Дополнительная образовательная деятельность "Наши руки не для скуки"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Темы по художественно-эстетическому развитию | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительной образовательной
деятельности педагога с детьми «Наши руки – не для скуки»
средняя группа № 1 «Белочка»
на 2024-2025 учебный год
Составила: воспитатель
Нурисламова Л.С.
г.Туймазы, 2024г.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………… 3
Перспективный план ……………………………………………………… 5
Заключение …………………………………………………………………11
Список использованной литературы ……………………………………… 12
Пояснительная записка
Кружок «Наши руки – не для скуки» направлен на развитие художественно-творческих способностей посредством занятий по нетрадиционному рисованию и ручному труду. Кружок рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.
В процессе реализации программы «Наши руки – не для скуки»у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию рисунков, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Рисование и ручной труд являются одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческой деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Возможность применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе – расширяют у дошкольников творческую активность, способствует развитию воображения, творческого мышления. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей, средствами нетрадиционного рисования и ручного труда.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Формы обучения:
Специально организованные занятия;
Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы:
Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.
Практическая ценность программы заключается в следующем:
Представлена работа с разнообразными материалами.
Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста.
Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.
Материал для работы: акварельные краски, гуашь, восковые мелки, свеча ватные палочки, поролоновые печатки, коктейльные трубочки, матерчатые салфетки, бумажные, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, вата, крупа, зубная паста, различные овощи, гербарий, пробки.
Техники и методики нетрадиционного рисования в средней группе:
- Оттиск поролоном
- Оттиск пальцами
- Монотипия предметная
- Рисование тычком
- Оттиск печатками (из листьев, шишек, капустный кочан, пробки и т.д.)
Средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми
- Самостоятельная деятельность детей
- Предметно-развивающая среда
Ожидаемый результат:
- Раскрыть и развить художественно-творческие способности
- Улучшение движения пальцев рук, мелкой моторики рук
- Активность и самостоятельность детей в рисовании нетрадиционными техниками, также и ручному труду
- Научить самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты
- Помочь детям овладеть различными навыками при работе нетрадиционными техниками
- Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок
- Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга
Перспективный план
Октябрь
|
|
| |||
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Аппликация «Палитра художника» |
| Бумага вырезанная в форме палитры, разноцветные круги, клей, кисть для клея, салфетки | |||
2.«Дерево». Нетрадиционная техника – пластилинография | Знакомить детей с пластилинографией. Учить аккуратно натягивать пластилин с помощью пальцев, придавать образ осеннего дерева. Развивать мышление, воображение. | Лист бумаги А5, гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки | |||
3. «Листопад» (коллективная работа) Нетрадиционная техника | Учить аккуратно наклеивать листья на общую, на заранее нарисованный силуэт дерева. Развивать композиционные умения. | Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А3/ А4) гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки. | |||
4. «Морковки на грядке» (коллективная работа) | Учить вырезать углы моркови и листья заранее подготовленных прямоугольников, приклеивать к моркови листья. Все моркови приклеиваются в одну грядку | Цветная бумага оранжевого, зеленого, коричневого цветов, кисти для клея, клей |
Ноябрь
|
|
| |||
1.«Грибы» Нетрадиционная техника Рисование кистью, создание монотипии. |
| Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки. | |||
2. «Тарелочка - кэсэ», нетрадиционная техника – печать штампами: «бараний рог», «талия муравья» | Учить аккуратно наносить на штамп башкирских узоров краски, поочередно оставлять отпечатки на глубокой башкирской тарелке – «кэсэ». | Вырезанные глубокие тарелочки, краски красного, желтого, синего цветов, кисти, салфетки | |||
3. «Рябинка» Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Краски зеленого, желтого, оранжевого цвета, листы А 5, салфетки | |||
4.«Подсолнух» Ручной труд из крупы и скорлупы из фисташек. | Учить детей аккуратно распределять лепесточки (скорлупу фисташек) подсолнуха на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Цветная бумага, клей ПВА, кисти для клея, гуашь желтого цвета, кисти для красок, скорлупа фисташек гречневая крупа. |
Декабрь
|
|
| |||
1.«Зимнее дерево» Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой |
|
| |||
2.«Елочка» Нетрадиционная техника: соленое тесто. | Формировать умения придавать образ елки из соленого теста на картоне. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, соленое тесто. | |||
3. «Елочный шар» | Учить украшать вырезанную из цветного картона елочную игрушку. Украшать различными узорами: круги, линии, точки, снежинки | Елочный шар из цветного картона, гуаши белого, золотистого и серебристого цветов. | |||
4. «Укрась елочку бусами» Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету. | Изображения елок, гуашь зеленого цвета, пробки, кисти, салфетки. |
Январь
|
|
| ||||
|
|
| ||||
2. «Зимнее окошко» | Создание образа зимнего окна, узоров. Совершенствовать технику рисования концом кисти | Заранее вырезанное окно. Гуашь синего, серебристого, белого цвета | ||||
3. «Зимняя природа» Нетрадиционная техника Рисование поролоном. | Познакомить с техникой рисования поролоном, учить рисовать в данной технике: сугроб, деревья. Развивать воображение, мышление. | Листы А5 синего цвета, поролон, кисти, гуашь белого, коричневого цвета | ||||
4. «Красивые снежинки» | Познакомить с техникой работы со свечой совместно с красками. Развивать воображение, творческое мышление. | Листы бумаги, свеча, гуашь голубого, синего, фиолетового цвета, кисти. |
Февраль
|
|
| |||
| Закрепить умение украшать рукавичку, нанося рисунок по возможности равномерно на поверхность бумаги. Развитие глазомера и мелкой моторики. | Рукавичка вырезанная из бумаги, штампы – бараний рог, ромб, гуашь желтого, красного, синего цвета, кисти, салфетка | |||
2. «Снежная зима» | Совершенствовать работу в технике пластилинографии. Воспитывать аккуратность. | Цветной картон, пластилин,стек | |||
3. «Снегири» | Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату. | Ватман, краски, кисти,вода. | |||
4.«Северное сияние» Нетрадиционная техника: монотипия. | Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета. | Листы бумаги, акварель, кисти. |
Март
| Задачи |
| |||
| Закреплять навыки работы с пластилином, развивать умение использовать в лепке бросовый материал. Развивать воображение и творческую активность, мелкую моторику. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. |
| |||
2. «Цветок для мамы» Нетрадиционная техника: пуантилизм. | Совершенствовать умения в технике - пуантилизм. Развивать чувство цвета, композиции. | Листы бумаги, гуашь красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов, ватные палочки | |||
Нетрадиционная техника - оттиск |
|
| |||
4. «Платок» аппликация | Учить украшать платок заранее подготовленными башкирскими узорами: сердечко, бараний рог | Платок вырезанный из бумаги,кисти, гуашь красного, желтого, синего цветов. |
Апрель
| Задачи |
| |||
|
|
| |||
2. Космос. Рисование по трафарету солью | Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе), научить рисовать с помощью соли. | Альбомные листы А5, трафарет звезд, соль, кисти, гуашь желтого, синего, голубого, зеленого цветов, салфетки, вода. | |||
3. «Весеннее солнышко» Нетрадиционная техника: Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. | Краски желтого цвета, альбом А4, кисть, салфетки, вода | |||
4. «Бочка меда» | Учить аккуратно наносить на бочку меда (из картона) башкирские узоры - клей кистью, далее солью. Научить рисовать солью. | Вырезанные бочонки меда, кисти для клея, салфетки, соль, салфетки |
Май
| Задачи |
| ||
1.«Салют на праздник» Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель. |
| Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти. | ||
2.«Цветущая ветка сирени». Нетрадиционная техника: выдувание трубочкой, аппликация. | Учить детей рисовать трубочкой, дополнять работу вырезанными листьями. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Листы бумаги А4, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки. | ||
3. «Бабочка» Нетрадиционная техника: Монотипия. | Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки | ||
4. «Божья коровка» Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | Лист А5, половина картофеля, краски красного, черного цветов |
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно - творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения.
Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список используемой литературы:
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3.Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
5. Лыкова А. И. «Цветные ладошки» авторская программа.
6.Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
7.Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
8.Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
9.Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
10.Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "Умелые руки не знают скуки"
В этой совместной деятельности мы будем формировать положительное отношение к труду и его результатам...
Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки». в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительная образовательная программа с детьми 6-7 лет кружка по тестопластике «Умелые руки,не знают скуки».в соответствии сФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОЫВАТЕЛЬНЫМ СТАНДА...
« Наши руки не для скуки» программа дополнительного дошкольного образования
Развитие мелкой моторики детей посредством творческой деятельности, расширение кругозора и творческого потенциала детей, формирование интереса родителей к развитию творческих способностей детей....
Программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки»
Формирование художественно-творческих способностей воспитанников путём создания условий для самореализации личности....
Программа дополнительного образования "Наши руки не для скуки"
Занятия творчеством с ребенком – чудесная возможность побыть вместе, что-то смастерить. Они помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного отн...
Дополнительная общеобразовательная программа " Наши руки не для скуки".
Дополнительное образоватие...
План работы с родителями по реализации дополнительной программы по нетрадиционным видам рисования "Наши руки не знают скуки"
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Достижение единого целеполагания педагога и родителя наилучшим образом сказывается на достижениях ребенка. Следует не тол...