Лепка из воздушного пластилина как эффективное средство в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
статья по аппликации, лепке
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит прежде всего в игре.
На своих логопедических занятиях с детьми с ЗПР, я стала применять лепку из воздушного пластилина. Воздушный пластилин мягкий, яркий, ребёнку хочется его потрогать, что-то слепить, т.е. создать игрушку своими руками, «оживить» её, поиграть. Работая с таким пластилином ребёнку с ЗПР доставляет радость и умиротворение, интерес.
У детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться, обладают терпением и усидчивостью, появляется связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка из воздушного пластилина, как эффективное средство в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
ИГРА –ЭТО ОГРОМНОЕ СВЕТЛОЕ, НЕЖНОЕ,
ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ В ДУХОВНЫЙ МИР РЕБЁНКА
ВЛИВАЕТСЯ ЖИВИТЕЛЬНЫЙ ПОТОК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
И ПОНЯТИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Поэтому воспитание будущего взрослого человека происходит прежде всего в игре.
На своих логопедических занятиях с детьми с ЗПР, я стала применять лепку из воздушного пластилина. Воздушный пластилин мягкий, яркий, ребёнку хочется его потрогать, что-то слепить, т.е. создать игрушку своими руками, «оживить» её, поиграть. Работая с таким пластилином ребёнку с ЗПР доставляет радость и умиротворение, интерес.
У детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться, обладают терпением и усидчивостью, появляется связная речь.
Благодаря данной методике удаётся добиться ощутимого прогресса у детей с ЗПР.
- Увеличиваются периоды концентрации внимания.
- Появляется устойчивый интерес к занятиям.
Лепка воздушным пластилином помогает:
- если ребёнок часто отвлекается на занятиях,
- плохо запоминает материал,
- если ребёнок излишне эмоционален,
- если медлительный,(результат).
Методика показала свою эффективность в коррекции высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь).
Причина эффективности в особенностях созревания коры головного мозга.
Т.е. пока не сформируется зона мозга отвечающая за воображение, не сможет развиться зона, отвечающая за логическое мышление. Без развития отдела, отвечающего за музыкальный слух не выучить музыки, без занятий творчеством не будут даваться науки.
Поэтому я взяла эту методику и включила её в свои занятия.
Что же происходит на занятиях, когда дети работают с воздушным пластилином:
- дети погружаются в приятный тактильный процесс творчества.
- Нормализуется дыхание, расслабляется нервная система, улучшается кровообращение, в том числе в головном мозге.
- Работают обе руки- задействована мелкая моторика.
- Задействован слух, воображение, восприятие, речь и другие психические процессы.
- Дети создают фигурки красивые, практичные, повышается самооценка.
- В методике предусмотрены игровые формы работы- развиваются артистические навыки, что позволяет выплёскивать агрессию, учит выражать разный спектр эмоций. Все эти факторы очень благоприятны для улучшения поведения у детей.
- Используются коллективные формы работы, что позволяет ребёнку научиться в игровой форме проявляться и взаимодействовать со сверстниками, т.е. ребёнок учиться дружить, слышать другого человека.
Я работаем с детьми по универсальному алгоритму и использую элементы лепки при обучении на занятиях по развитию речи и обучении грамоте, а также по развитию лексико –грамматического строя речи, развитии связной речи.
Алгоритм состоит из трёх этапов:
- Слепи форму= «Создай меня»
- Осознай суть= «Пойми меня»
- Пойми глубже= «Подружись со мной»
Давайте рассмотрим каждый этапалгоритма подробнее.
- Слепи форму= «Создай меня»
Т.е. дети познают мир через воплощение в реальность абстрактного понятия.
Например, изучение грамоты = это буквы.
- Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
- Буква "Б" проснётся рано,
Буква "Б" - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Связная речь = это игрушки, предметы, животные по лексическим темам недели.
- Осознай суть= «Пойми меня»
Осознаём глубже качества предмета, его природу, характер, звучание.
Грамота- буква Б, обозначает согласный звук, при его произношении нам мешают губы, воздух не может свободно проходить, буква обозначает звонкий звук Б ,мы её говорим с голосом и, она дружелюбная, у неё есть подружка буква П, которая обозначает глухой звук П.
- Пойми глубже= «Подружись со мной»
Т.е. здесь ребёнок должен понять предмет через взаимодействие с другими и окружающим миром.
Если это обучение грамоте, то ребёнок составляет слова на заданный звук, составляет предложения, схему слова и т.д.
А если лексическая тема недели у нас ,то моя задача помочь ребёнку выстроить целостную картину,и представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Ребёнок должен осознать себя частью окружающего мира.
