Проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Пластилиновый мир»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Щевлёва Дарья Олеговна
-учиться работать с разными источниками информации;
-узнать историю изобретения пластилина;
-изучить свойства разных видов пластилина;
-выявить самый подходящий вид пластилина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovyy_mir.docx384.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №51 Копейского городского округа

ПРОЕКТ

по познавательному и

художественно-эстетическому развитию

в средней группе

«Пластилиновый мир»

Выполнила:

Воспитатель МДОУДС № 51

        Щевлёва Дарья Олеговна

2024 год

Содержание

     Введение…………………………………………………………………………3

1. История изобретения пластилина…………………………………………........4

2. Виды пластилина……………………………………………………………...…5

3. Чудесные превращения пластилина……………………………………………9

4. Экологический проект. Изготовление пластилина в домашних условиях…10

Заключение………………………………………………………………

     Литература……………………………………………………………….        

Введение

        Воспитанникам нашей группы нравится работать с пластилином. Из него можно слепить различные фигурки людей, животных, сказочных персонажей, модели машин и самолётов. Пластилин можно разделить на множество кусочков и снова слепить в один.

        Из множества предлагаемых видов пластилина в магазинах сложно выбрать самый подходящий для работы с детьми в детском саду.

Мы решили изучить вопрос: «Какой из видов пластилина обладает самыми подходящими свойствами для работы с детьми? Можно ли изготовить пластилин в домашних условиях».

Объект исследования:виды пластилина.

Предмет исследования: свойства пластилина.

Цель проекта: познакомиться с историей создания пластилина и попытаться выявить оптимальный вид пластилина для работы с детьми.

Задачи:  

  • учиться работать с разными источниками информации;
  • узнать историю изобретения пластилина;
  • изучить свойства разных видов пластилина;
  • выявить самый подходящий вид пластилина.

Результат работы: выбор пластилина для творческой деятельности из многообразия существующих видов.

  1. История изобретения пластилина

История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Немецкий фармацевт Франц Колб (FranzKolb), запатентовал изобретенную им модельную массу под названием “Plastilin” в 1880 году, тогда как другой претендент на авторство, англичанин Вильям Харбутт (WilliamHarbutt), запатентовал в 1899 году изобретённую им двумя годами ранее незасыхающую глину “Plasticine”.

Общественное мнение все же ссылается именно на Харбатта, как на автора. Если учесть, что оба названия и патенты касались масс с практически идентичным составом и считаются синонимами, то чтобы не путаться так и будем называть все пластилином.

Изобретение пластилина стало результатом многочисленных экспериментов Харбутта по созданию простого в использовании материала для моделирования. В “глину, которая никогда не высыхает”, как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Они заполнили дом пластилиновыми замками, кораблями, батальными сценами и фонтанами. Оригинальный пластилин был серого цвета. Его точная формула до сих пор – секрет, ноизвестно, что в его состав входили соли кальция, вазелин и стеариновая кислота.

В продажу он поступил уже в четырех цветах, а вскоре выпускался во множестве ярких цветов.

Вначале Вильям планировал использовать свое изобретение в образовательных целях. Но, увидев, какое удовольствие от пластилина получила его семья, принял решение о коммерческих продажах пластилина, чтобы и другие дети могли ему радоваться. Название “Пластицин” придумывали всей семьей.

В 1900 году Харбутт открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд. Пластилин Франца Колба так же до сих пор продается под названием «Мюнхенский художественный пластилин»

  1. Виды пластилина

        ПЛАСТИЛИ́Н (итал. Plastilina, черезлат. Placticus, изгреч. Plastike—«лепка») — материал для лепки, состоящий из глины с воском и маслом— веществами, препятствующими затвердеванию. Поэтому в отличие от обычной глины или гипса пластилин пригоден для многократного употребления и длительной работы с перерывами.

        В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:

  1. Обычный детский пластилин, знакомый нам с детского сада и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.

        

2. Профессиональный скульптурный пластилин – используется профессиональными скульпторами и учащимися художественных школ. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность.


3. Арт-пластилин, или пластилин Ключниковых.

Бывает двух видов: арт-пластилин «мягкий» – подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и др.; арт-пластилин «твердый», или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек и др. Затвердевает в бытовых условиях. Например, за 15-30 минут в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ-печи.

