Дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников 4-5 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
кружок " Бумажные чудеса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_bumazhnye_chudesa_1.docx | 54.78 КБ |
Предварительный просмотр:
тел. 2-91-92, 2-37- |
Дополнительная общеразвивающая
ПРОГРАММА
для дошкольников 4-5 лет
«Бумажные чудеса»
Сроки реализации программы
2024 – 2025уч.год
Автор:
ПановаС.С воспитатель
г. Саяногорск, 2024г.
Содержание
№ | Содержание | 2 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи программы | 4 |
3 | Актуальность программы | 5 |
4 | Возрастные особенности детей | 5 |
5 | Содержание программы | 7 |
6 | Ожидаемый результат | 9 |
7 | План работы | 10 |
8 | Материально – техническое обеспечение | 16 |
9 | Литература | 17 |
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования дошкольников 4 - 5 лет (далее - Программа) составлена для детей 4-5 лет (средняя группа общеразвивающей направленности) и рассчитана на 28 учебных занятий. Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год.
Программа дополнительного образования дошкольников 4-5 лет разработана в соответствии:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом МОиН РФ от 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Минпросвещения России от №196);
Уставом ДОУ.
Программа составлена с учетом положений Основной образовательной программы ДОУ (Приказ ДОУ № 249 от #1075;.),
Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В Солнцевой.
Реализация Программы дополнительного образования позволяет строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений ребенка, предоставляя возможность самореализации каждому воспитаннику.
Программа направлена на удовлетворение потребностей родителей в раскрытии потенциала личности ребенка и выстраивается в художественно-эстетической направленности.
Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных способностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, познавательной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого воспитанника.
Направленность деятельности: Художественное развитие.
Цель и задачи Программы.
Цель:
- Создание условий для развития мелкой моторики у детей среднего возраста средствами ознакомления с техникой работы в разделе «объемная аппликация». Формирование эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа дополнительного образования выполняет функции: - образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности; - получить дополнительное развитие умений и навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»; - коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, организованный в рамках дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности детей;
- воспитательную – содержание работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо создание следующих условий;
- уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
- активное участие родительской общественности;
-выявление предпочтений и склонностей детей, оценка индивидуального развития.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе с использованием нетрадиционных технологий, активное участие родителей в совместных творческих процессах.
Актуальность программы.
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Работа в кружке способствует.
- Развивает уверенность в своих силах
- Учит детей свободно выражать свой замысел
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям
- Учит детей работать с разнообразным материалом
- Развивает мелкую моторику рук
- Развивает творческие способности, воображение
Планируемые результаты освоения детьми программы.
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.
Формы организации деятельности детей
Индивидуальная | Групповая | Фронтальная |
Индивидуально в группе | Помещение в группе | Работа по подгруппам |
Методы, в основе которых лежит деятельность детей
Объяснительно - иллюстративные | Репродуктивные | Частично-поисковые | Исследовательские |
Дети усваивают готовую информацию | Дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности | Дети участвуют в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом | Дети овладевают методами научного познания, самостоятельной творческой работы |
Формы проведения занятий: беседа, выставка, игра, сюжетно-ролевая игра, эксперименты, наблюдение.
Содержание программы
Направление деятельности | Содержание программы | Кол-во часов по занятиям | Общее кол-во часов |
Художественное развитие | 1. «Эта волшебная бумага». – познакомить детей с разными видами бумаги. Воспитывать любознательность, интерес к бумаге. 2. Мозаика – способ «Рваная бумага». - развивать у детей понимание ассоциативной связи фактуры материала с реальным образом. Обучить детей передавать состояние природы цветом, формой. Научить выбирать нужный оттенок цвета, составлять пейзаж. #1041;умажная пластика (бумажные комочки, полоски, петли, витая спираль) – заполнять фон, выбирая цвет и способ – мозаичный, зернистый (из мелких комочков), из природного материала. Развитие творческих способностей детей, уверенности в себе. #1057;южетная объёмная бумагапластика – учить составлять сюжетную композицию на основе стихов, сказок. Формировать эстетическое отношение к произведениям народно-прикладного искусства. #1040;ппликация – развивать у детей чувство цвета, наблюдательности и художественное восприятие. Использовать дополнительные материалы для украшения поделки. | 80 мин 120 мин 120 мин 120 мин 120 мин | 560 мин 9ч30 мин |
Воспитательно – образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социального заказа родителей.
Продолжительность учебного года | Начало НОД – с #1075;. Окончание – #1075;. (32 учебных недель) |
Образовательная нагрузка ребенка в неделю | 1 НОД в неделю |
Продолжительность НОД | Средняя группа (4-5 лет) – 20 мин |
Методы и приёмы, применяемые в работе по освоению различных способов конструирования из бумаги:
- Наглядные – используется при сообщении новых знаний. К ним относятся: демонстрация готовых поделок из бумаги; показ способов действий, иллюстрированных детских книг.
