, виртуальные экскурсии, картотеки достопримечательностей (фотографии с описанием).

Слайд № 6.

Большое значение имеет активная разнообразная совместная деятельность воспитателя с детьми, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого использую различные формы работы:

1. беседы: «В каком городе мы живем», «Наши достопримечательности»;

2. игры: «Путешествие по родному городу», «Улицы любимого города», «Город Вязники – я им горжусь».

3. чтение художественной литературы;

4. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;

5. трудовой десант: «Наведем порядок вокруг нашего садика»;

6. акции: «Прогулка выходного дня» (поход родителей к достопримечательности города – «Дуб сторожил»).

И, конечно же, основная форма работы –  образовательная деятельность (интегрированные, комплексные занятия познавательные цикла, получение детьми знаний о расположении, родного города, о его истории), где ИКТ я использую:

  • в начале совместной деятельности – для того, чтобы заинтересовать детей;
  • в середине – для смены вида деятельности,
  • в конце как поощрение, подтверждение правильности выполненного задания;
  • в качестве связующего звена в серии образовательных ситуаций.

На занятиях с использованием мультимедийного оборудования дети более активны, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. И в течении всего года я несколько раз возвращаю детей к тому, что они узнали ранее.

Слайд № 7.

Особую роль я отвожу работе с родителями, в которой также большое внимание уделяю информационным технологиям.

И конечно каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие семьи, не уделявшие ранее большого внимания патриотическому воспитанию, активизировались, всем хочется принять участие в конкурсах: «Самое красивое место в городе Вязники», фотовыставках - «Мое самое любимое место в любимом городе».

Родителями воспитанников были созданы картотеки   с достопримечательностями города Вязники: «Вязники – красивые места нашего города»; 2) «Мстера – район города»; 3) «Район «Север». Также родители откликнулись на просьбу, как можно больше и чаще говорить о нашем городе со своими детьми, посещать различные культурные мероприятия и достопримечательные места, самим изучать культуру родного города и рассказывать детям.

Использование ИКТ в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного края с использованием ИКТ являются положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к культурно – историческому наследию Вязников и Владимирской области.

        Применение информационно – коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества представлений о родном городе; формирует эмоционально-ценностное отношение , интерес к родному краю , его культурному наследию и процессу его познания, что становится основой действенного отношения к культурному наследию родного города.

Слайд № 8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ИКТ в процессе знакомства дошкольников с культурно-историческим наследием Владимирской области» Автор: воспитатель средней группы МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «УЛЫБКА»» КУЛИКОВА Ольга Владимировна. г. Вязники, апрель 2019 г.

Слайд 2

Вязниковский край

Слайд 3

Цель: Использование информационно – коммуникативных технологий в воспитании и развитии у детей патриотических чувств, любви и уважения к своей малой Родине её истории и культуре.

Слайд 4

Нормативно-правовая база ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.11.2013г. № 1155) Национальная доктрина образования РФ Концепция дошкольного воспитания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273. Статья 64. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» программа – «Край Владимирский – колыбель России»

Слайд 5

Формы работы тематические проекты цикл презентаций в программе Power Point картотеки фотографий города буклеты для родителей флэшка – картотека интерактивные игры

Слайд 6

Совместная деятельность беседы : «В каком городе мы живем», «Наши достопримечательности»; дидактические игры : «Путешествие по родному городу», «Улицы любимого города», «Город Вязники – я им горжусь». чтение художественной литературы; праздники , развлечения, вечера досуга, викторины; трудовой десант: «Наведем порядок вокруг нашего садика»; акции : «Прогулка выходного дня» (поход родителей к достопримечательности города – «Дуб сторожил»).

Слайд 7

Работа с семьей Конкурсы в ДОУ: «Самое красивое место в городе Вязники», фотовыставках - «Мое самое любимое место в любимом городе ». Прогулка выходного дня: «Дуб сторожил и кот ученый»; « Фатьяновская площадка». Создание картотек на тему: «Вязники», «Красивые места города Вязники».

Слайд 8

Приглашаем к сотрудничеству! Наш адрес: г. Вязники, ул.Комсомольская д. 28 E-mail: dou29-vz@mail.ru Контактный телефон 8 49 233 25135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области"

Отдел образования администрации Чернянского района        Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста по...

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Технология проектной деятельности как эффективный метод знакомства дошкольников с культурно – историческим наследием.

Технология проектной деятельности как эффективный метод знакомства дошкольников с  культурно – историческим наследием.ЦельПриобщение детей и родителей к истории и культуре родного...

«Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИВ методической разработке представлено: образовательный маршрут с воспитанниками старшего дошкольного возраста по формированию духовности и общечеловеч...

Сообщение из опыта работы на тему "Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников"

Сообщение из опыта работы на тему "Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников" «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского р...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию»

В современных условиях в России активно идёт осмысление места и роли исторического образования в образовательном пространстве страны. Одной из наиболее важных задач является задача формирования истори...