Реализация проекта пластилиновой мультипликации «Пластилиновые фантазеры» на базе инклюзивной площадки
статья по аппликации, лепке

Спиридонова Мари-Энн Алексеевна

 

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества способствуют дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

  За последнее время количество инклюзивных площадок, где для людей с различными возможностями предоставляются равные возможности, ежегодно растет. Наш проект «Пластилиновые фантазеры», являясь одной из форм инклюзии, помогает ребенку с ОВЗ раскрыться, реализовать себя, среди своих сверстников.

 Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пермякова Р.А.

МБДОУ Д/с №1 «Звёздочка» ГО «город Якутск», учитель-дефектолог

Спиридонова М-Э.А.

МБДОУ Д/с №1 «Звёздочка» ГО «город Якутск», учитель-логопед

Реализация проекта пластилиновой мультипликации

«Пластилиновые фантазеры»

 на базе инклюзивной площадки

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества способствуют дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

  За последнее время количество инклюзивных площадок, где для людей с различными возможностями предоставляются равные возможности, ежегодно растет. Наш проект «Пластилиновые фантазеры», являясь одной из форм инклюзии, помогает ребенку с ОВЗ раскрыться, реализовать себя, среди своих сверстников.

 Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.

Можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Мультипликация – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуально насыщенном мире.

За время создания мультфильма ребенок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера. То есть, он знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития творческих способностей ребенка, а также возможность определить, к какому виду деятельности ребенок имеет больше склонности или способности.

Все сказанное заставляет смотреть на мультипликацию как на благоприятную среду для создания всеобъемлющей системы комплексного образования и воспитания дошкольников.

Из разных направлений мультипликации мы решили выбрать именно пластилиновую мультипликацию. Учеными уже давно доказано, что лепка из пластилина благотворно сказывается на развитии пространственного мышления, когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления), формирует понятия о цвете, форме предметов, дает опыт тактильного восприятия. При создании пластилиновых объектов ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет: разминает, присоединяет, сплющивает, вытягивает - развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи, координацию движений, память и логическое мышление. На занятии ребенок концентрируется на задании - он учится терпению и усидчивости. Когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.

Лепка во время создания героев, фона, экспозиций будущего мультфильма благотворно влияет на социализацию ребенка с ОВЗ в обществе, так как в командной и творческой работе у ребенка расширяется социально-коммуникативные навыки. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться.

Наш проект «Пластилиновые фантазеры» реализуется с 2022 года на базе инклюзивной площадки МБДОУ д/с №1 «Звездочка» городского округа «город Якутск». Проект включает в творческий процесс пластилиновой мультипликации детей с нормотипичным развитием и детей с ОВЗ.

Новизной проекта «Пластилиновые фантазеры», по нашему мнению, является включение в творческий процесс детей с ОВЗ дошкольного возраста, посредством создания пластилиновой мультипликации, для расширения социально-коммуникативного опыта в условиях инклюзии.

Целью нашего проекта мы видим - создание условий для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ через создание пластилиновой мультипликации на инклюзивной площадке. Для достижения поставленной цели нами была проведена очень большая трудоемкая работа.  Мы научили детей пластилиновой мультипликации с использованием разнообразных приемов, познакомили с процессом создания пластилинового мультфильма. Формировали интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, всячески способствовали проявлению индивидуальных интересов и потребностей. Еще одной не менее важной задачей являлась развитие речевых и коммуникативных навыков. Помимо этого, как результат работы мы видим, что наш проект также формирует гражданско-патриотические чувства: любовь к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине, учит бережливому отношению к природе и всему живому, формирует чувство коллективизма, умение договариваться, воспитывает ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам.

Программа проекта «Пластилиновые фантазеры» рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю с октября по май (32 занятия в год). Наполняемость группы не более 10 детей. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: для старшей группы занятия не превышает 20-25 минут, для подготовительной группы 25-30 минут.

Проект «Пластилиновые фантазеры» реализуется поэтапно. Всего имеется 5 этапов. Подготовительный этап проекта предусматривает набор детей (5 детей с ОВЗ и 5 детей с нормотипичным развитием)  в группу и составление планов и идей по созданию пластилинового мультфильма.  Творческий этап предусматривает подбор литературного материала или составление истории, сюжета (используется авторское произведение: стихотворение, сказка, или самостоятельно сочинённое), разработку сценария (обсуждение с детьми, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает и выбор наиболее интересного варианта решения происходящего), распределение ролей и обязанностей. Практический этап предусматривает непосредственно лепку героев будущей сказки, фонов и декораций. На данном этапе дети учатся не только лепить, но и придумывать героям движения, учатся их двигать, одушевить их. На техническом этапе начинается съемка пластилинового мультфильма (съемка по эпизодам - передвижение и взаимодействие персонажей детьми, фиксация на фотоаппарат взрослым), озвучка пластилинового мультфильма (музыка, шумы, использование различной аппаратуры). Монтаж отснятого материала в работе с дошкольниками решается педагогом. Отснятые фотографии переносятся на компьютер. Размещаются снимки, в программе для вёрстки, и монтируется фильм. Дети могут участвуют в отборке некачественных кадров. На заключительном этапе изготавливаются афиши, пригласительные на премьеру мультфильма. Затем совместно с родителями просматривают мультфильм. Итогом коллективной работы детей и педагогов является совместный просмотр мультфильма и участие в различных анимационных конкурсах.

Таким образом, в рамках данного проекта у детей расширяется социально-коммуникативные навыки. Проект «Пластилиновые фантазеры» дает детям возможность создать пластилиновый мультфильм своими руками, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество. Приобщаясь, к пластилиновой мультипликации дети приобрели несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, познакомились с различными для них видами творчества. Мультфильмы, созданные на нашей площадке, являются социально значимыми, т.к. решают острые социальные проблемы, касающиеся инклюзии, и помогают менять отношение людей к особенным детям.

Используемая литература:

  1. Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации: Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./ П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с.
  2. Горичева В.С., Нагибина С.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - Ярославль, 2002. - 57 с.
  3. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. с. 54–59
  4. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8. с. 20 – 23
  5. Почивалов Алексей Викторович Сергеева Юлия Евгеньевна: Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик, - Издательство: Эксмо, 2015.
  6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011
  7. Тихонова, Е.Р. Детская студия мультипликации: рекомендации по работе с детьми. Метод. пособие. Детская киностудия «Поиск», /Е.Р. Тихонова//- г.Новосибирск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база инклюзивного образования в России

Презентация "Нормативно-правовая база инклюзивного образования в России"  Взята на курсах повышения квалификации  УрГПУ...

Перспективный план реализации проекта «Пластилиновые фантазии», подготовительная группа

Перспективные планы по изобразительной деятельности в технике пластилинография составила в соответствии с комплексно – тематическим планом ДОУ...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды В Республике Бурятия на базе пилотной площадки МБДОУ "Д/с №89 "Журавленок" г. Улан-Удэ"

Основная цель данной программы - это создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка; создание условий для развития коммуникативных и познавательных способностей детей в...

Реализация развивающей программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) среды в Республике Бурятия на базе пилотной площадки МБДОУ №89 Д/с"Журавлёнок" г. Улан-Удэ

Основная цель данной программы- это создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка; создание условий для развития коммуникативных, и познавательных способностей детей в...

Техники мультипликации (пластилиновая, кукольная, рисованная, песочная)

Тема: Техники мультипликации (пластилиновая, кукольная, рисованная, песочная).Цели занятия:  рассмотреть основные техники мультипликации (пластилиновая, кукольная, песочная, рисованная) и их особ...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...