Автор: Олег Ключников. «Натюрморт с подсолнухами»

4. Детский отскакивающий пластилин. Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от множества поверхностей. Отлично подойдет, если ребенок любит не просто создавать поделки, но и активно играть с ними.



5. Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей). Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких.Он очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.

6. Застывающий пластилин. Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой, украшающей детскую комнату. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.


7. Плавающий пластилин– интересный материал для лепки. Он хорошо смешивается, не прилипает к рукам, не сохнет на воздухе, поэтому долгоиграющий.
Чтобы фигурки хорошо держались на воде нужно делать широкое основание. Можно сделать, например, такие фигурки — уточек, кораблик, черепаху. Можно играть со слепленными фигурками в ванной или просто в тазике.

        

8. Флуоресцентный пластилин – этополимерная масса для лепки, затвердевающая в процессе запекания в духовом шкафу. Становится мягкой и пластичной в процессе разминания, сохраняет пластичность до запекания (при появлении излишней текучести можно положить ненадолго в холодильник).Свечение в темноте после «зарядки»в20-30 минут составляет 2-4 часа.

9. «Умный пластилин», или «Жвачка для рук» (HandGum) – это пластилин, который способен принимать любую форму, при этом обладает одновременно несколькими свойствами – может быть жидким и твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься. «Умный пластилин», можно сказать, уникальная игрушка. При этом он не маслянистый, как обычный пластилин, не пачкает одежду и руки, и его можно мыть, не ядовит, не содержит вредных добавок, не вызывает аллергию и абсолютно безопасен для детей от 3 лет. Говорят, что он способен: увеличить подвижность пальцев, кистей рук и мышц предплечья, улучшить кровообращение (при интенсивном перемешивании), укрепить пальцы, руки и мышцы предплечья, улучшить координацию, точность движений, содействовать развитию тактильного восприятия, уменьшить внутреннее состояния стресса и агрессии.

        Как видим, пластилин – не только средство для развлечения и материал для развития творческих способностей, но и вещество, обладающее некоторыми терапевтическими свойствами.

3.Чудесные превращения пластилина

Пластилин – замечательный материал. Лепить из него просто и увлекательно, особенно детям. Можно составить настоящую картину или композицию, придумать сказку. Но что же ещё можно сделать из пластилина?

Вот несколько идей:

  1. Вариант для самых маленьких – отрывать маленькие кусочки пластилина и прилеплять на заранее приготовленный рисунок. Это может быть ёлка, которую надо украсить перед Новым годом или цветочки, которым не хватает серединок.
  2. Можно сделать различные овощи, фрукты и другие продукты. Приготовленные вкусности можно резать на части, раскладывать на тарелки и угощать ими «гостей».
  3. Картины из пластилина. Взять мягкий пластилин, хорошо подойдёт восковый. Лепить простые формы и прикреплять их к бумаге или пластиковой доске. «Колбаски» могут стать стволом дерева, бревном в доме, частью скамейки… «Шарик» может превратиться в солнце, мяч, колесо, воздушный шарик…  В общем, проявим немного воображения и шедевр готов.pict7331
  4. Картины из пластилина и подручных средств. Облепить листок картона пластилином. Дальше можно выкладывать на нём рисунки из гречки, риса, гороха, семечек, ракушек, камней, бусинок и т.д.
  5. Если намазать пластилин на небольшую баночку, то получится замечательная ваза. Украсить её можно, как и в предыдущем варианте.032db9652e79
  6. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить всё это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.
  7. Можно слепить героев какой-нибудь сказки и разыграть представление. Можно делать фотографии в процессе представления, а затем их собрать вместе (например, в MSPhotostory) – получится самодельный мультфильм.plastelin
  8. Можно лепить несуществующих животных. Пусть они станут героями собственной сказки.

4.Практическая часть

 После изучения истории созданияи выявления разнообразия существующих на рынке видов пластилина мы решили опытным путем выяснить,все ли виды пластилина обладают свойствами, являющимися  оптимальными для творчества.