- Словесные – рассказ воспитателя, чтение потешек, пение песен, беседа, заучивание пословиц и стихов, обсуждение, вопросы – ответы, объяснение содержания задания и в ходе показа пояснение каждого действия. В процессе работы педагог подсказывает и направляет творческую деятельность детей, дает индивидуальные советы, совместный анализ детских работ.
- Практические – применение полученных знаний в практике: изготовление поделок, игрушек, коллаж, композиций.
- Экспериментирование с изобразительными материалами – использование разных нетрадиционных техник в аппликации: ватные шарики, кусочки мятой бумаги.
- Игровые – поднимают интерес у детей к содержанию к обучению. К ним относятся: создание игровой мотивации; сюрпризный момент; дидактические игры; физкультминутка; загадки и отгадки о цвете, о природе; словесные, творческие и состязательные игры; игровой анализ от лица персонажа; диалогово – игровой метод художественно – эстетического развития ребенка.
Ожидаемый результат.
- Повысится уровень развития мелкой моторики руки.
- Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки с использованием объемной аппликации.
- Сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.
- Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности
- Освоят навыки работы с клеем
Календарно – тематический план работы.
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
Октябрь | «Осенние листочки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки. |
«Дождик, дождик – кап, кап» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки | |
«Яблоки в корзине» | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. | 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА | |
«Ветка рябины» (коллективная работа). | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику | ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки | |
Ноябрь | «Конфетки»
| Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона круглой формы (тарелочка); клей ПВА. |
«Мороженное в вафельном стаканчике» | Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие. | Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА | |
«Медвежата» «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | ½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки. ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки | |
Декабрь | «Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки |
«Мы слепили снеговика» (коллективная работа) | Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. | Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки | |
«Зайка беленький сидит» | Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения | Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки | |
«Новогодняя елочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти. | |
Январь | «Будка для собаки» | Учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. | ½ альбомного листа; цветная бумага; ножницы; клей |
«Снегирь на ветке рябины» | Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами. | Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры. | |
«Покормим птичек» | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки | |
«Неваляшка, пирамидка» | Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка | |
Февраль | «Кудрявый барашек» «Котенок по имени «Гав» «Летят самолеты» «Смотрит солнышко в окно» | Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки ½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски). Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки. |
Март | «Облака – белогривые лошадки» «Цветы в подарок маме» «Разноцветный коврик» «Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки» (коллективная работа) | Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща. Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. Закреплять умение аккуратно | ¼ тонированного листа ватмана с изображением облаков, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки. ½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки Картонные прямоугольники (12 см) белого цвета; квадраты из цветной бумаги; кисти для клея; клей; салфетки ¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки. |
Апрель | «Веточка вербы» «Белые кораблики» (коллективная работа) «Праздничный салют» (коллективная работа) «Божья коровка-лети на небо | Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой Продолжать упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Продолжать формировать умение отрывать от листа кусочки бумаги, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | ½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв. бумага, клей, салфетки. ½ картона; заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА ½ зеленого картона с контурным изображением божьей коровки, цветная бумага красного и чёрного цвета, клей, салфетки |
Май | ||
Веселый клоун | Изготовление в технике бумагопластика мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. | ¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки |
Колобок -румяный бок | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета. | Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА, салфетка |
Гусеница | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. | ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки. |
Одуванчики в траве (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки. |
Программа описывает курс подготовки по художественному творчеству детей дошкольного возраста 4-5 лет парциальной программы: И.А. Лыкова программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Согласно «Инструктивно – методического письма о гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха детей и молодежи» образовательная деятельность по дополнительному образованию проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня в – #1084;ин (понедельник ), в кружке занимаются 10 детей.
Направление деятельности: художественное развитие.
Материально – техническое обеспечение программы.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического климата для каждого воспитанника и реализации образовательного потенциала, в группе создана предметно – развивающая среда.
Средства | Перечень |
Технические | - магнитофон - флэш – накопитель - ноутбук |
Учебно – наглядные пособия | - художественная литература - наборы – наглядно-демонстрационного материала - иллюстрации - дидактические игры и методические пособия |
Оборудование для организованной образовательной деятельности | - традиционные, нетрадиционные материалы для творчества: кисти, салфетки, поролон, ватные палочки, штампы, трафареты…) - разного вида бумага, картон |
Список литературы:
1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
2. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги – Оникс, 2009 г.
Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
#1056;ябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
#1053;овицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с., илл. + цв. вкл.
#1064;айдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с., илл. + цв. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"
Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы дошкольникам"
Дополнительная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы дошкольникам» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов,...
Дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы дошкольникам"
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умст...