Конспект
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
конспект по аппликации по теме " Роспись ложек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_applikatsii_lozhki.docx | 433.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по аппликации « Украсим ложки»
Задачи:
- познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;
- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы;
- учить составлять узор на ложке, украшая его завитком, ягодой и травкой;
- учить детей вырезать по шаблону.
- учить правильно располагать элементы узоров.
- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;
- развивать в детях патриотические чувства;
- развивать у детей навыки творческого рассказывания. .
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В о с п и т а т е л ь
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите да вставайте поудобнее.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
В о с п и т а т е л ь.
Ребята, вы только посмотрите, какой дивной красоты посуда на столе у нашей хозяйки. Вы можете назвать эти предметы? (Ответы детей).
А дома у вас есть такая посуда? (Да)
А вы, из нее кушаете? ( Да, нет и др.)
А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.
Вот посуда расписная!
Была и у царя такая,
Да вся полюбилась
А наша не бьется,
Из неё ничего не прольется,
Щи из нее вкусней,
Да и каша добрей.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, а давайте узнаем у нашей хозяйки, какой деревянной посудой пользовались наши предки. (Воспитатель берет в руки миску и ложку). Ребята, вы узнаете эту посуду? (Ответы детей).
Так вот, наибольшим спросом пользовались, конечно, ложка и миска. Их можно было увидеть и на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и на царском пиру. А вы знаете, ребята, для чего использовали миски? (Ответы детей). Миски служили для вторых блюд и для питья.
В о п и т а т е л ь. А как вы думаете, какой посуды, требовалось больше всего? (Ложек). Почему? (Ответы детей).
А все дело в том, что в старину вся семья ела из одной большой миски, а вот без своей ложки не мог обойтись никто. Емкость ложки (ее размер) имела большое значение; больше зачерпнешь щей, больше достанется!
В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы узнали, что на Руси вторые блюда (кашу) ели из таких вот мисок, а тогда из чего же ели первые, например, щи? (Ответы детей). Ну, что правы наши ребята, хозяюшка?
В старину много делали чаш, в которых подносили еду к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими (показывает иллюстрацию с изображением чаши), ведь семьи в те времена были очень большими. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.
В о с п и т а т е л ь. А как вы думаете, ребята, какая посуда была самой почетной на столе? (Ответы детей). А давайте спросим у нашей Хозяюшки.
В народе говорили: «Без соли, без хлеба – худая беседа». Соль в те времена была дорога, ее очень берегли. Хлебом солью встречали дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. Отношение к соли отразилось на ее хранилище – солонке. Посмотрите, какой нарядной, разнообразной по форме делали ее мастера.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, вы внимательно выслушали мой рассказ.
Видите, ребята, как много разной посуды использовали наши предки.
В о с п и т а т е л ь. Но посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот тут-то и призадумались мастера, как сделать посуду такой, чтобы пользоваться ею могли и крестьяне.
Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.
В о с п и т а т е л ь. Рассаживайтесь, ребятушки. Расскажу я вам одну легенду. Ее мне еще бабка сказывала: «Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетала как-то к его порогу Жар-птица. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
В о с п и т а т е л ь. Это, конечно, легенда (вымысел), но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.
- Ребята, из чего же сделана эта посуда? (Из дерева).
- Хохломская посуда, да и не только посуда отличается тем, что все изделия вытачиваются из дерева мягких пород (липы, березы, ольхи).
(Воспитатель ставит на стол неокрашенную посуду: поставец, доску, сахарницу, миску, ложку).
Вы узнаете эти предметы? (Да) Назовите их и найдите такие же среди хохломской посуды.
(Воспитатель показывает детям деревянную ложку).
В о с п и т а т е л ь. Жизнь такой вот деревянной ложки начиналась у ложкаря, мастера, изготавливающего ложки.
Дело в том, что баклушей называли кусок дерева определенной величины. Вот такую баклушу ложкарь разрубал на столько кусков, сколько могло получиться ложек. Занятие это не требовало особого умения, старания, отсюда и пошло выражения «бить баклуши», то есть бездельничать, лодырничать.
Но вот еще несколько ударов – и перед вами почти готовая ложка. Затем ее окончательно отделывали. Над выделкой ложек трудились всей семьей. Отделывали поверхность ложек даже дети.
И вот из такой обычной деревянной посуды мастера сделали золотую хохлому без золота.
А знаете в чем секрет?
А секрет в том, что прежде чем нанести рисунок, посуда покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками (Воспитатель демонстрирует плакат с изображением процесса росписи хохломских ложек), потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще изделия несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. (Воспитатель показывает ложку с хохломской росписью).
Загляденье! Не правда ли? Неслучайно, хохломскую роспись называли «золотой».
В о с п и т а т е л ь. Нам пришла посылка ребята, посмотрим что же в ней? А в ней ребята мастера отправили нам шаблоны ложек, элементы узоров. Поможем мастерам с Хохломы? Будем с вами из цветной бумаги украшать ложки хохломской росписью.
Д е т и. Да конечно поможем!
В о с п и т а т е л ь. Наши ребята умелые да талантливые, и тоже смогут .
(Ответы детей). Ну вот, видишь, Хозяюшка. Нам нужно только немножко подготовиться.
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены? (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)
(Воспитатель показывает на одном из изделий травку).
Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены? (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)
- Вы заметили, что изделия украшены ягодами. А какие ягоды рисуют своей хохломские мастера? На что они похожи? (Смородина, брусничка, крыжовник, клубничка, рябинка, малинка).
Хохломские мастера изобретают их на свой манер, но они немного похожи на настоящие.
- А какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, черный, золотой).
- Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выбрать ту ягоду, которую вы будете вырезать из цветной бумаги
Берем шаблоны ложек и переводим на желтый картон.
Берем заготовки других цветов и наносим рисунок карандашом клубники, по контуру начинаем вырезать
Русская народная игра «Игра с ложкой».
В о с п и т а т е л ь. « Делу время – потехе час». Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. А что нам нужно для работы? (клей,ножницы,цв бумага,карандаш).
Воспитатель демонстрирует детям образец аппликации «ложек».
В о с п и т а т е л ь. Определите форму ложки? (Круглая)
Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из завитка, травки, клубники).
(Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен клубникой, травкой).
Верхней и нижней части ложки расположим клубники,с обоих сторон травку зеленого цвета.
Какого цвета ваши «ложки»? (Желтого).
В процессе работы дети могут, если это необходимо, рассматривать узоры на предметах.
По окончании работы, дети подносят свои ложки Хозяюшке и кладут их на стол вокруг миски. Хозяйка вместе с воспитателем отмечает все узоры, выбирает самые яркие, легкие, нежные завитки, «осочки», красивые клубники
В о с п и т а т е л ь. Справились наши ребята с задачей, какие же они молодцы. Ложки - просто чудо.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, как много нового мы сегодня узнали. А что же именно? (Узнали, как изготавливают ложки, как расписываю хохломскую посуду; ее назначение, наконец, сами расписали ложки).
Звучит народная музыка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....