Сравнительный анализ свойств различных видов пластилина

Название материала

Гигиеничность

Пластичность

Цветовая гамма

Практичность

(многократность

использования)

Возможности для творчества

Обычный детский пластилин

+

+

+

+

+

Отскакивающий пластилин

+

_

+

_

+\-

Шариковый пластилин

+

_

+

_

+

Застывающий пластилин

+

+

+

_

+

Плавающий пластилин

+

+

+

+

+\-

Флуоресцентный пластилин

+

+

+

_

+

Умный пластилин

+

+

+

+

+

Вывод: каждый из видов пластилина имеет характерные  свойства, обусловленные, входящими в его состав веществами. Данные вещества имеют, в основном, химическую природу происхождения, но являются доступными и безопасными в использовании. Предлагаемые виды пластилина  имеют богатую цветовую гамму, имеют дополнительные декоративные  элементы, а также свойства, позволяющие использовать поделки в качестве предметов окружающей обстановки.  Безусловно, имеющиеся на рынке, виды пластилина открывают большие возможности для творчества. Пластилин можно использовать как самостоятельно, так и в форме дополнительного средства выразительности изделий ручного труда. Использование различных пластилиновых масс развивает представления детей о разнообразии мира, обогащает знания о сенсорных эталонах, развивает творческие и конструктивные способности. На данное время немаловажным является критерий доступности в цене. Поэтому наиболее распространен в практике работы обычный детский пластилин.

5.Изготовление пластилина в домашних условиях.

Следующий этап работы над проектом заключался в поиске рецептов изготовления пластилина в домашних условиях. Мы нашли одну технологию.

Рецепт

Ингредиенты: 300гр. муки, 325 гр. соли, 2 десертные ложки винного уксуса, 2 столовые ложки растительного масла, пищевые красители.

Кладём всё в кипящую воду (500 мл) и помешиваем до загустения.Соскребаем массу на чистую поверхность, даём хорошенько остыть. Разминаем тесто. Это тесто-пластилин хранить в холодильнике в закрытой посуде.(см. приложение)

Заключение

Работая над проектом, мы столкнулись с очень интересной, творческой деятельностью. Мы узнали много нового и интересного из истории пластилина, познакомились с его основными видами. В процессе эксперимента мы получили в домашних условиях собственный пластилин и сделали следующие выводы:

  • Нет одного вида пластилина, который идеально подходит для работы с детьми.
  • Выбор пластилина зависит от вида, свойств и характера поделки.
  • Пластилин можно изготовить в домашних условиях.
  • Для получения пластилина необходимо знать точную рецептуру.
  • Полученный пластилин быстро портится, поэтому его нельзя долго хранить, и поделки из него не предназначены для долгого хранения.

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\1331.jpg

Литература

1. РониОренСекреты пластилина Издательство: Махаон 2010г.

2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

3. http://otlichnica.com/load/8-1-0-2605

4. http://www.kodges.ru/71373-sekrety-plastilina.html

5. http://www.ast.ru/item/120593/

Приложение

Фото№ 1 Ингредиенты для изготовления пластилина

в домашних условиях

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\1.jpg

Фото № 2

Замешиваем ингредиенты, непрерывно помешивая

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\2.jpg

Фото № 3

Осторожно добавляем муку

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\3.jpg

                        Фото № 4  Добавляем краситель. Масса приобрела цвет.

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\4.jpg

Даем массе остыть.

Фото № 5 после охлаждения пробуем работать с домашним пластилином

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\5.jpg

C:\Users\packard\Pictures\фото из работы\6.jpg

Вывод:

Домашний пластилин прост в изготовлении, но недостаточно пластичен.

Поделки  хранятся недолго, хрупки.

Входящих элементов недостаточно для придания необходимой формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенный мир магнитов». педагог Ивановская Светлана Степановна

Задачи:vЗнакомство с понятием «магнит».vФормирование представлений о свойствах магнита.vФормирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщени...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема: Апельсин

Образовательная область: «Познание»Основная деятельность: познавательно-исследовательскаяФорма работы с детьми: решение проблемных задачВозраст: средняя группаТЕМА: «Апельсин »  За...

Конспект проекта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский.                     Продолжительность: средняя...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»

Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольног...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Вода - волшебница»

Вода – это уникальное богатство живой природы. Нет такого человека, который бы не знал, как выглядит вода, поэтому необходимо расширить знания и представления детей среднего дошкольного возраста...

Практико -ориентированный проект по познавательно- речевому развитию в средней группе. Тема: «Любимые детские сказки».

Одним из  самых   эффективных  средств  развития  и  воспитания  ребенка  в младшем   дошкольном  возрасте  является  театр  ...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

2019-2020гг.Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желани...