Конспект
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ахмадишина Динара Дифкатовна

конспект по аппликации по теме " Роспись ложек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_applikatsii_lozhki.docx433.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации « Украсим ложки»

Задачи:

- познакомить детей с произведениями мастеров Хохломы;

- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы;

- учить составлять узор на ложке, украшая его завитком, ягодой и травкой;

- учить детей вырезать по шаблону.

- учить правильно располагать элементы узоров.

- продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства;

- развивать у детей навыки творческого рассказывания. .

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В о с п и т а т е л ь

Здравствуйте, гости дорогие! Проходите да вставайте поудобнее.

                          Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

В о с п и т а т е л ь.

Ребята, вы только посмотрите, какой дивной красоты посуда на столе у нашей хозяйки. Вы можете назвать эти предметы? (Ответы детей).

А дома у вас есть такая посуда? (Да)

А вы, из нее кушаете? ( Да, нет и др.)

А вот раньше на Руси ели именно из такой деревянной посуды.

                          Вот посуда расписная!

                          Была и у царя такая,

                         Да вся полюбилась

                         А наша не бьется,

                         Из неё ничего не прольется,

                         Щи из нее вкусней,  

                         Да и каша добрей.

В о с п и т а т е л ь: Ребята, а давайте узнаем у нашей хозяйки, какой деревянной посудой пользовались наши предки. (Воспитатель берет в руки миску и ложку). Ребята, вы узнаете эту посуду? (Ответы детей). 

 Так  вот, наибольшим спросом пользовались, конечно, ложка и миска. Их можно было увидеть и на столе богатого человека, и в избе бедного крестьянина, и на царском пиру. А вы знаете, ребята, для чего использовали миски?  (Ответы детей). Миски служили для вторых блюд и для питья.

В о п и т а т е л ь. А как вы думаете, какой посуды, требовалось больше всего? (Ложек). Почему? (Ответы детей). 

А все дело в том, что в старину вся семья ела из одной большой миски, а вот без своей ложки не мог обойтись никто. Емкость ложки (ее размер) имела большое значение; больше зачерпнешь щей, больше достанется!

В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы узнали, что на Руси вторые блюда (кашу) ели из таких вот мисок, а тогда из чего же ели первые, например, щи? (Ответы детей). Ну, что правы наши ребята, хозяюшка?

В старину много делали чаш, в которых подносили еду к столу для всей крестьянской семьи, поэтому они делались особенно широкими и глубокими  (показывает иллюстрацию с изображением чаши), ведь семьи  в те времена были очень большими. И не так-то просто было поднести от печи к столу полную чашу еды.

В о с п и т а т е л ь. А как вы думаете, ребята, какая посуда была самой почетной на столе? (Ответы детей). А давайте спросим у нашей Хозяюшки.

В народе говорили: «Без соли, без хлеба – худая беседа». Соль в те времена была дорога, ее очень берегли. Хлебом солью встречали  дорогих гостей, а нежеланным гостям соль на стол не ставили. Отношение к соли отразилось на ее хранилище – солонке. Посмотрите, какой нарядной, разнообразной по форме делали ее мастера.

В о с п и т а т е л ь. Ребята,  вы внимательно выслушали мой рассказ.

Видите, ребята, как много разной посуды использовали наши предки.

В о с п и т а т е л ь. Но посуда расписная, да  еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот тут-то и призадумались мастера, как сделать посуду такой, чтобы пользоваться ею могли и крестьяне.

Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили. Так появилась посуда с хохломской росписью.

В о с п и т а т е л ь. Рассаживайтесь, ребятушки. Расскажу я вам одну легенду. Ее мне еще бабка сказывала: «Говорят, что давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал  насыпать. Прилетала как-то к его порогу Жар-птица. Птица-Жар  задела  золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

В о с п и т а т е л ь. Это, конечно, легенда (вымысел), но окраска изделий Хохломы, как волшебство, при котором обычное белое дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

- Ребята, из чего же сделана эта посуда?  (Из дерева).

- Хохломская посуда, да и не только посуда отличается  тем, что все изделия вытачиваются из дерева мягких пород (липы, березы, ольхи). 

