План кружка по пластилинографии
материал по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Программа кружка по пластилинографии «Волшебные ручки» в средней группе.
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Художественно -творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации —ножницы и кисть, в лепке —стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография —это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня:«графил»—создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин»подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал —пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий кружка «Волшебные ручки» способствует более успешному освоению образовательной программы. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так –же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Цель и задачи программы.
Цель:
Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
-Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
-Учить работать на заданном пространстве.
-Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
-Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
-Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
-Развивать изобразительную деятельность детей.
-Развивать сюжетно –игровой замысел.
-Развивать интерес к процессу и результатам работы.
-Развивать интерес к коллективной работе.
2. Содержательный раздел.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы
«Волшебные ручки» .
Количество занятий | Количество детей в подгруппе | ||
В месяц | В год | 1 подгруппа | 2 подгруппа |
4 | 32 | 13 | 12 |
Месяц | Тема | Цель | Материал |
О К Т Я Б Р ь | 1.«Мухомор» | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение гриба, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, -закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (шляпка гриба, учить лепить «колбаску», развивать мелкую моторику рук, учить располагать композицию в центре листа. | Картон с силуэтом гриба, пластилин красного, белого и зеленого цвета; стека. |
2.«Белый гриб» | Цель: учить выполнять работу на картонной тарелке круглой формы, закреплять умение изображать гриб, дополнять композицию сюжетом (лист березы, трава, закреплять умение лепить «колбаску», использовать знакомые приемы –отщипывание, размазывание, использовать в работе стеку | Картон белого цвета с силуэтом гриба, пластилин коричнего, белого и зеленого цвета; стека. | |
3.«Воздушные шары» | Цель: закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную формув овальные прямые движения ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином. | Картон, пластилин разных цветов, стека. | |
4.«Солнышко проснулась, деткам улыбнулось» | Цель: воспитывать у детей отзывчивость, доброту,умение сочувствовать персонажам, желание помагать им. Учить передавать образ солнца, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Картон, пластилин желтого цвета, стека. | |
Н О Я Б Р Ь | 1.«Цветные зонтики» | Цель: учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои Знания приемов пластилинографии, развивать творчество и фантазию | Картон, на котором изображены зонтики, пластилин разного цвета, |
2.«Черепаха» | Цель: вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего мира, образе жизни черепахи. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединения отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Воспитывать бережное отношение к живым существам. | Картон с силуэтом черепахи, пластилин, стека. | |
3.«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | Цель: учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет). Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Картон с рисунком курочки и силуэтом цыплят, пластилин, стека. | |
4.«Улитка, улитка, выпусти рога» | Цель: продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. | Картон, пластилин, стека. | |
Д Е К А Б Р Ь | 1.«Осьминог» | Цель: продолжать учить выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, дополнять работу бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Картон с силуэтом осьминога, пластилин коричневого и красного цвета; стека. |
2.«Мышка – норушка и золотое яичко» | Цель: учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальные прямые движения рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел. | ||
3.«Елочка, елочка – зеленая иголочка» | Цель: учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскрашивания, закреплять умение изображать дерево -ель, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы | Картон с силуэтом елочки, пластилин коричневого и зеленого цвета; стека. | |
с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер. | |||
4.«Мастерская деда Мороза» | Цель: учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом, создавать объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Картон с силуэтом елочных игрушек, пластилин разных цветов; стека. | |
Я Н В А Р Ь | 1.«Снеговик» | Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый» материал, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | Картон с силуэтом снеговика, пластилин белого цвета; стека. |
2.«Снегири на веточках» | Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно - изобразительной деятельности посредством пластилинографии. Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Закрепить приемы скатывания, расплющивания, промазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки. | Картон с силуэтом снегиря, пластилин коричневого, черного, белого и красного цвета; стека. | |
3.«Зимняя ночь» | Цель: уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. | Картон, пластилин белого и желтого цвета; стека. | |
4.«Варежка» | Цель: продолжать учить детей работать на заданном пространстве, не выходя за контур; побуждать детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла упражнять приему размазывания пластилина подушечкой пальца. | Картон с силуэтом варежки, пластилин разного цвета; стека. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 1.«Украшение головного убора» | Цель: продолжать учить работать на заданном пространстве, не выходя за контур; побуждать детей самостоятельно выбирать цветовую гамму, дополнительные материалы для воплощения замысла упражнять приему размазывания пластилина подушечкой пальца. | Картон с силуэтом зимнего головного убора, пластилин разного цвета; стека. |
2.«Самолет летит» | Цель: закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости —пластилинографии. | Картон с силуэтом самолета, пластилин разных цветов; стека. | |
