«Волшебный мир аппликации»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Проект по художественно-эстетическому развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grno9_proekt_po_applikatsii.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Проект по художественно – эстетическому развитию детей 5 -6 лет

«Волшебный мир аппликации»

группы «Б»  компенсирующей направленности

для детей от 5 до 6 лет с ТНР  

Воспитатели: Хаирова И.А.

Кузнецова Н.В.

Мегион 2021г.

Пояснительная записка

          Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!

          Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия — вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок посредством бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.

        Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно-реабилитационного процесса детей дошкольного возраста и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет аппликация.

        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        С этой целью разработан проект по художественно – эстетическому развитию детей 5 -6 лет «Волшебный мир аппликации».

Цель: развитие творческих способностей воспитанников средствами аппликации.

Задачи:

  • развивать творческие способности детей, их фантазию;
  • учить намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата;
  • учить передавать характерные особенности персонажей;
  • закреплять представления о цвете и форме;
  • развивать навыки общения и взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками;
  • способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Методика и технология реализации:

Для повышения эффективности восприятия материала проект разделен на 3 этапа:

I. Диагностический этап

На данном этапе проводится диагностическое обследование для выявления оценки знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников.

II. Практический этап

Второй этап направлен на осуществление организационной работы:

1. «Сюжетная аппликация»;

2. «Декоративная аппликация».

 Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 25 минут.

III. Аналитический этап

На данном этапе реализации проекта проводится заключительная диагностика, направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.

Целевая группа: воспитанники группы.

Форма обучения: групповые занятия.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. Проект позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересно более сложное задание, менее подготовленным - работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 

словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях: 

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми; 

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах; 

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 

Длительность: среднесрочный (сентябрь 2021- ноябрь 2021)

Тип проекта: творческий

Режим занятий: 1 занятие в неделю.

Критерии эффективности проекта

  • используются различные приемы и методы работы;
  • дети информированы о целях, задачах и формах работы;
  • вся работа строится на основе индивидуального подхода.

По окончании цикла занятий воспитанники должны:

Знать:

- основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);

- прием обрывания;

- правила безопасности и личной гигиены.

Уметь:

- работать по готовому шаблону, понимать условные обозначения;

- составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;

- выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;

- правильно и аккуратно пользоваться бумагой, клеем и салфеткой;

- пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание.

Кроме этого, дети:

- повысят свой уровень самооценки;

- научатся следовать устным инструкциям; 

- словарь детей обогатится специальными терминами; 

- дети научатся проявлять отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: группа, интерактивная доска, канцелярские принадлежности (бумага цветная, белая, картон, клей ПВА, ножницы).

Содержание проекта

  1. Диагностический этап

При проведении диагностики используются методы наблюдения, методы изучения продуктов деятельности воспитанников. Результаты обрабатываются и заносятся в диаграмму по балльной шкале (высокий, средний, низкий). Эти данные помогают проанализировать диагностические данные.

  1. Практический этап (Перспективное планирование)

1.        Декоративная аппликация

Наименование деятельности

Программные задачи

1.

«Фрукты в вазе»

Сюрпризный момент – фрукты в вазе. Загадки – складки. Игра на классификацию «Собираем урожай». Практическая работа. Выставка работ.

Развивать творческие способности детей, их фантазию;

учить намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата;

закреплять представления о цвете и форме;

развивать навыки общения и взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками.

2.

«Солнце в тучках»

Психогимнастика «Доброе утро». Обыгрывание стихотворения «Кукла Фёкла» (Л. Мезинов). Показ способов выполнения работы. Пальчиковая гимнастика. Практическая работа. Выставка работ. Стихотворение В. Шипунова «Улицы закрыты».

Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов);

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

3.

«Ладошка»

Загадки о руках. Упражнения-имитации. Рассматривание картин из вырезанных ладошек. Практическая работа. Выставка работ. Стихотворение «Семья» М. Тахистовой

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам;

Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов

4.

«Неваляшка»

Загадка о неваляшке. Пальчиковая игра «Неваляшка». Рассматривание игрушки. ТБ при работе с ножницами. Практическая работа. Выставка работ. Песня «Мы милашки, куклы-неваляшки».

