Творческая мастерская "Русская народная игрушка - матрешка"
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Парамонова Ольга Ивановна

Пластилинография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx80.84 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Малышок»

 

 

Творческая мастерская

 

 «Русская народная игрушка – матрешка

Пластилинография»

 

                                                                       

            

 Подготовила

                                    воспитатель: Парамонова О.И .

                                                                            

г. Краснокаменск

2023 г

Цель: познакомить  воспитанников с  русской народной  игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Образовательные:

·        познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как одним из   видов народного  декоративно – прикладного творчества;

·        дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку;

·        учить выделять знакомые детали костюма матрешки  (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;

·        формировать умение отражать характерные особенности оформления

Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Развивающие:

·        продолжать развивать  творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами.

·        закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.

·        развивать мелкую моторику рук;

·        способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.

Воспитательные:

·        воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

·        создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

·        воспитывать любовь к народному искусству.

 

Словарная работа:  Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.

 

·        Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира,  у детей сформированы  умения отражать характерные особенности оформления Матрёшки в нетрадиционной технике –  пластилинографии.

Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал:  деревянная игрушка матрёшка,   шаблоны – матрёшки,  набор цветного пластилина, одноразовые тарелочки, стеки, салфетки на каждого ребенка.

 

Содержание организованной образовательной деятельности

1.     Вводная часть.

Дети сидят полукругом, входит воспитатель, здоровается, обращается к детям с вопросом:

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла корзинку вам,

В ней игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас гостят

Как скажите всех их звать?

(Ответы детей).

2.     Беседа: «Русские матрешки» 

Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.

Во что одеты наши матрешки?

Ответы детей: сарафан, фартук, платок.

Воспитатель: А какие узоры вы видите?
     Дети: Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.

Воспитатель: А какая это одежда?

Ответы детей: старинная

3.     Словесная игра  «Опиши матрешку»

Воспитатель: Ребята, расскажите какие матрешки, опишите их внешний вид.

Ответы детей:  (Дети называют прилагательные описывающие внешний вид матрешки).

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек.  

А я тоже хочу несколько слов сказать про  матрешку, послушайте:

Словно репа она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Воспитатель:

Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик. Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно внутри матрешки прячутся ее сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в нашей  матрешке? Открываем нашу матрешку,  посмотрите, сколько сестриц спряталось у нее  внутри?

Ответы детей

4.     Мотивация:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите,  к нам гости еще пришли. (Показывает не расписные шаблоны матрешек.) Кто это ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие матрешки?

Ответы детей: Грустные, печальные.

Воспитатель: А почему грустные, как вы думаете?

Ответы детей: Не украшенные, не красивые.

Воспитатель: А помочь мы сможем нашим гостям?

Как поможем, что сделать надо?

Ответы детей.

 5.     Самостоятельная  деятельность детей

Ребята, а сейчас,  я приглашаю вас в свою мастерскую народных умельцев. Мы попробуем помочь нашим матрешкам и украсим их платочки и фартучки разноцветным пластилином.  Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее. Но прежде чем начать работать в мастерской, мы должны подготовить наши пальчики к работе.

6.                  Пальчиковая гимнастика:

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.

Воспитатель: Ребята, а как мы будем  украшать  фартучек и платочек матрешек? Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
Дети: Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.
Воспитатель: Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.
Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.
Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую - красного.

Во время работы воспитатель  «ходит» и наблюдает за выполнением задания,  подсказывает  и  хвалит  детей. 


 Воспитатель: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).

Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!

7.                 Рефлексия

Воспитатель:  Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? 

Дети: О матрешке!

Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)

Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?

 Дети: Вырезают из дерева.
Воспитатель:  Какой секрет  есть у матрешки? Во что одеты матрешки?
Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?

Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим нашу групповую комнату и будем  им любоваться.  

 

https://documents.infourok.ru/0bb3831d-05d8-4f52-9706-43ef40a9aeeb/0/image006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»  (средняя группа). ...

Тематическая творческая неделя "Народная игрушка Матрешка"

Тематическая творческая неделя "Народная игрушка Матрешка" проходила в нашей группе с 14.03.16 по 18.03.16 г. (Первая младшая группа). В материале представлен план на неделю, приложение и фото-отчет п...

Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"

Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.Задачи:• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;• Познакомить детей с ист...

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по о...