Творческая мастерская «Русская матрешка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Супруненко Ольга Михайловна

3 января - День Русской Матрешки. Создана на рубеже 19 и 20 веков русским художником Сергеем Малютиным. Русская Матрешка олицетворяет собой русскую землю, плодородную, щедрую и бесконечную. В подготовительной группе "Колокольчик" прошел такой интересный день! Ребята познакомились с разными матрёшками: Полхов-Майдановские, Семёновские. Привлёк ребят и творческий процесс – изготовления Матрёшек, воспитанники смогли приобщиться к самому настоящему процессу создания неповторимого узора, сочетания красок и тонов, почувствовали себя настоящими мастерами!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx324.38 КБ

Предварительный просмотр:

                МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

Творческая мастерская «Русская матрешка»

Разработала: Супруненко Ольга Михайловна

Казаченко Любовь Анатольевна

2023 г.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Форма: интегрированное занятие.

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет) .

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.

Задачи: 

  • познакомить детей с историей возникновения матрешек,
  • развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
  • формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент, фартук, платок.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

- Дети: Здравствуйте!

- Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня в нашей творческой мастерской. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу.

 Дети стоят в кругу, спиной в круг. Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать.

                                                       А потом мы повернемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Присаживаемся.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

(Ответы детей)

- Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?  

-Дети: ответы детей.

- Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера.

Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.

Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.

- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?

- Дети: шиповник, яблоко.

- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает.

Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.

- Воспитатель:- Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева,

 - Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания.

Задание: Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?

( Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд).

Задание  «Из чего какой?» (выполняется с мячом)

Воспитатель: - Из чего делают матрешек?

- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!

Свистулька из глины – глиняная.

Мяч из резины – резиновый.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Кубик из пластмассы – пластмассовый.

Игрушка из бумаги – бумажная.

Барабан из картона – картонный.

Паровозик из железа – железный.

Шар из стекла – стеклянный.

Мишка из кожи – кожаный.

- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!

Задание:Физкультминутка

Воспитатель: - Третья матрёшка предлагает с ней поиграть:

Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)

Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)

Мы ногами топаем, (ногами попоем)

Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)

Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)

После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)

(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)

Воспитатель:- Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева. А мы попробуем смастерить матрешек самим.

Организация продуктивной деятельности:

Воспитатель: Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники изготавливают свои сувениры.  Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Изготавливай матрешек смело.

- Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)

Разноцветные одежки:

Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)

Мила - три, четыре - Маша,

Маргарита - это пять.

Нас не трудно сосчитать!

 Самостоятельная деятельность детей:

Рассмотрение и изготовление матрешек по типу оригами.

Рефлексия

Воспитатель: - Вот какая у нас получилась ярмарка!

- Что нового вы узнали о народной игрушке?

- Что большего всего понравилось на занятии?

- Что было трудно для вас?

C:\Users\Пользователь\Desktop\творческие группы  23-24материаллы работы\патриотичекое музей русская изба\день матрешки\изображение_viber_2024-01-12_13-02-56-314.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\творческие группы  23-24материаллы работы\патриотичекое музей русская изба\день матрешки\изображение_viber_2024-01-12_13-02-56-730.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов

Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию,  с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"

Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

Познавательно – творческий проект «Русская матрешка»

Паспорт проекта По доминирующему методу: познавательно – творческий. По характеру содержания: ребенок – педагог – родитель. По характеру участия ребенка в проекте: уча...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...