3.«Праздничный торт» | Цель: знакомство с еще одним способом заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Такой вид называется аппликацией. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения. Закреплять знания детьми круглой, овальной, формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. | Картон, пластилин разных цветов; стека. | |
4.«Светофор на перекрестке» | Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, формировать умение работать со стеком, делить кусочек пластилина на равные части, раскатывать кусочек пластилина в шарик между ладоней, сплющивать его, создавать композицию, раскатывать тонкие жгутики на доске. | Картон с силуэтом сфетофора, пластилин разных цветов; стека. | |
М А Р Т | 1.«Весна идет, весне дорогу» | Цель: формировать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах через творческую деятельность. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Картон, пластилин разных цветов; стека. |
2.«Разные деревья» | Цель: способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе. | ||
3.«Весенний цветок» | Цель: вызвать интерес к представителям растительного мира, рассказать об особенностях появления из-под снега первых цветов. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка на листики с помощью стеки. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Картон с силуэтом цветка, пластилин разных цветов; стека. | |
4.«Чебурашка» | Цель: учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей; развивать мелкую моторику рук; доставить детям радость от встречи с любимым героем; формировать интерес к работе с пластилином. | Картон с силуэтом чебурашки, пластилин, стека. | |
А П Р Л Ь | 1.«Корабли» | Цель: продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, используя пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику, творчество. | Картон с силуэтом корабля, пластилин, стека. |
3.«Звездное небо» | Цель: побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета. | Картон темного цвета, пластилин разных цветов; стека. | |
3.«Береза» | Цель: продолжить учить изображать дерево, подбирать самостоятельно цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части, развивать мелкую моторику рук. | Картон с силуэтом дерева, пластилин коричневого и желтого цвета; стека. | |
4.«Радуга – дуга» | Цель: упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | Картон с силуэтом радуги, пластилин разных цветов; стека. | |
М А Й | 1.«Одуванчики – цветы, словно солнышки» | Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | Картон с силуэтом одуванчика, пластилин разных цветов; стека. |
2.«Кактус в горшке» | Цель: расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. | Картон с силуэтом кактуса в горшке, пластилин зеленого цвета; стека. | |
3.«Веселый лягушонок» | Цель: вызвать интерес к окружающему миру; учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида животных в своей работе; упражнять в приемах скатывания, раскатывания и сплющивания; воспитывать аккуратность в работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | Картон с силуэтом лягушки, пластилин зеленого цвета; стека. | |
4.«Бабочки на лугу» | Цель: расширять представления о насекомых. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. Развивать умение восхищаться природной красотой бабочек, отображать е в своей работе. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. | Картон с силуэтом бабочки, пластилин разных цветов; стека. |
3. Организационный раздел
Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
1. Подготовительный
-Освоить прием надавливания.
-Освоить прием вдавливания.
-Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
-Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
-Научиться не выходить за контур рисунка.
-Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
-Использовать несколько цветов пластилина.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
-Научиться пользоваться специальной стекой -печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
-Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
-Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
-Научиться восстановлению последовательность и выполняемых действий.
-Научиться действовать по образцу воспитателя.
-Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
3. Итоговый — Самостоятельно решать творческие задачи.
-Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю по 20 минут.
Материал:
–картон белый и цветной;
-пластилин;
-досочка для лепки;
-влажные салфетки;
-стеки;
-бросовый материал.
Планируемые результаты кружковой работы.
-положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
-повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;
-увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
-дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;
-организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
-Тематические выставки в ДОУ
Используемая литература.
1. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
2. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
6. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 –9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
7. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
8. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
9. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружка по пластилинографии.
Тема кружка "Кошечка".Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Перспективный план кружка «Мастерская пчёлок» нетрадиционный метод лепки – пластилинография старшая группа
В материале предоставлена программа кружка по пластилинографии в старшей группе...
Календарно-тематический план занятий кружка по пластилинографии с детьми 4-5 лет
Темы занятий кружка не согласуются с темой недели в детском саду. Старалась расположить занятия по принципу "от простого к сложному", но иногда приходится менять поочередность....
Перспективный план кружка (пластилинографии) «Чудеса на ладошке»
Перспективный план кружка (пластилинографии) «Чудеса на ладошке» с детьми 3-4 лет. ...
Рабочая программа кружка по пластилинографии
Рабочая программа расчитана на старший дошкольный возраст...
Перспективный план работы кружка по пластилинографии
* Темы занятий,* Задачи,* Совместная деятельнсть воспитателя с детьми,* Самостоятельная деятельность ребят,*Педагогический процесс,* Работа с родителями...
ПРОГРАММА работы кружка «Занимательная пластилинография» (пластилинография) с детьми среднего дошкольного возраста.
laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И. П. Павлов.Актуальность.Исследованиями различных стран установлено,...