Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Бурятский национальный костюм»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ринчино Лариса Викторовна

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Бурятский национальный костюм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_sagaalgan_applikatsiya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Курумканский детский сад «Росинка»

Нютагай засагай бюджедэй һургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан

Хурамхаанай  "Росинка" гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

671640, Республика Бурятия, с. Курумкан,  ул. Балдакова, д. 61.

e-mail: kursrosinka@yandex.ru тел. 8(30149) 41 765

671640, Буряад Улас,  Хурамхаан тосхон, Балдаковай гудамжа,         61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru утас 8(30149) 41 765

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе

«Бурятский национальный костюм»

Конспект занятия

Цель: расширить представление об элементах бурятского национального костюма и назначение;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента;

 воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

вызвать у детей активный интерес, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Предварительная работа: Беседа - занятие «Бурятский народный орнамент».

Репродукции художественных произведений:

Г. Эрдынийн. «Одежда и украшения забайкальских бурят»;

Ц. С. Сампилов. Серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят», «Любовь в степи»;

Ф. И. Балдаев. «Портрет лимбиста Б. Дугарова»;

И. И. Стариков. «Стрелок из лука». Иллюстрация к бурятским народным сказкам «Аламжи Мэргэн»;

Ю. А. Чирков. «Наши деды»; Е. Д. Будажапова. Рисунки бурятского народного костюма.

Орг. момент. Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель: Каждый народ имеет свой национальный костюм, по которому судят об его истории, культуре, своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм» в переводе с итальянского языка означает «обычай». Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма. (демонстрация иллюстраций бурятских костюмов).

- Дети, вам понравилась выставка?

- Какие картины понравились больше всего?

- Почему?

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал) .

Вы видите, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, побратимских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож (хутага, курительная трубка (hаанз, огниво (хэтэ, кисет (аршуул, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма.

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм. Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь.  Желтый – солнце, золото. Черный – земля. Синий – Байкал. Гголубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов).

-А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда, а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку (украсить костюмы этих детей).

У вас на столах элементы костюмов, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия.

По мере окончания работы, дети выходят к доске и крепят работы. После занятия рассматривают свои работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе. Тема «Аппликация из кругов. Слон»

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе.  Тема: «Аппликация из кругов. Слон»...

Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе «Русский национальный костюм»

обобщить представления детей о русском народном костюме и о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» и продуктивной деятельности...

Конспект занятия по рисованию на тему «Кукла в национальном костюме» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по рисованию на тему «Кукла в национальном костюме» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...

Положение на лучший конспект "Куклы народов России" с изготовлением куклы в национальном костюме

Положение содержит цели и задачи конкурса, объясняет порядок проведения мероприятия, определяет критерии оценки. Конкурс творческого направления, но суть-это патриотическое воспитание, уважение к наро...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русский народный костюм»

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы....

Конспект занятия по рисованию на тему "Роспись таджикского национального костюма".

Задачи:Обучающие:- познакомить детей с элементами таджикского орнамента;- учить передавать колорит таджикского орнамента: элементы, цветовую гамму;- закреплять умение работать с кистью и красками;- фо...