Поэтому,я применяю данный метод лепки из воздушного пластилина вызывая речь. Понятно,что действие сопряжённое со словом будет намного эффективнее, опыт это показывает.
Как сказал Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю.Я делаю и понимаю». Т.е. ребёнок запомнит , как выглядит предмет или животное, либо как пишется буква, где она живёт в слове, в алфавите. Вылепив всё своими руками он надолго это запомнит.
Сейчас я проведу с вами небольшое занятие по лексической теме – Морские обитатели.
(вызвать три человека)
- Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в морское путешествие. А с каким обитателем моря мы познакомимся отгадайте загадку.
Он может камня вид принять-
Умеет быстро цвет менять.
У него есть восемь ног…
Головоногий (Осьминог).
Правильно сегодня мы будем лепить и играть с осьминогом.
Давайте выберем каким цветом будет ваш осьминог, какой больше нравится? Ребята,а может быть вы в живую видели осьминога, может быть мультфильм смотрели про осьминога.(малюск).
А теперь посмотрите на картинку и скажите, из каких частей тела состоит осьминог (Голова, туловище, крупные глаза, щупальцы-их 8).
Приступаем к лепке.(пока лепят)
Вы видели, когда мы с ребёнком, что то задумали,я помогаю ему новодящими вопросами. И после таких наводящих вопросов мои дети начинают со мной общаться, и потом полёт их фантазий не остановить. И пусть речь далека ещё от совершенства, но всё таки идёт активная (чаще на таких занятиях монологическая речь). Ребёнку хочется поделиться впечатлениями,а может быть он где то и видел животное, либо насекомое(например в зоопарке,в океанариуме, в лесу и т.д.).Что ему понравилось.
- Логопед: Молодцы у вас получились замечательные и красивые маленькие кто? Давайте назовём ласково. (Осьминожки).
А скажите, какие у вас осминожки ( красивые,быстрые,весёлые).
Осьминог (как вы думаете где он живёт?) живёт на дне моря, и он может менять цвета. Это малюск. У осьминога мягкое тело нет костей и может свободно изгибаться в разные стороны.
А зовут наших осминожек так – кот, мак, бак. (по цвету обозначающими звуки). (Звуковой анализ слов)
А, чтобы вы их запомнили, я предлагаю слепить имена ваших малюсков.
Лепят дети
Т.е. если это интегрированное занятие, здесь ещё идёт обучение грамоте, то интересно лепить слова, схемы слов..
И уже проработав 2 года, я вижу какой интерес вызывают эти действия у детей. Если прописать слово КОТ, дети могут не запомнить,а вот если они его вылепили, они быстрее запоминают. Проделав такую работу,дети потом по памяти могут проанализировать звуки в словах.
С младшими детьми можно слепить предмет, поиграть, если старший то тогда систематизируем, добовляем элементы других игр.
- Логопед: ребята, давайте разберём ,какими цветами вы слепили буквы в именах ваших осминожек.
Сколько слогов в словах, как вы думаете это длинные слова или короткие? (Ответы).
Определите место звука (К) в словах.
Вы молодцы справились со всеми заданиями, подружились с осминожками.
Как то, так проходят мои занятия.
Мне приятно видеть, когда дети забирают поделки домой, они показывают родителям, рассказывают, очень эмоционально, то, что делали на занятиях, т.е. идёт, как бы продолжение логопедического занятия. Многие родители , мне говорят, что всю дорогу, пока шли домой ребёнок рассказывал про осьминожка, про рыбку, про посуду. Какую сказку сочинили, т.е работа продолжается дома.
Летом 2023 г. Педагогами России был организован курс «Технология «Нейролепка» как инновационный инструмент сопровождения образования и средство реализации ФОП в художественно – эстетическом, познавательном и речевом развитии ребёнка». Я обучилась, узнала много полезного и интересного.
(а эта методика именно так называется), Нейролепка название запатентованное, поэтому мы не можем так называть методику работы, называем просто – лепка.
Преподаватели, которые читали нам курс, из наших работ и игр создали два сборника «Нейролепка в детском саду и школе». Эти сборники они распространили по всему миру, потому что обучающиеся были и из-за границы. Работы очень интересные, столько идей было предложено. И смое главное виден результат этой методики.
Так,что:
Человек-это уникальное существо!
Истории известны многочисленные примеры, когда даже не самые подающие надежды дети становятся успешными, благодаря вере в них и правильной организованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...
Презентация Консультация "Сказкотерапия"–эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Сказкотерапия –эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...
Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка....
Мастер-класс на тему «Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствуе...
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей на тему: Театрализованная деятельность, как средство для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность, как средство для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
Лепка из воздушного пластилина как эффективное средство в развитии речи детей с ЗПР
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский....