Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «АRТ-Кладовая»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)
Актуальность программы состоит в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной
для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.7 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» | |
(наименование организации) 650903, г. Кемерово, ул. Новогодняя,18Б Тел/факс: 8 (3842) 69-24-31; Е-mail^ mdou165@mail.ru | |
Принято на педагогическом совете МБДОУ № 165 «Детский сад общеразвивающего вида» Протокол № 1 от 31.08.2023 г. | Утверждаю И. о. заведующей МБДОУ № 165 «Детский сад общеразвивающего вида» ___________А.В. Соболева 31.08. 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«АRТ-Кладовая»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Разработчик:
Жигалко Валентина Ивановна,
воспитатель
г. Кемерово, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации / контроля 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы ПРИЛОЖЕНИЕ | 3 3 5 6 9 10 10 10 11 11 13 14 16 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АRТ-Кладовая» имеет художественную направленность и составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Устав МБДОУ № 165.
Уровень программы – стартовый.
Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной
для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.
Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования и продуктивной деятельности, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы состоят в возможности применения нетрадиционных приемов изодеятельности и продуктивной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Формирование и развитие творческих способностей детей удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни и здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Программа «АRТ-Кладовая» позволяет обеспечивать потребности и интересов детей. Развитие пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки, возможности реализации свободы выбора действий, приобщения детей к искусству. При разработке программы опорой являлись лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Адресат программы: дети дошкольного возраста, 5 – 7 лет. Количество детей в группе до 15 человек.
Объем и срок освоения программы: срок освоения программы - 8 месяцев, с 01.10.2023 г. по 31.05.2024 г. (32 недели). Курс программы рассчитан на 32 академических часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: для учащихся 5 – 6 лет – 1 раз в неделю по одному академическому часу, 1 академический час равен 25 минутам; для учащихся 6 – 7 лет – 1 раз в неделю по одному академическому часу, 1 академический час равен 30 минутам.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: деятельность строится в занимательной, игровой форме. Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физминутки. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями не предусмотрена, т.к воспитанников со статусом «ОВЗ»/ «Инвалидность» нет.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомить с основными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- совершенствовать навыки детей по использованию художественных материалов;
- способствовать развитию у детей способности к восприятию и эмоциональной оценке произведений искусства;
- способствовать активной творческой деятельности детей в разных видах декоративно прикладного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа |
2-3 | Рисование «Золотая осень» (отпечаток листьями) | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
4-5 | Ручной труд « Мухомор» | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
6 | «Паук» (техника-обрывание бумаги) | 1 | 0.5 | 0.5 | Выставка детских работ |
7 | «Ежик» (техника-оттиск смятой бумагой) | 1 | 0.5 | 0.5 | Выставка детских работ |
8-9 | Аппликация ко Дню Матери | 2 | 0.5 | 1.5 | Изготовление открыток |
10-11 | «Елочка – зеленая иголочка» (Ручной труд) | 2 | 0.5 | 1.5 | Оформление группы |
12-13 | «Совушка-сова» (пластилинография) | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
14-15 | Ручной труд «Полосатые коты» | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
16-17 | Рисование «Зимний лес» (монотипия пейзажная) | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
18-19 | Открытка для папы (Ручной труд) | 2 | 0.5 | 1.5 | Изготовление открыток |
20-21 | Открытка для мамы (Ручной труд) | 2 | 0.5 | 1.5 | Изготовление открыток |
22-23 | Рисование «Пингвины на льдине» (оттиск печатками из картофеля) | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
24-25 | Аппликация «Весенняя береза» | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
26-27 | «Панда» (пластилинография) | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
28-29 | Аппликация «Грачи прилетели» | 2 | 0.5 | 1.5 | Коллективная работа |
30-31 | Рисование «Цветы в вазе» (кляксография с ниткой) | 2 | 0.5 | 1.5 | Выставка детских работ |
32 | Диагностика | 1 | 1 | ||
Всего | 32 | 8.5 | 23.5 |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Введение в программу
Теория: знакомство с детьми
Практика: игра « Передай клубочек»;
Тема 2-3. «Золотая осень»
Теория: беседа об осени, стихи
Практика: рисование в нетрадиционной техникой рисования – отпечаток листьями;
Тема 4-5. «Мухомор»
Теория: рассматривание альбомов, беседа о грибах.
Практика: изготовление поделки «Мухомор»;
Тема 6. «Паук»
Теория: рассматривание картинки с пауком, загадка, уточнение деталей строения паука.
Практика: рисование в техники - обрывание бумаги;
Тема 7. «Ежик»
Теория: загадка о ежике, рассматривание картины с ежиком. Рассказ о технике рисования смятой бумагой. Понятие оттиск.
Практика: пальчиковая игра «Ежик», рисование ежика в технике оттиск смятой бумагой
Тема 8-9. Аппликация ко Дню Матери
Теория: беседа о Дне Матери,
Практика: игра «Какая мамочка», изготовление открыток для мамы;
Тема 10-11. «Елочка – зеленая иголочка»
Теория: загадка, беседа, рассматривание иллюстрации елочки.
Практика: ручной труд – изготовление елочки;
Тема 12-13. «Совушка-сова»
Теория: беседа о сове, знакомство с техникой «Пластилинография»
Практика: разминка «Пальчики», рисование пластилином на картоне «Совушка-сова»;
Тема 14-15. «Полосатые коты»
Теория: загадки, картинки с изображением котов; беседа о форме частей тела и способах их изображения.
Практика: ручной труд - изготовление домашнего питомца;
Тема 16-17. «Зимний лес»
Теория: знакомство с техникой «Монотипия» с материалами и инструментами, необходимых для данной техники.
Практика: рисование в технике «Монотипия пейзажная» - оттиск рисунка с помощью второго листа бумаги. Просушивание работ. Дорисовка, оформление рисунков;
Тема 18-19. Поделка для папы
Теория: рассматривание иллюстраций о Российской армии, беседа «Наша армия»
Практика: ручной труд - изготовление поделки для папы;
Тема 20-21. Открытка для мамы
Теория: беседа о празднике, загадки о маме и бабушке, чтение стихов.
Практика: ручной труд - изготовление поделки для мамы;
Тема 22-23. «Пингвины на льдине».
Теория: беседа об Антарктиде, рассматривание изображений пингвинов.
Практика: рисование пингвинов в технике - оттиск печатками из картофеля;
Тема 24- 25. «Весенняя береза»
Теория: Беседа о весне, о деревьях, загадки, иллюстрации с березой, чтение стихотворений о березе.
Практика: аппликация - изготовление открытки «Весенняя береза»;
Тема 26-27. «Панда»
Теория: повторение технология изготовления работ в технике «пластилинография»;
Практика: Изготовление открытки «Панда» в технике «пластилинография»;
Тема 28- 29. «Грачи прилетели»
Теория: Беседа о весне, о грачах.
Практика: коллективная аппликация - изготовление картины «Грачи прилетели»;
Тема 30-31. Рисование ««Цветы в вазе»
Теория: знакомство с техникой «Кляксография», беседа о цветах, рассматривание открыток с изображением цветов.
Практика: игра «Угадай цветок». Рисование открытки в технике «кляксография с ниткой»;
Тема 31. Диагностика
Практика: выполнение диагностических заданий.
Комплексно-тематическое планирование занятий по программе представлено в приложении 4.
1.4. Планируемые результаты
По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства, декоративно прикладного творчества.
Будет уметь:
- пользоваться художественными материалами;
- правильно компоновать лист и рабочую плоскость; работать с бумагой и бросовым материалом;
- эмоционально оценивать произведения искусства.
- Будет владеть:
- аккуратностью и трудолюбием, настойчивостью в достижении поставленных задач.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 32;
Количество учебных дней – 32;
Продолжительность каникул – 01.01.2024 - 08.01.2024;
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 01.10.2023 по 31.05.2024.
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- столы
- стулья
- методические пособия
- фартуки
- нарукавники
- изделия декоративно-прикладного творчества,
- репродукции
- произведения художников;
- иллюстрации по разным темам,
- наглядно-демонстрационные материалы,
- образцы, схемы,
- фотографии природных объектов.
Материал для работы:
- кисти разной толщины и жесткости
- бумага для рисования
- пластилин
- цветной картон
- гуашь
- акварель
- цветные карандаши
- цветные восковые мелки
- фломастеры
- клей ПВА
- цветная бумага
- ножницы
- широкие мисочки для разведения гуаши
- простые карандаши;
- акварельные карандаши (12 цветов);
- ластики;
- палитра
- баночки для воды;
- клей-карандаш
2. Информационное обеспечение:
- Видео-, фото-, интернет источники;
- Программа предусматривает использование интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)
3. Кадровое обеспечение:
Реализация программы «АРТ-Кладовая» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими профессиональное педагогическое образование и систематически повышающими свою квалификацию.
2.3. Формы аттестации / контроля
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, фотовыставка, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).
2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
1. Беседа;
2. Выставка;
3. Изготовление открыток;
4. Оформление группы;
5. Коллективная работа.
2.4. Оценочные материалы
Форма подведения итогов реализации программы – итоговая диагностика. На основании полученных данных проводится анализ результативности прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АRТ – кладовая» детьми, который позволяет подобрать эффективные формы и методы организации образовательного процесса и провести коррекцию программы обучения.
Для оценки результативности реализации данной программы разработан диагностический инструментарий. В конце учебного года проводится диагностика (итоговая – май).
Диагностика освоения детьми ДОП «АRТ – кладовая»
(методика И.А. Лыковой, Т.Г. Казаковой)
Диагностика знаний дошкольников проводиться с помощью специальных заданий и вносится в таблицу (см. Приложение 1, 2).
Каждое выполненное задание педагог оценивает по трех бальной системе, где:
3 балла:
- обучающийся видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
- быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках;
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
- передает в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками;
2 балла:
- у обучающийся есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний;
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
- правильно пользуется материалами и инструментами;
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник;
- проявляет самостоятельность;
- балл:
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
- обучающийся видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
- узнает и радуется знакомым образам в рисунке:
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем-цвет
- обучающийся рисует только при активной помощи взрослого:
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими:
- недостаточно освоены технические навыки и умения.
Интерпретирование результатов: подсчитывается общая сумма набранных баллов, где:
Оптимальный уровень освоения программы: 21 – 27 баллов;
Допустимый уровень освоения программы: 10 – 20 баллов;
Низкий уровень освоения программы: 0 – 9 баллов.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы реализации Программы:
Наглядные методы:
- наблюдения за природой;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, альбомов, открыток;
- работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий;
- проведение дидактических игр.
Словесные методы:
- использование художественного слова;
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,
дидактических, игр-драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление альбома;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
Форма организации образовательного процесса: занятие.
Формы организации занятия: групповая форма.
Используемые педагогические технологии:
информационно-коммуникативная деятельность, проектная деятельность.
Алгоритм занятия:
- Организационный (организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания).
- Проверочный (проверка усвоения знаний предыдущего занятия).
- Подготовительный (сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей).
- Основной (усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний).
- Контрольный (выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция).
- Итоговый (анализ и оценка успешности достижения цели).
- Рефлексивный (мобилизация детей на самооценку).
- Информационный (определение перспективы следующих занятий).
Перечень учебно-методических и наглядных пособий, применяемых в рамках реализации данной программы, указан в приложении 3.
2.6. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Йенни, Петер Техники рисования. Тренируем восприятие и осваиваем интуитивное рисование / Петер Йенни. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 168 с.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" / Р.Г. Казакова, Т.В. Смагина, В.Ю. Слепцова. – Санкт-Петербург : Сфера, 2006. – 128 с.
3. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г. Казакова, Е. М. Седова, Т. И. Сайганова. – Москва : Сфера, 2020. – 128 с. – ISBN 9785994917138
4. Колдина, Д. Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4–7 лет. / Д. Н. Колдина. – Москва : Мозаика-синтез, 2022. – 64 с.
5. Колдина, Д. Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий. 4–7 лет. ФГОС / Д. Н. Колдина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2022. – 64 с.
6. Колдина, Д. Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4–5 лет. ФГОС / Д. Н. Колдина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2022. – 56 с.
7. Лыкова И.А. Цветные ладошки / И.А. Лыкова, И.И. Васильева. – М : Цветной мир, 2021. – 144 с.
8. Микляева Н.В. Рисование, аппликация, лепка в детском саду. Традиционные и нетрадиционные приемы и техники. / Н.В. Микляева, Г.А. Яремчук. – Москва : АРКТИ, 2020. – 208 с.
9. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» / А.В. Никитина. – Москва : Каро, 2018. – 96 с.
10. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – Москва : Просвещение, 1985. – 275 с.
11. Цветкова, Т. В. Аннотация к книге "Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. ФГОС" / Т. В. Цветкова. – Москва : Сфера, 2022. – 64 с.
12. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. / И.А. Шаляпина. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. – ISBN ISBN: 978-5-9949-1359-8
13. Щербатова И.О Аппликация в детском саду. / И.О Щербатова. – Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.
Список литературы для родителей
- Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2016. - С.
- Лумис Э. Э. Самый лёгкий способ научиться рисовать / Э. Э. Лумис .. – москва : ООО "Издательская Группа "Азбука-Аттикус", 2016. – 12 с.
2. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2017. – С. 96
3. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2017. – С. 96
5. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста ». Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Е.А. Янушко. – Москва : Мозаика- Синтез, 2020. – 64 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фамилия имя ребенка | Умение делать оттиск печатками из картофеля, дополнять сюжет рисунка деталями. | Умение рисовать в технике «Тычок жесткой полусухой кистью». Действовать в пределах контура. Дополнять изображение деталями | Умение рисовать в технике «Печатание ладошкой». Дополнять изображение деталями. Аккуратно Выполнять работу, мыть руки после работы | Умение рисовать в технике «Симметричные предметы». Аккуратно складывать лист бумаги для получения симметричного изображения. Дополнять изображение деталями. | Умение печатать пуговицами. Получать четкий отпечаток . | Умение рисовать «Оттиск скомканно й бумагой». Получать четкое изображен ие предмета. Доводить предмет до нужного образа помощью кисти | Умение рисовать по представлению предметы, закрашивать восковыми мелками, свечой, тонировать альбомный лист красками. | Умение рисовать нетради ционным способом, с помощью поролона | Умение рисовать насыром листе бумаги. Подбирать красивые цветосоче тания для создания задуманн ого образа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Учебно-методические и наглядные пособия
№ | Автор | Название | Год | Кол-во |
1. | В. Вилюнова | Наглядно-дидактическое пособие «Золотая хохлома» | Москва «Мозаика-Синтез», 2015. | 1 |
2. | В. Вилюнова | Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка» | Москва «Мозаика-Синтез», 2015. | 1 |
3. | В. Вилюнова | Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка» | Москва «Мозаика-Синтез», 2015.. | 1 |
4. | В. Вилюнова | Наглядно-дидактическое пособие «Сказочная гжель» | Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 г. | 1 |
5. | В. Вилюнова Е.В.Краснушкин | Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» Сказка о русской живописи | Москва: «Мозаика-Синтез», 2015г. | 1 |
6. | В. Вилюнова Е.В.Краснушкин | Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» Пейзаж | Москва: «Мозаика-Синтез», 2015 г. | 1 |
7. | В. Вилюнова Е.В.Краснушкин | Наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» Портрет | Москва: «Мозаика-Синтез», 2016 г. | 1 |
8. | А. Дорофеева | Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: Арктика и Антарктика | Москва: «Мозаика-Синтез», 2011 г. | 1 |
9. | А. Дорофеева | Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: Морские обитатели | Москва: «Мозаика-Синтез», 2010 г. | 1 |
10. | А. Дорофеева | Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»: Весна | Москва: «Мозаика-Синтез», 2011 г. | 1 |
11. | А. Дорофеева | Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»: Осень | Москва: «Мозаика-Синтез», 2011 г. | 1 |
12. | А. Дорофеева | Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам»: Зима | Москва: «Мозаика-Синтез», 2011 г. | 1 |
13. | Л. Бурмистрова | Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о деревьях» | Москва: «Мозаика-Синтез», 2008 г | 1 |
14. | Н.В. Нищева | Учебно-наглядное пособие «Четыре времени года» | СПБ: «Детство-Пресс», 2007 г. | 1 |
15. | С. Вохринцева | Демонстрационный материал для педагогов и родителей «Времена года» | Екатеринбург: «Страна Фантазия», 2009 г. | 4 |
16 | Т. А. Шорыгина | 1 | ||
21 | Раздаточный материал: Акварельные краски, кисти на каждого ребенка (подгруппу) Пластилин на каждого ребенка в подгруппе Ножницы (на каждого) Клей ПВА/ карандаш (на каждого) Бумага для рисования Цветная бумага Презентации Аудиозаписи с голосами птиц и животных Костюмы Иллюстрации с изображение животных, растений Подборка музыкальных произведений Природный материал: перья птиц, скорлупа яичная, картофель Пряжа Нитки Гербарии из листьев | |||
22 | Дидактические и настольные игры: «Ягоды. Детский определитель»; «Живая и неживая природа»; «Учись играя. Времена года»; «Кубики. Животный мир Земли»; «Съедобные и несъедобные грибы»; «Птичий базар»; «Собери картинки. Насекомые» «Собери цветок» «Чей хвост?»; «Деревья»; «Когда это бывает?» «Детки с какой ветки» «Угадай, что в мешочке» «Звери, птицы, рыбы» «С какого дерева листок?» «Цветочный магазин» «Разложи по цвету» «Удивительная ладонь» «Собери узор» «На что это похоже» «Чудесный лес» «Чудо-узоры» «Русские узоры» | |||
23 | Технические средства обучения: ноутбук – 1шт; проектор – 1 шт. музыкальная колонка – 1 шт. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«АРТ-Кладовая»
Месяц, неделя | Тема занятия | Программное содержание | Источник (пособие, стр.) |
