Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе «Русский национальный костюм»
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
обобщить представления детей о русском народном костюме и о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» и продуктивной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy-kostyum.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе
«Русский национальный костюм»
Цель: Познакомить с историей русского народного костюма.
Задачи:
- обобщить представления детей о русском народном костюме и о деталях русского народного костюма посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» и продуктивной деятельности:
- создать положительный эмоциональный настрой во время занятия
- воспитывать патриотические чувства чувство гордости за свой народ уважение к традициям и обычаям русского народа:
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память
- совершенствовать умение украшать предметы русской одежды, посредством продуктивной деятельности, соблюдая правила безопасности;
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности:
- развивать умение выразительно читать стихотворение:
- развивать актерские способности посредством драматизации сказки
Активизировать словарь: кушак, крашенина, орнамент, вышивка, узор, оберег, оболочка, предки, облачаться.
Интеграция образовательных областей
- Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.
Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли
Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро, ребята:
А вы проснулись? Да проснулись.
Вы друг другу улыбнулись? Улыбнулись.
Я рада, что у вас хорошее настроение
Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь тихонечко сядем на свои места. Дети, сегодня ко мне пришли девочки с большой просьбой. У них скоро будет конкурс «Играй гармонь, звени частушка» А на этом конкурсе можно выступать только в русском костюме. И девочки просят нас помочь украсить им костюмы. Поможем, ребята?
Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере, но чтобы помочь девочкам, нам надо вернуться в те давние времена, когда жили наши предки, вспомнить во что они одевались.
Воспитатель: Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки?
Дети: Из книг, фильмов в музее
И сегодня я предлагаю вам отправиться в один из таких музеев, чтобы получше узнать о русском костюме.
А дорогу нам покажет волшебное перышко.
Звучит песня о Родине.
Показ слайдов №1-9
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Дети: О Родине.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель: Да у нашей страны удивительно красивое, звучное имя -Россия
Какая наша страна по величине?
Дети: Большая, огромная?
Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.
1 ребенок:
Россия ... как из песни слово
Березок юная листва.
Кругом леса поля и реки
Раздолье русская душа.
2 ребенок:
Люблю тебя: моя Россия!
За ясный свет твоих огней!
За ум, за подвиги святые.
За голос звонкий, как ручей
3 ребенок
Люблю глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то; что называю
Одним широким словом Русь!
Слайд №10.11
Воспитатель: Ребята вот наше перышко и привело нас в музей.
Слайд 12
200 больших и малых народов нашей страны составляют Великую Русскую Нацию. Историю любого народа можно «прочитать» по национальному костюму. Сегодня я расскажу вам о секрете русского народного костюма.
Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно) (Слайд 13)
Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для запиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.(Слайд)
В старые времена над всем царил обычаи. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался и ходил соответствующей походкой, имел определенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно, и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази»
(Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам).
Воспитатель: Люди с разным достатком одевались по – разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленного дома, в домашних условиях на станке. (Слайд 14,15)
Простой люд стремился себя украсить, и в народе придумано много способов окраски тканей. Её красили, используя разные растения. Слайд 16
Ребята, какие же растения применяли для окраски тканей?(зверобой, василек, чернику, кору дуба и березы).
Дети, а как назывались крашеные ткани?
Крашенинами.
Воспитатель: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси. Слайд 17.
Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.
Воспитатель: Правильно, главными мастями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху делали длинной. Ворот рукава и низ рубахи украшали вышивкой и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
А подпоясывали рубаху кушаком Слайд 18,19.
Кушак шили из белой, синей, красной ткани вышивали и оторачивали тканью контрастного цвета. На кушак подвешивали расческу, нож, специальную сумочку для денег. Карманы в то время шить было не принято
Ребята, а что являлось основой женского костюма? Слайд 20.21 (ответы детей)
Да основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.
Сарафан шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани.
Воспитатель: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха, Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждет, когда его хозяйка достанет да наденет. Скука его одолела, и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему. Рубаха ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Слайд
Воспитатель: Ребята, как вы думаете одежда здесь повседневная или праздничная'?
Правильно, праздничная. А почему вы так думаете?
Дети: Одежда украшена вышивкой, есть кокошник. Слайд
Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые - драгоценными камнями.
Украшали ребята, не только кокошники, но и рубашки, как мужские, так и женские. Не оставляли без украшений, конечно же, и сарафан. Украшали эти изделия вышивкой. (Слайд 24-27)
На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги. Узор называется орнамент - это чередование повторяющихся элементов. Его «клали» на ворот, рукава и подол.
Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Слайд 28
В орнаменте каждый цвет означает что-то свое. Слайд 29
- красный - благополучие
- желтый - тепло и ласку
- синий - радость
- черный - богатство
А как вы думаете для чего вышивали символы?
Они оберегали человека - поэтому их называли оберегами. Слайд 30.
Ребята, как вы думаете, мы достаточно узнали о костюме, чтобы помочь девочкам?
Значит, наше путешествие по музею одежды заканчивается, и мы с вами отправляемся в детский сад. Ведь там нас ждёт волшебный сундучок Слайд 31.
Физкультминутка
Ой, посмотрите, сколько здесь красивой одежды. А вы знаете, как в народе называли одежду?
Дети: Оболочка
Воспитатель: Да, одеваться значит облачаться. А вы хотите примерить ее? Вот сейчас мы и облачимся в эти красивые костюмы. И, я думаю, что в этих красивых костюмах не грех потанцевать.
Танец в сарафанах
Воспитатель
Вот мы и пришли.
Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы
украсить костюмы для девочек). Тогда, за работу.
Давайте с вами вспомним, как надо наносить орнамент? Правильно, надо чередовать элементы узора.
Работы детей (Звучит мелодия).
Воспитатель: Одежду в древней Руси берегли, передавали по наследству, донашивали. Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка. Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится. Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.
Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла одежда от такой, какой была.
Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!
Список литературы
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей учителей и родителей» - М .: Баллас 2012г.
2. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва. «Лайда». 1994г.
3. «Русский дом» - Самара СИПКРО. 1995г.
4. «ПедСовет». № 8. 1999 г.
5. «Ребенок в детском саду» № 4. 2012г.
6. Интернет – ресурсы:
-1septemer. ru
-doshvozrast. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старше – подготовительной группе МБДОУ ДС КВ № 33 «Журавлик» с детьми ЗПР на тему: «Мама солнышко мое»
Занятие посвящено празднованию Дня Матери. В данном конспекте прослеживается взоимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда....
Конспект интегрированного занятия в старше – подготовительной группе МБДОУ ДС КВ № 33 «Журавлик» с детьми ЗПР на тему: «Мама солнышко мое»
Занятие посвящено празднованию Дня Матери. В данном конспекте отражена взоимосвязь между учителем-логопедом и воспитателем....
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
Конспект интегрированного занятия в старшей - подготовительной группе на тему: "Осеннее настроение"
Данная разработка будет интересна воспитателем ДОУ, старшим воспитателем, кроме того возможно ее использование и для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми старшего дошкольного воз...
Конспект интегрированного занятия в старшей (подготовительной) группе "Знакомство с творчеством А.С.Пушкина"
Данный материал позволит познакомить дошкольников с творчеством А.С.Пушкина...
Конспект интегрированного занятия в старшей-подготовительной группе "Сирень цветёт"
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей детей.Задачи:Содействовать:- развитию и совершенствованию всех сторон устной речи детей (произношение, словарь, грамматический ...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русский народный костюм»
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы....