Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой в старшей группе «В гостях в гончарной мастерской»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Ермолаева  Галина Аркадьевна

Формировать представления детей о предметах старинного русского быта - русской посуде. Формировать умение работать с глиной, формировать умение создавать образ посуды, используя полученные навыки и приемы лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_nar._kulture.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой «В гостях в гончарной мастерской»

Цель:

Формировать знания детей о предметах старинного быта – русской посуде. Формировать умение работать с глиной,  учить создавать образ посуды, используя полученные навыки и приемы лепки.

Задачи:

1. Познакомить детей с предметами старинного русского быта, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас.

2. Познакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением (чугунок,  горшок, кринка, кувшин, самовар, рукомойник и т.д.);

3. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.

4. Закреплять представления о процессе создания посуды

5.  Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

6.  Формировать умение работать с глиной.

7.  Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа,  загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические хороводная игра «Игра с лентой», лепка посуды из глины.

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, самовар и т.д.); блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками;  атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение, фартуки, доски для лепки, влажные тряпочки, глина для лепки.

Предварительная работа:

- экскурсия в мастерскую гончара,  участие в мастер-классе «Лепка из глины»,

-  беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Народная посуда », «Способы лепки »

- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства.

- Организация выставки детских рисунков, поделок на тему «Народная посуда».

- ОД «Гончарное дело», «Лепка декоративной посуды», рисование «Гжельские сервизы», «Народные промыслы »,  роспись бумажных силуэтов.

- Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах, о труде;

-  Разучивание наизусть потешек.

-Подвижные игры: Матушка-Весна, Бубенцы, Цепи кованые, Горелки с платочком, Курочка-хохлатка, Ручеек, Золотые ворота и др.

Ход занятия.

Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики.

Хозяйка в избе, под русскую народную музыку, зажигает свечу расставляет тарелки и ложки на столе.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка- жена гончарных дел мастера.

Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.

                  Слава нашей стороне,

                  Слава русской старине!

                  И про эту старину,

                  Я рассказ свой поведу.

                  Чтобы дети знать могли

                  О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.

Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.

(Просмотр презентации. Презентацию комментируют хозяйка).

1 слайд:

Заголовок (Внутренний мир Русской избы).

2 слайд:

 Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете, почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

3 слайд:

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Самая главная в русском доме была печка. Она избу обогревала  в зимние морозы и на печи спали , в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. 

Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.

Ребёнок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

 Деток спать она уложит.

4 слайд:

Все предметы в доме были сделаны из дерева, глины  и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.). Занимались  этим люди зимними вечерами.

5 слайд:

Людей, которые делали глиняную посуду, называли – гончары. Гончарный промысел - это древнее ремесло.

А гончарный круг – это станок для изготовления посуды из глины. Вначале был изобретен простейший ручной гончарный круг. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Благодаря этому, работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.

Новым шагом на пути совершенствования гончарного искусства стало изобретение ножного круга, который сделал форму изделий совершенной и разнообразной.

6 слайд:

Гончарным  мастерством занимались семьями. Это было фамильное дело.

Мастер делает венчик, закругляет, чтобы получилось ровное горлышко. Чтобы украсить пользуется стекой, с помощью  которой подравнивает все неровности изделия, срезает всю лишнюю глину.

7 слайд:

Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень.

А чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре», его в горячем виде опускали в жидкую мучную болтушку.

8 слайд:

Изготовленные таким способом предметы домашнего обихода продавались на рынке.

9 слайд: 

Посмотрите, какие разные горшочки, кринки, плошки, все для чего то предназначены. Каждая  миска, кувшин хранит тепло рук  мастера.

Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? Молоко хранили в крынке или кувшине.   Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части.
А вот у крынки родной братишка – горшок.  Горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить.  Обратите внимание на форму горшка — она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.  Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и, если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты,  например крупу — было можно.
10 слайд:

Оказывается, что уже с древних времен глиняная посуда была необходима и труд мастеров – гончаров был очень ценен. И сейчас мы с уважением и почетом относимся к мастерам такого древнего ремесла. Ведь сколько красивых и нужных изделий из глины сделано золотыми руками мастеров- гончаров: посуда, вазы, игрушки, украшения, сувениры и многие другие изделия декоративно – прикладного искусства. 

Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  • Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.  (печь)

  • Был ребенок— не знал пеленок,

Стал стар— пеленаться стал. (оплетенная глиняная посуда)

  • Воду, квас или кисель,

И для взрослых, для детей,

Налить хозяин поспешил,

В пузатый глиняный…..(кувшин).

  • Там хранится молоко

И не киснет там оно. (крынка, кринка)

  • В земле я родился,
    В огне закалился. (горшок).

Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?

Воспитатель: Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

                           А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

                           Вышел Костя погулять,

                           Стал подружку выбирать,

                           Стал подружку выбирать.

                            Кому ленточку отдать.

                          (дети останавливаются).

                           Поклонись, поклонись,

                           Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

                         «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

 Хозяйка:  Ребята, русские мастера не только умели веселиться и играть, но также умели и хорошо работать. А вы хотели бы попробовать  лепить  из глины, так же как и гончары?

Воспитатель: Давайте мы сегодня с вами будем  глиняными мастерами.

Я вам ребята сейчас покажу, как нужно из комка глины слепить тарелочку и кружку с ручкой. Вот как это делается.

Возьму комок глины слегка разомну его, раскатаю один большой глиняный столбик и стекой разрежу его на две разных части, и одну небольшую часть, из которой сделаю ручку для кружки. Из одного комка  скатаю шар, расплющу его ладонью т.е. раздавлю его и получится плоская форма круга, напоминающая тарелочку, но у нее неровные края, чтобы их сделать ровными, буду по кругу прищипывать края, предавая ей ровный и красивый вид. Тарелочка готова.

Из следующего крупного куска я тоже скатаю шар, но сверху вдавливать глину, придавая глубину бокала и остается загладить неровности влажными руками из самого маленького куска глины скатаю ручку и прикреплю к кружке (заглажу места соединения). Блюдце и кружка с ручкой готовы.

 А чтобы наши изделия получились оригинальными и красивыми, давайте подготовим наши руки:

Пальчиковая гимнастика.

Глину мы сейчас достанем, (хватательными движениями «достают» глину) Разминать ее мы станем, (сжимают и разжимают кулачки)

Слепим мы горшки и миски, («лепят» складывают вместе согнутые ладошки.)

Обожжем мы их для близких. (сжимают и разжимают ладошки от себя) Кушать из посуды станем, («кушают»)

Мы трудиться не устанем! («грозят» пальчиком)
Воспитатель: А так как мы будем лепить из глины необходимо  надеть  фартуки.   Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить. А потом уже можно приступить к работе. Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка. Кто закончил работу, влажными пальчиками выровняйте, загладьте блюдце и кружку.

Хозяйка: В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети подпевают). 

По мере необходимости подходить к детям, показывать на своем кусочке глины приемы лепки, напоминать соотношение частей по величине.  Блюдце и кружка с ручкой готовы.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поставим все наши работы на столик и полюбуемся ими.

Посмотрите, какая замечательная у нас получились посуда. Когда она подсохнет мы ее раскрасим красками. 

Хозяйка: Сколько интересного и нового вы узнали . Вам понравилось у меня в гостях? А что вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте поблагодарим хозяйку и попрощаемся.

Дети: Спасибо, до свидания.

Воспитатель: Ребята вы сегодня все молодцы. Спасибо.

Список используемой литературы:

  1. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  3. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
  4. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  6.  Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа - М.: ИД «Цветной мир», 2012.
  7. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
  8. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе "Знакомство с энциклопедией"

Образовательная деятельность для детей старшей группы«Знакомство с энциклопедией»      Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать со...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с устным народным творчеством в средней группе «В гости к Бабушке»

Интегрированое занятие по речевому развитию знакомит детей с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки, пестушки), воспитывает интерес к устному народному творчеству....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе "Зимние забавы"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Домашние животные»

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Домашние животные» ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с профессией «Хлебороб» в подготовительной группе.

Конспект  образовательной деятельности  по ознакомлению  детей с профессией «Хлебороб»  в подготовительной  группе....