Творческая мастерская "Русская народная игрушка - матрешка"
материал по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Малышок»
Творческая мастерская
«Русская народная игрушка – матрешка
Пластилинография»
Подготовила
воспитатель: Парамонова О.И .
г. Краснокаменск
2023 г
Цель: познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
· познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как одним из видов народного декоративно – прикладного творчества;
· дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку;
· учить выделять знакомые детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;
· формировать умение отражать характерные особенности оформления
Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
Развивающие:
· продолжать развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами.
· закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
· развивать мелкую моторику рук;
· способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.
Воспитательные:
· воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
· создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
· воспитывать любовь к народному искусству.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.
· Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира, у детей сформированы умения отражать характерные особенности оформления Матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал: деревянная игрушка матрёшка, шаблоны – матрёшки, набор цветного пластилина, одноразовые тарелочки, стеки, салфетки на каждого ребенка.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Дети сидят полукругом, входит воспитатель, здоровается, обращается к детям с вопросом:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостят
Как скажите всех их звать?
(Ответы детей).
2. Беседа: «Русские матрешки»
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.
Во что одеты наши матрешки?
Ответы детей: сарафан, фартук, платок.
Воспитатель: А какие узоры вы видите?
Дети: Цветы, листочки, веточки, ягода, бутоны.
Воспитатель: А какая это одежда?
Ответы детей: старинная
3. Словесная игра «Опиши матрешку»
Воспитатель: Ребята, расскажите какие матрешки, опишите их внешний вид.
Ответы детей: (Дети называют прилагательные описывающие внешний вид матрешки).
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек.
А я тоже хочу несколько слов сказать про матрешку, послушайте:
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель:
Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик. Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно внутри матрешки прячутся ее сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в нашей матрешке? Открываем нашу матрешку, посмотрите, сколько сестриц спряталось у нее внутри?
Ответы детей
4. Мотивация:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам гости еще пришли. (Показывает не расписные шаблоны матрешек.) Кто это ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие матрешки?
Ответы детей: Грустные, печальные.
Воспитатель: А почему грустные, как вы думаете?
Ответы детей: Не украшенные, не красивые.
Воспитатель: А помочь мы сможем нашим гостям?
Как поможем, что сделать надо?
Ответы детей.
5. Самостоятельная деятельность детей
Ребята, а сейчас, я приглашаю вас в свою мастерскую народных умельцев. Мы попробуем помочь нашим матрешкам и украсим их платочки и фартучки разноцветным пластилином. Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее. Но прежде чем начать работать в мастерской, мы должны подготовить наши пальчики к работе.
6. Пальчиковая гимнастика:
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
Воспитатель: Ребята, а как мы будем украшать фартучек и платочек матрешек? Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек и листики?
Дети: Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.
Воспитатель: Я хочу познакомить с новым элементом – это клубничка. Возьмём шарик красного цвета, сплющим пальцами, чтобы получилась лепёшечка, с одной стороны слегка сплющить и приложить к веточке, накатать мелкие горошины жёлтого пластилина - это семена и ягодка готова! А ещё мы рисовали пластилином, отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного нам цвета и растаскиваем по детали.
Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия.
Если дети захотят иметь другой цвет, то можно применить приём смешивания пластилина, допустим - взять одну часть красного цвета и две части белого и тщательно перемешать и размять пальцами, чтобы удобней было соблюдать пропорции раскатать одну длинную колбаску белого цвета и короткую - красного.
Во время работы воспитатель «ходит» и наблюдает за выполнением задания, подсказывает и хвалит детей.
Воспитатель: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).
Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!
7. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали?
Дети: О матрешке!
Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)
Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек?
Дети: Вырезают из дерева.
Воспитатель: Какой секрет есть у матрешки? Во что одеты матрешки?
Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?
Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки, мы украсим нашу групповую комнату и будем им любоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)
Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа). ...
«Разработка детского проекта «Русская народная игрушка-матрешка»
Информационная карта проекта...
Тематическая творческая неделя "Народная игрушка Матрешка"
Тематическая творческая неделя "Народная игрушка Матрешка" проходила в нашей группе с 14.03.16 по 18.03.16 г. (Первая младшая группа). В материале представлен план на неделю, приложение и фото-отчет п...
Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"
Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....
Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой как символ русского народного искусства.Задачи:• Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;• Познакомить детей с ист...
Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».
Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по о...