Творческая мастерская «Русская матрешка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
3 января - День Русской Матрешки. Создана на рубеже 19 и 20 веков русским художником Сергеем Малютиным. Русская Матрешка олицетворяет собой русскую землю, плодородную, щедрую и бесконечную. В подготовительной группе "Колокольчик" прошел такой интересный день! Ребята познакомились с разными матрёшками: Полхов-Майдановские, Семёновские. Привлёк ребят и творческий процесс – изготовления Матрёшек, воспитанники смогли приобщиться к самому настоящему процессу создания неповторимого узора, сочетания красок и тонов, почувствовали себя настоящими мастерами!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.docx | 324.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»
Творческая мастерская «Русская матрешка»
Разработала: Супруненко Ольга Михайловна
Казаченко Любовь Анатольевна
2023 г.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Форма: интегрированное занятие.
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет) .
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения матрешек,
- развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
- формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент, фартук, платок.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
- Дети: Здравствуйте!
- Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня в нашей творческой мастерской. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу.
Дети стоят в кругу, спиной в круг. Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать.
А потом мы повернемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Присаживаемся.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла,
Сундучок тот не простой
И товар в нем расписной.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская… (матрешка).
(Ответы детей)
- Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?
-Дети: ответы детей.
- Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера.
Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.
Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.
Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.
- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?
- Дети: шиповник, яблоко.
- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.
Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает.
Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.
- Воспитатель:- Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева,
- Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания.
Задание: Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?
( Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд).
Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)
Воспитатель: - Из чего делают матрешек?
- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!
Свистулька из глины – глиняная.
Мяч из резины – резиновый.
Матрёшка из дерева – деревянная.
Кубик из пластмассы – пластмассовый.
Игрушка из бумаги – бумажная.
Барабан из картона – картонный.
Паровозик из железа – железный.
Шар из стекла – стеклянный.
Мишка из кожи – кожаный.
- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!
Задание:Физкультминутка
Воспитатель: - Третья матрёшка предлагает с ней поиграть:
Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами попоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)
(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)
Воспитатель:- Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)
- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева. А мы попробуем смастерить матрешек самим.
Организация продуктивной деятельности:
Воспитатель: Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники изготавливают свои сувениры. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Изготавливай матрешек смело.
- Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)
Разноцветные одежки:
Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)
Мила - три, четыре - Маша,
Маргарита - это пять.
Нас не трудно сосчитать!
Самостоятельная деятельность детей:
Рассмотрение и изготовление матрешек по типу оригами.
Рефлексия
Воспитатель: - Вот какая у нас получилась ярмарка!
- Что нового вы узнали о народной игрушке?
- Что большего всего понравилось на занятии?
- Что было трудно для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в творческой мастерской "Русская изба" Изготовление поясов
Знакомство детей дошкольного возраст, имеющих различную зрительную патологию, с разными способами изготовления поясов: витье,плетение, ткачество на берде....
Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".
При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...
Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"
Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...
Познавательно – творческий проект «Русская матрешка»
Паспорт проекта По доминирующему методу: познавательно – творческий. По характеру содержания: ребенок – педагог – родитель. По характеру участия ребенка в проекте: уча...
Творческая мастерская "Русская народная игрушка - матрешка"
Пластилинография...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...
творческий проект "Русская матрешка" средняя группа, 2022 -2023 г
творческий познавательный...