(Воспитатель ставит на стол неокрашенную посуду: поставец, доску, сахарницу, миску, ложку).

Вы узнаете эти предметы?  (Да)  Назовите их и найдите такие же среди хохломской посуды.

(Воспитатель показывает детям деревянную ложку).

В о с п и т а т е л ь. Жизнь такой вот деревянной  ложки начиналась у ложкаря, мастера, изготавливающего ложки.

Дело в том, что баклушей называли кусок дерева определенной величины. Вот такую баклушу ложкарь разрубал на столько кусков, сколько могло получиться ложек. Занятие это не требовало особого умения, старания, отсюда и пошло выражения «бить баклуши», то есть бездельничать, лодырничать.

Но вот еще несколько ударов – и перед вами почти готовая ложка. Затем ее окончательно отделывали. Над выделкой ложек трудились всей семьей.  Отделывали поверхность ложек даже дети.

И вот из такой обычной деревянной посуды мастера сделали золотую хохлому без золота.

А знаете в чем секрет?

А секрет в том, что прежде чем нанести рисунок, посуда покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками (Воспитатель демонстрирует плакат с изображением процесса росписи хохломских ложек), потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще изделия несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. (Воспитатель показывает ложку с хохломской росписью).    

Загляденье! Не правда ли? Неслучайно, хохломскую роспись называли «золотой».

В о с п и т а т е л ь. Нам пришла посылка ребята, посмотрим что же в ней? А в ней ребята мастера отправили нам шаблоны  ложек, элементы узоров. Поможем мастерам с Хохломы? Будем с вами из цветной бумаги украшать ложки хохломской росписью.

Д е т и. Да конечно поможем!

В о с п и т а т е л ь. Наши  ребята умелые да талантливые, и тоже смогут .

 (Ответы детей). Ну вот, видишь, Хозяюшка. Нам нужно только немножко подготовиться.

  • Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите в руки посуду. Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены?  (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)

(Воспитатель показывает на одном из изделий травку).

Давайте внимательно рассмотрим хохломские изделия. Чем они украшены?  (Цветы, ягоды, листья, трава, усики и пр.)

- Вы заметили, что изделия украшены ягодами. А какие ягоды рисуют своей хохломские мастера? На что они похожи? (Смородина, брусничка, крыжовник, клубничка, рябинка, малинка).

Хохломские мастера изобретают их на свой манер, но они немного похожи на настоящие.

- А какие цвета используют художники в хохломской росписи?  (Красный, черный, золотой).

- Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выбрать ту ягоду, которую вы  будете вырезать из цветной  бумаги

Берем шаблоны ложек и переводим на желтый картон.

Берем заготовки других цветов и наносим рисунок карандашом  клубники, по контуру начинаем вырезать

Русская народная игра «Игра с ложкой».

В о с п и т а т е л ь. « Делу время – потехе час». Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. А что нам нужно для работы? (клей,ножницы,цв бумага,карандаш). 

Воспитатель демонстрирует детям образец  аппликации  «ложек».

В о с п и т а т е л ь. Определите форму ложки? (Круглая)

Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из завитка, травки, клубники).

(Первым делом на ложке выделяем завиток, который украшен клубникой, травкой).

 Верхней и нижней части ложки расположим клубники,с обоих сторон травку зеленого цвета.

Какого цвета ваши «ложки»? (Желтого).

В процессе работы дети могут, если это необходимо, рассматривать узоры на предметах.

По окончании работы, дети подносят свои ложки Хозяюшке и кладут их на стол вокруг миски. Хозяйка вместе с воспитателем отмечает все узоры, выбирает самые яркие, легкие, нежные завитки, «осочки», красивые клубники

В о с п и т а т е л ь. Справились наши ребята с задачей,  какие же они молодцы. Ложки - просто чудо.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, как много нового мы сегодня узнали. А что же  именно? (Узнали, как изготавливают ложки, как расписываю хохломскую посуду; ее назначение, наконец, сами расписали ложки).

Звучит народная музыка

https://sun9-53.userapi.com/impg/D-naDw-a3sD9VhHi165S1X5qBdrXth6B9TL4PQ/GYpEc5hNnV4.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=1ab96cf8da80e214908ec13d609e72ea&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....