Аппликация "Осенние грибы". Все просто и увлекательно....
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Волоткевич Наталия Алексеевна

Аппликация «Осенние грибы» в старшей группе. Мастер класс.

Детям всегда нравится изображать то, что им близко, предметы и объекты, которые они хорошо знают и видели сами. Так, с раннего возраста в детском саду малыши рисуют, лепят и мастерят из бумаги грибы. В старшей же группе ребята уже хорошо работают с ножницами, знакомы с различными техниками аппликации. Поэтому занятие на «грибную» тему можно организовать очень интересно.

Содержание

 

Подготовка к аппликации «Осенние грибы»

В старшей группе при подготовке к занятию аппликацией воспитатель уже может задействовать дошкольников. Так ребята могут заранее нарезать цветную бумагу на широкие полосы, а затем вырезать из них прямоугольники и квадраты (необязательно со строго равными сторонами).

Подходящие материалы

Для создания классической аппликации «Грибы» понадобятся следующие материалы:

  • для основы — листы бумаги или картона формата А5 (картон можно использовать белый или цветной, например, зелёный);
  • цветная бумага разных цветов (коричневая, жёлтая, оранжевая, серая, красная и пр.) для создания грибов;
  • неширокие полоски зелёной бумаги (трава);
  • ножницы, клей, клеёнки, салфетки.

Используемые техники и приёмы

Для создания образа гриба детям необходимо два элемента — ножка и шляпка. Первая вырезается из прямоугольной заготовки путём закругления всех его углов. Как вариант можно закруглить углы только с одной стороны.

Изготовление ножки гриба
 

 

У прямоугольника закругляются все углы — получается ножка гриба

Можно сразу вырезать две одинаковые ножки из одной более длинной заготовки. Для этого она складывается пополам, закругляются уголки. Разрезав бумагу по линии сгиба, ребёнок получит сразу две нужных детали.

Последовательность вырезания сразу двух грибных ножек

Из прямоугольной заготовки можно сразу вырезать две грибные ножки

Шляпка гриба может представлять собой овал или полуовал (как вариант — полукруг). В первом случае скругляются все углы прямоугольника, во втором — только с одной стороны (он располагается горизонтально). Можно также вырезать одновременно две шляпки, используя квадратную заготовку.

Последовательное изготовление двух полукруглых шляпок

Из сложенного пополам квадрата можно вырезать две одинаковые шляпки

                                                                                                        Готовый грибок будет выглядеть примерно так.

Готовые одинаковые грибочки

В традиционном варианте грибы выглядят примерно следующим так

Желательно проводить аппликацию грибов после лепки на аналогичную тему. Ребята в этом случае хорошо будут представлять себе форму гриба, его отдельных частей. Но в любом случае педагог предварительно обсуждает с детьми особенность каждой детали, вместе с ними рисует её в воздухе.

Боровику следует сделать характерную толстую ножку, которая сужается кверху

Дополнит грибную композицию травка в нижней части листа-основы. Можно просто приклеить длинную полосу зелёной бумаги.

Чтобы обозначить траву, можно просто приклеить под грибами длинную зелёную полосу

В более сложном варианте дети нарезают или отрывают вручную тонкие полоски и приклеивают их вертикально. Можно также вырезать пучок травки из одной детали целиком.

Важная часть работы — композиция. Задача ребят — гармонично расположить грибочки на лесной полянке либо красиво разместить их в корзинке.

Грибочки в корзинке

Воспитанники старшей группы должны уметь красиво располагать изображение на листе

Варианты композиций на основе темы — индивидуальные и коллективные

Аппликация на грибную тему в старшей группе согласно программе проводится в сентябре. Это логично, поскольку грибы являются одним из даров осени. Тема звучит так — «На лесной полянке выросли грибы».

Провести занятие можно как индивидуальную или же коллективную работу. В последнем варианте педагог заранее готовит лист ватмана, а дети заполняют его своими образами. Затем обозначаются дополнительные детали. Такое панно замечательно украсит групповую комнату или раздевалку.

Однако тему можно немного интерпретировать в следующих вариантах:

  1. «Грибы моей местности». Добавляется краеведческий аспект.
  2. «Сказочный гриб». Ребята создают фантазийный образ, например, гриб в виде дома или же имеющий антропоморфные черты.
  3. «Под грибом». Композиция может стать иллюстрацией к одноимённой сказке В. Сутеева. Педагог в таком случае может раздать детям бумажные фигурки животных — героев сказки (каждому достаточно одного персонажа).

 

Иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом»

Как мотивировать детей к творчеству

Конечно, тема грибов сама по себе интересна дошкольникам, однако воспитатель должен дополнительно их мотивировать, вдохновлять на творческие порывы. Как всегда, на помощь приходят игровые персонажи. Например, это Старичок Лесовичок. Он сообщает ребятам, что в лесу неожиданно пропали все грибы, и белкам, ёжикам и другим зверям теперь нечего запасать на зиму. Педагог предлагает детям помочь лесным жителям создать для них грибочки.

Игрушка Старичок Лесовичок

Старичок Лесовичок просит ребят помочь лесным жителям, ведь в лесу пропали все грибы , и теперь нечего запасать на зиму

Как вариант к ребятам приходит белочка и рассказывает, что запасла на зиму орешки, а вот грибочки не успела.

Если занятие проводится по мотивам сказки В. Сутеева, то педагог предлагает дошкольникам помочь героям сказки — подарить им большой гриб, под которым всем хватит места укрыться от дождя.

Занятие можно начать с загадки, чтобы заинтриговать детей:

  • Кто сидит на крепкой ножке
    В бурых листьях у дорожки?
    Встала шляпка из травы —
    Нет под шляпкой головы?

 

  • Этап занятияСодержание
    Вводная частьВ группе появляется грустный Ёжик (игрушка). Он весь день искал грибы и не нашёл ни одного.
    Беседа на тему: «Какие грибы могут понравиться Ёжику» (съедобные).
    Основная частьРассматривание муляжа белого гриба, обсуждается его цвет, форма шляпки и ножки.
    Дошкольники нарезают полоски зелёного цвета — трава. Затем педагог объясняет, как вырезать ножку и шляпку гриба.
    Дети выполняют работу, а затем выкладывают готовые детали на картоне.
    Физкультминутка «По грибы».
    Приклеивание деталей к основе.
    Заключительная частьОбсуждение готовых работ. Педагог с детьми находит в них общее и отличия.
    Ёжик остаётся доволен.
    С текстом конспекта можно ознакомиться по ссылке:
    https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/05/16/konspekt-nod-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu

Можно предложить загадки про конкретные виды грибов, например, такие:

  • Нет грибов дружней, чем эти, —
    Знают взрослые и дети –
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу (опята)
  • Золотистые …
    Очень дружные сестрички.
    Ходят в рыженьких беретах,
    Осень в лес приносят летом.

В старшей группе ребята уже хорошо воспринимают интересную познавательную информацию. Можно рассказать им, что грибы — это особенные организмы, похожи на растения, однако не имеющие ни листьев, ни ветвей, ни цветов. Вместо корней добывать питательные вещества им помогает грибница, находящаяся в земле. Поэтому срезать грибочек нужно аккуратно, чтобы не повредить её, и тогда на этом месте вырастет новый гриб.

Неотъемлемая часть любого занятия по ИЗО — динамическая пауза. Физкультминутку или пальчиковую гимнастику обязательно нужно подбирать на соответствующую тему — это также мотивирует детей к творчеству.

Фотогалерея детских работ

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация "Осенний гриб" с использованием крупы.

В свободное от занятий время ребятам нравится заниматься различными видами аппликаций, так, например, они узнали, что из гречневой и пшеной крупы можно не только кашу варить, но и сделать с их помощью...

Конспект НОД в средней группе «Корзина грибов». Аппликация «Корзина грибов» (коллективная работа).

Программное содержание: - Закрепить знания детей о внешнем виде гриба; - Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их; - Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеив...

Художественно-эстетическое развитие ( аппликация ) "Быть пожарником не просто" .

В данной статье представлен вариант проведения  занятия в старшей группе детского сада....

Подготовительная группа. Художественное творчество. Аппликация с элементами рисования. Осенний гриб.

Цель: способствовать развитию творческих способностей детей. Задачи: 1. развивать образные представления детей; 2. закреплять умение аккуратно вырезать детали и наклеивать их; 3. продолжать воспит...

Аппликация "Осенний гриб"

Цель: учить  изображать грибы в технике аппликация (составлять из готовых элементов образы, контрастные по размеру).Задачи:-Развивать чувство композиции, формы и величины;-Воспитывать любозн...

Коллективная работа. Аппликация «Осенние грибы»

В старшей группе при подготовке к занятию аппликацией воспитатель уже может задействовать дошкольников. Так ребята могут заранее нарезать цветную бумагу на широкие полосы, а затем вырезать из них прям...