Октябрь 1-я неделя | Давайте познакомимся | Знакомство с детьми; игра «Волшебный клубок» | |
2-3неделя | Рисование «Золотая осень» (отпечаток листьями) | Формировать эстетическое отношение к природе, учить создавать различные образы деревьев, кустов, травы разными техниками, развивать чувство композиции | Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования) стр. 103, 119. |
4-5 неделя | Ручной труд « Мухомор» | Продолжать расширять представления детей о грибах, их свойствах. Развивать у детей интерес к конструированию из бумаги. Закреплять у детей умение складывать бумагу в разных направлениях, используя базовую форму «двойной треугольник» в технике «оригами». | https://iz-bumagi.ru/obemnaja-applikacija-muhomor-iz-cvetnoj-bumagi-2117 |
Ноябрь 2-я неделя | Рисование «Паук» | Учить технике обрывания бумаги. Закрепить представление о свойствах бумаги, познакомить с техникой рисования фломастером | Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования) стр. 115 |
3-неделя | Рисование «Ежик» | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционной графической технике, развивать чувство фактурности и объемности | Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования) стр. 87 |
4-1неделя | Аппликация к Дню матери | Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к художественному творчеству. Формировать настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность. | А.Н. Малышева; Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» стр. 118 |
Декабрь 2-3 неделя | Ручной труд «Елочка-зеленая иголочка» | Продолжать учить детей конструировать поделки из бумаги. Закреплять навыки и умения работать с ножницами. Развивать зрительную память, глазомер, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать формированию эстетического вкуса, воображению и творческого потенциала. | |
4-1 неделя | Пластилино графия «Совушка-сова» | Расширить представления детей о лесной птице-сове. Учить создавать композицию из отдельных деталей. Развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение | Г. Н. Давыдова . Пластилинография Стр. 42 |
Январь 2-3 неделя | Ручной труд «Полосатые коты» | Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционной графической технике, развивать чувство фактурности и объемности | |
4-1 неделя | «Зимний лес» | Воспитывать эстетическое отношение к природе, ее изображению в различных изобразительных техниках, развивать чувство композиции, колорита | Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования) стр.111 |
Февраль 2-3 неделя | Открытка для папы | Расширять знания детей о празднике, кому посвящается; прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу страну; закрепить знание о военных профессиях: танкист, моряк, летчик, пограничник, подводник, сапёр. | А.Н. Малышева; Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» стр. 114 |
4-1неделя | Открытка для мамы | Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках | Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования) стр.121 |
Март 2-3 неделя | Рисование «Пингвины на льдине» | Учить рисовать пингвина, передавая его характерные особенности внешнего вида. Продолжать знакомить с пингвинами и средой их обитания. Закрепить нетрадиционную технику рисования «печатками из картофеля» .Развивать мелкую моторику рук, композиционные умения, чувство формы и цвета. Воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности, аккуратность. | И.А. Лыкова «Цветные ладошки» 5-6 лет, стр. 32 |
4-1 неделя | Аппликация «Весенняя береза» | учить конструировать из бумаги объемные аппликации - закреплять навыки владения различными инструментами и материалами - воспитывать трудолюбие при выполнении работы | А.Н. Малышева; Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» стр. 96 |
Апрель 2-3 неделя | Пластилинография «Панда» | Познакомить с пандой, учить использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного, развивать эстетическое восприятие | Г. Н. Давыдова . Пластилинография Стр. 53 |
4-1 неделя | Аппликация «Грачи прилетели» | Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к художественному творчеству. Формировать настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность. | А.Н. Малышева; Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» стр. 121 |
Май 2-3 неделя | Кляксография «Цветы в вазе» | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Формировать умение передавать цветовую гамму. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Р.Г.Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования) стр.111 |
4-я неделя | Диагностика | Выполнение диагностических заданий детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Буги-Вуги»
программа ориентирована на детей 5-7лет, рассчитана на один год обучения....