Главные вкладки
Образовательная деятельность для детей 5 -6 лет. Тема" Русская матрешка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Это занятие помможет углубить знания детей о народном промысле - матрешке. Поможет детям содействовать умению создавать образ народной игрушки (матрешки), используя технику аппликация.
научит осознанному подбору частей матрешки в выбранной цветовой гамме; познакомить с историей, видами и особенностями росписей матрешек. Поможет педагогу развивать интерес у детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения, воспитать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства;
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7 Г. КУРГАНИНСКА
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по аппликации
«Русская матрешка»
Составитель: педагог дополнительного образования
Елена Евгеньевна Гомазенко
Цель занятия: Содействовать умению создавать образ народной игрушки (матрешки), используя технику аппликация.
Задачи:
Образовательная: научить детей осознанному подбору частей матрешки в выбранной цветовой гамме; познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек;
Развивающая: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения;
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства;
Обеспечение занятия:
Раздаточный материал; цветная бумага, ножницы, клей, элементы декора из бумаги.
Демонстрационный материал; презентация «Матрешка», декорированная коробка, «письмо», силуэт матрешки, разновидности деревянной матрешки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.
Нам сегодня прислали посылку. Хотите узнать, что в ней?
Чтобы коробочка открылась, нужно отгадать загадку.
Мы с ярмарки
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нём расписной.
Вынимаем напоказ –
И про него ведём рассказ.
Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Кто же это? (ответы детей…?Матрёшка)
Что вы знаете про матрешку? Ответы детей.
Давайте узнаем больше и посмотрим презентацию.
Просмотр презентации.
«Кто Матрешку создал, я не знаю,
Но известно, что сотни лет,
Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неземной страсти,
Истинную русскую красу»
Ю.Жулько.
В конце 18 века из Японии привезли японского старичка - мудреца Фукурумы.
Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые
вкладывались одна в другую.
Её выточил токарь Василий Звездочкин, расписал художник Сергей Малютин. Это восьми местная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. А назвали ее Матрешей – самым распространенным именем в России в то время.
Изготавливают её из древесины липы, березы, ольхи, сосны, спиленных ранней весной. Спиленные деревья очищают, высушивают, укладывают штабелями, оставляя между бревнами зазор для воздуха на два года.
Матрешку вытачивают на токарном станке, обрабатывают стамесками и ножами разной длины и конфигурации, зачищают и расписывают.
Матрешка олицетворяет Россию с ее широкой душой, большими семьями и пестрыми нарядами.
Родина матрешки – Сергиев Посад. Но сегодня и другие губернии создают матрешку, иногда меняя наряд и форму – кукла становится то шарообразной, то продолговатой.
Я – Загорская матрешка,
Всех на свете краше!
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Из города Семенова
Мы в гости к вам пришли.
Букет цветов садовых
В подарок принесли.
Я – матрешка из Майдана
Могу стать звездой экрана.
Украшаем мой наряд цветами
С сияющими лепестками,
И ягодами разными
Спелыми и красными.
Матрешки расписываются разными росписями:
« гжель», « жостово», «хохлома», «палех».
Матрешку используют для передачи игровых сценок, сюжетов сказок, событий из жизни, достопримечательностей.
Матрешка – хранительница исконной русской культуры, сувенир для туристов и любимая игрушка многих детей – ее конструкции позволяют собирать и разбирать куколку - это является прекрасным средством развития рук, логического мышления.
В 1900 году русская матрешка на выставке в Париже получила медаль и мировое признание.
В 2001 году в Москве был открыт музей матрешек – филиал Фонда народных промыслов. Здесь можно познакомиться с историей красивой игрушки, приобрести понравившийся сувенир.
Когда мы слышим слово «Матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей кукле будет передаваться из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.
Мы сегодня будем делать матрешку, только не из дерева, а из бумаги.
Посмотрите на готовое изделие, какие части мы будем использовать для изготовления игрушки - матрешки? (показ образца). Ответы детей.
Перед вами лежат части матрешки разного?цвета, из них мы будем собирать матрешку. Ребята, а с какими инструментами вы будете работать сегодня?
Какие из них опасны?
Как надо работать с ножницами, чтобы не пораниться самому и не травмировать рядом сидящего товарища? (повторяем правила работы с ножницами). Давайте подумаем вместе, как будем делать матрешку. Ответы детей.
Сначала берем самую большую часть - силуэт матрешки.
Теперь подберите наряд для Матрешки. Дети называют части матрешки: платок, лицо, фартук.
Выкладываем на мольберте силуэт.
Воспитанники по совместно составленному плану собирают матрешку,
выбирают части силуэта, а для украшения можно использовать мелкие, заранее вырезанные по шаблону фигуры: звездочки, кружочки, сердечки и др., приклеив их к фартуку.
Давайте немного поиграем. Игра называется «Мы Матрешки».
Мы прекрасные Матрешки – (руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки, – (хлопаем в ладошки)
На ногах у нас сапожки – (поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки, - (хлопаем в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых – (имитируют держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки, – (хлопаем в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры – (обнимают соседа)
Ладушки, ладушки. – (хлопаем в ладошки).
Моя матрешка любит тоже прыгать и бегать, вы за ней внимательно следите, куда она прыгнет, вы туда глазками смотрите. Комплекс зрительной гимнастики - наблюдение за предметом.
Пришло время смастерить каждому свою матрешку. Дети приклеивают части матрешки.
Практическое выполнение детьми матрешки. Педагог помогает затрудняющимся воспитанникам.
Рефлексия:
С готовыми матрешками дети становятся в круг.
- Вам понравилось занятие?
- Что нового вы узнали?
- Что хотели бы рассказать дома?
- Что хотели бы узнать нового на следующем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по области «Художественное творчество» «Разноцветные матрешки» во 2 младшей группе
нетрадиционная техника рисования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 2- й младшей группы «Матрешка в гостях у друзей»
Программные задачи:· формировать представление о дне и ночи, как о тёмном и светлом времени суток;· формировать умен...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы "Матрешки"
Непосредственно-образовательная деятельность с элементами пластилинографии "Матрешки"...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей младшей группы "В гости к нам пришла Матрешка."
Используемые технологии - здоровьсберегающие - самомассаж, дыхательная гимнастика....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 1,5 – 2 лет "Красавицы матрешки".
Данный материал предназначен для ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию познавательно - речевой и продуктивно - конструктивной деятельности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста «Дорожка для матрешки».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию для детей раннего возраста «Дорожка для матрешки»....