Развивать творческие способности воспитанников средствами аппликации.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

5.

«Украшение блюдца»

Сюрпризный момент – письмо. Беседа «Красота вокруг». Пальчиковая гимнастика «В гости». ТБ при работе с ножницами. Практическая работа. Выставка работ.

Закреплять умение детей создавать изображения (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (цветок и др.).

  1. Сюжетная аппликация

Наименование деятельности

Программные задачи

1.

«Самолет»

Стихотворение «Самолет» С.Колесниковой. Рассматривание самолета. Показ приемов аппликации. Пальчиковая игра: «Наш веселый самолет». Практическая работа. Выставка работ.

Развивать творческие способности детей, их фантазию; учить намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата;

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

2.

«Кораблик»

Чтение стихотворения «Кораблик» С.Котляр. Пальчиковая гимнастика «Капитан». Рассматривание образца. Практическая работа. Динамическая пауза «Синяя вода». Выставка и анализ работ.

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях;

Учить пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание.

Закреплять умение детей делать игрушки,

3.

«Солнышко»

Беседа о солнце. Рассматривание геометрических фигур и плоскостного образца. ТБ при работе с ножницами. Практическая работа. Стихотворение «Смотрит солнышко с небес». Выставка работ.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам;

Закреплять умение детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов

4.

«Поезд»

Создание мотивации – построить поезд для щенка. Рассматривание поезда – образца. Показ приемов работы. Практическая работа. Стихотворение про поезд. Выставка работ.

Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

5.

«Автобус»

Беседа «Транспорт». Игра «Ехали-ехали». Рассматривание автобуса. Показ приемов работы. Практическая работа. Стихотворение про автобус. Выставка работ.

Учить:

- работать по готовому шаблону, понимать условные обозначения;

- составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;

- правильно и аккуратно пользоваться бумагой, клеем и салфеткой.

6.

«Бабочки на полянке» (коллективная аппликация)

Загадка о бабочке. Беседа «Бабочки». Рассматривание иллюстраций. Обсуждение этапов работы. Динамическая пауза «Бабочка». Выполнение работы. Практическая работа. Стихотворение о бабочках.

Учить  работать по готовому шаблону, понимать условные обозначения; выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию; правильно и аккуратно пользоваться бумагой, клеем и салфеткой.

Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.

7.

«Домик для зайца и петуха»

Загадка о зайце. Беседа по сказке «Заюшкина избушка». Обсуждение этапов работы. Выполнение работы. Практическая работа.

Развивать творческие способности детей, их фантазию;

учить намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата.

Закреплять умение детей создавать изображения (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов.

8.

«Светофор»

Беседа о правилах дорожного движения. Стихотворение «Переход». Практическая работа. Физкультминутка «Светофор». Выставка работ.

Учить  понимать условные обозначения; выполнять тематическую аппликацию; правильно и аккуратно пользоваться бумагой, клеем и салфеткой.

Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.

Побуждать создавать предметные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

III.       Аналитический этап

На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика (проводятся диагностические методики, которые применялись на 1 этапе), направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.

Использованная литература

Основная

1. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми в ДОУ». М: Мозаика-Синтез, 2012г.

2.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

3.Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». Изд.: Мир книги, 2008. 

4.Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития детей, посещающих художественную студию «Волшебный фантик» (аппликация, оригами, конструирование из бумаги)

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью влад...

Программа развития детей, посещающих художественную студию «Волшебный фантик» (аппликация, оригами, конструирование из бумаги)

Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций.Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью влад...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)

Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...

Конспект занятия на тему "Волшебные полоски" (аппликация)

Материал представлен в виде конспекта занятия по аппликации на тему: "Волшебные полоски"...

КОНСПЕКТ НОД "ВОЛШЕБНЫЙ КОРАБЛИК" (АППЛИКАЦИЯ)

КОНСПЕКТ НОД "ВОЛШЕБНЫЙ КОРАБЛИК" (АППЛИКАЦИЯ)  Программное содержание: Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком и...

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР АППЛИКАЦИИ». (для детей 3-4 лет) .

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР АППЛИКАЦИИ».(для детей 3-4 лет) ....