Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой в старшей группе «В гостях в гончарной мастерской»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Формировать представления детей о предметах старинного русского быта - русской посуде. Формировать умение работать с глиной, формировать умение создавать образ посуды, используя полученные навыки и приемы лепки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_nar._kulture.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях в гончарной мастерской»
Цель:
Формировать знания детей о предметах старинного быта – русской посуде. Формировать умение работать с глиной, учить создавать образ посуды, используя полученные навыки и приемы лепки.
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас.
2. Познакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением (чугунок, горшок, кринка, кувшин, самовар, рукомойник и т.д.);
3. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
4. Закреплять представления о процессе создания посуды
5. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
6. Формировать умение работать с глиной.
7. Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические хороводная игра «Игра с лентой», лепка посуды из глины.
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, самовар и т.д.); блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение, фартуки, доски для лепки, влажные тряпочки, глина для лепки.
Предварительная работа:
- экскурсия в мастерскую гончара, участие в мастер-классе «Лепка из глины»,
- беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Народная посуда », «Способы лепки »
- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.
- Организация выставки детских рисунков, поделок на тему «Народная посуда».
- ОД «Гончарное дело», «Лепка декоративной посуды», рисование «Гжельские сервизы», «Народные промыслы », роспись бумажных силуэтов.
- Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах, о труде;
- Разучивание наизусть потешек.
-Подвижные игры: Матушка-Весна, Бубенцы, Цепи кованые, Горелки с платочком, Курочка-хохлатка, Ручеек, Золотые ворота и др.
Ход занятия.
Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики.
Хозяйка в избе, под русскую народную музыку, зажигает свечу расставляет тарелки и ложки на столе.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка- жена гончарных дел мастера.
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.
Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.
(Просмотр презентации. Презентацию комментируют хозяйка).
1 слайд:
Заголовок (Внутренний мир Русской избы).
2 слайд:
Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
3 слайд:
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Самая главная в русском доме была печка. Она избу обогревала в зимние морозы и на печи спали , в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребёнок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
4 слайд:
Все предметы в доме были сделаны из дерева, глины и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.). Занимались этим люди зимними вечерами.
5 слайд:
Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары. Гончарный промысел - это древнее ремесло.
А гончарный круг – это станок для изготовления посуды из глины. Вначале был изобретен простейший ручной гончарный круг. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Благодаря этому, работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.
Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга, который сделал форму изделий совершенной и разнообразной.
6 слайд:
Гончарным мастерством занимались семьями. Это было фамильное дело.
Мастер делает венчик, закругляет, чтобы получилось ровное горлышко. Чтобы украсить пользуется стекой, с помощью которой подравнивает все неровности изделия, срезает всю лишнюю глину.
7 слайд:
Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень.
А чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку.
8 слайд:
Изготовленные таким способом предметы домашнего обихода продавались на рынке.
9 слайд:
Посмотрите, какие разные горшочки, кринки, плошки, все для чего то предназначены. Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера.
Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? Молоко хранили в крынке или кувшине. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части.
А вот у крынки родной братишка – горшок. Горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Обратите внимание на форму горшка — она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании. Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и, если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например крупу — было можно.
10 слайд:
Оказывается, что уже с древних времен глиняная посуда была необходима и труд мастеров – гончаров был очень ценен. И сейчас мы с уважением и почетом относимся к мастерам такого древнего ремесла. Ведь сколько красивых и нужных изделий из глины сделано золотыми руками мастеров- гончаров: посуда, вазы, игрушки, украшения, сувениры и многие другие изделия декоративно – прикладного искусства.
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
- Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
- Был ребенок— не знал пеленок,
Стал стар— пеленаться стал. (оплетенная глиняная посуда)
- Воду, квас или кисель,
И для взрослых, для детей,
Налить хозяин поспешил,
В пузатый глиняный…..(кувшин).
- Там хранится молоко
И не киснет там оно. (крынка, кринка)
- В земле я родился,
В огне закалился. (горшок).
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Хозяйка: Ребята, русские мастера не только умели веселиться и играть, но также умели и хорошо работать. А вы хотели бы попробовать лепить из глины, так же как и гончары?
Воспитатель: Давайте мы сегодня с вами будем глиняными мастерами.
Я вам ребята сейчас покажу, как нужно из комка глины слепить тарелочку и кружку с ручкой. Вот как это делается.
Возьму комок глины слегка разомну его, раскатаю один большой глиняный столбик и стекой разрежу его на две разных части, и одну небольшую часть, из которой сделаю ручку для кружки. Из одного комка скатаю шар, расплющу его ладонью т.е. раздавлю его и получится плоская форма круга, напоминающая тарелочку, но у нее неровные края, чтобы их сделать ровными, буду по кругу прищипывать края, предавая ей ровный и красивый вид. Тарелочка готова.
Из следующего крупного куска я тоже скатаю шар, но сверху вдавливать глину, придавая глубину бокала и остается загладить неровности влажными руками из самого маленького куска глины скатаю ручку и прикреплю к кружке (заглажу места соединения). Блюдце и кружка с ручкой готовы.
А чтобы наши изделия получились оригинальными и красивыми, давайте подготовим наши руки:
Пальчиковая гимнастика.
Глину мы сейчас достанем, (хватательными движениями «достают» глину) Разминать ее мы станем, (сжимают и разжимают кулачки)
Слепим мы горшки и миски, («лепят» складывают вместе согнутые ладошки.)
Обожжем мы их для близких. (сжимают и разжимают ладошки от себя) Кушать из посуды станем, («кушают»)
Мы трудиться не устанем! («грозят» пальчиком)
Воспитатель: А так как мы будем лепить из глины необходимо надеть фартуки. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить. А потом уже можно приступить к работе. Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка. Кто закончил работу, влажными пальчиками выровняйте, загладьте блюдце и кружку.
Хозяйка: В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети подпевают).
По мере необходимости подходить к детям, показывать на своем кусочке глины приемы лепки, напоминать соотношение частей по величине. Блюдце и кружка с ручкой готовы.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поставим все наши работы на столик и полюбуемся ими.
Посмотрите, какая замечательная у нас получились посуда. Когда она подсохнет мы ее раскрасим красками.
Хозяйка: Сколько интересного и нового вы узнали . Вам понравилось у меня в гостях? А что вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте поблагодарим хозяйку и попрощаемся.
Дети: Спасибо, до свидания.
Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.
Список используемой литературы:
- Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
- Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
- Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"
Образовательная деятельность для детей старшей группы«Знакомство с энциклопедией» Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать со...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»
Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....
План - конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлен ю с окружающим миром в старшей группе по теме: "В гостях у Лесного гнома".
Продолжать расширять кругозор детей в процессе ознакомления с миром природы и его обитателями....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе "Зимние забавы"
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».
закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Домашние животные»
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Домашние животные» ...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с профессией «Хлебороб» в подготовительной группе.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с профессией «Хлебороб» в подготовительной группе....