Творческий проект для детей старшей группы «Русские валенки»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект
для детей старшей группы
«Русские валенки»
Воспитатель: Зайруллина Алия Рашитовна
г. Надым
февраль 2022 года
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания связанные с истоками народного творчества.
Тип проекта: творческо – исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта:
воспитанники и воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Время реализации проекта: с 18 февраля по 28 февраля 2022 года
Актуальность проекта:
Постановка проблемы:
Проанализировав уровень знаний детей о ремёслах русского народа, я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов Ярославской области – катания валенок.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления валенка.
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта:
- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.
Творческая выставка макетов валенок: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.
2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.
3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.
4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на Ярославской земле катают валенки?».
Составление детьми рассказов: «Какая зимняя обувь у Деда Мороза?», «Валенки, да валенки, носит дед удаленький…».
Дидактические игры: «Что лишнее?»
«Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».
Упражнение: «Подскажи словечко».
Познавательное развитие
Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
Рассматривание разных видов валенок.
Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.
Оформление альбома «Русский валенок».
Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»
Речевое развитие
Отгадывание загадок про валенки.
Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.
Чтение художественной литературы:
- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,
- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,
- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».
«Валенок- бываленок»
Художественно-эстетическое развитие
НОД по изо деятельности:
Аппликация с использованием техники пластинографии.
Декоративное рисование «Украшение валенка».
Разучивание частушек про валенки;
Творческие работы по украшению валенок детьми.
Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.
Физическое развитие
Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,
«Хоккей валенком», «Обеги ёлочку», «Богатыри», «Прыжки через скакалку».
Работа с родителями:
Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.
Чтение художественной литературы.
Оценка результативности работы над проектом.
Народная культура – важнейшее средство приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Чтение художественной литературы, исполнение хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Литература
1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.
2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - СПб:. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.-Учить отвечать на вопросы связно и последова...
Физкультурный досуг, посвященный дню Защитника Отечества для детей старшей группы " Русские богатыри"
Физкультурный досуг для детей с родителями. Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич проверяют детей и родителей на смелость, ловкость и ум....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы "Русская изба".
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности....
Проект для детей старшей группы «Русская каша – матушка наша».
Цель проекта: выяснить, почему говорят: «Русская каша – матушка наша». Научиться варить кашу....
Педагогический проект для детей старшей группы "Русская берёза - символ России"
Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание об...
Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...
Творческий проект для детей старшей группы «Русские валенки»
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к родной культуре. В следствии многонациональности России очень важно показа...