«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, одна из современных форм работы с детьми в ДОУ»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Зуева Анастасия Васильевна

          Одним  из требований ФГОС дошкольного образования  является развитие самостоятельной творческой личности ребенка дошкольника.

       Существует много форм, методов и приемов развития творческих способностей детей. Одним из наиболее эффективных форм развития творчества детей является «творческая мастерская».

Термин "Творческая мастерская" все чаще звучит в современных педагогических исследованиях. Данная форма является одной из форм инновационного подхода к образовательной деятельности детей. Данная форма активно используется в учебно-воспитательном процессе, как форма развития творческих способностей дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ,

 одна из современных форм работы с детьми в ДОУ»

          Одним  из требований ФГОС дошкольного образования  является развитие самостоятельной творческой личности ребенка дошкольника.

       Существует много форм, методов и приемов развития творческих способностей детей. Одним из наиболее эффективных форм развития творчества детей является «творческая мастерская».

Термин "Творческая мастерская" все чаще звучит в современных педагогических исследованиях. Данная форма является одной из форм инновационного подхода к образовательной деятельности детей. Данная форма активно используется в учебно-воспитательном процессе, как форма развития творческих способностей дошкольников.

Технология творческих мастерских рассматривается в работах И.П. Волкова "Выявление и развитие творческих способностей", Г.С. Альтшуллера "Решение изобретательских задач".

           И.Я. Мухина в своих трудах дает определение понятию "Творческая мастерская" - это такая форма образовательной деятельности, которая создает условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. По мнению И.Я. Мухиной, для открытия в любой сфере знаний необходимо заниматься творческой деятельностью и осознавать закономерности этой деятельности.  В «Творческой мастерской» достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к.  каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. «Творческая мастерская» предполагает изучение новой информации. Для дошкольников новая информация преподноситься в виде игры, исследовательской деятельности детей при помощи педагога и родителей.

«Творческие мастерская» подразумевают самостоятельную творческую деятельность детей. Н.А. Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так, как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности.

         Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствовать развитию самостоятельной деятельности ребёнка и его творческой инициативы.

Сущность современных форм личностно - ориентированного подхода, в том числе и "Творческой мастерской", состоит в процессе накопления ребенком такого опыта, который содержит в себе способы взаимодействия с миром и расширяет возможности активной творческой деятельности ребенка, побуждая его к приобретению нового опыта.

«Творческие мастерские» могут быть использованы в различных направлениях деятельности детей:

- Театральные мастерские, в которых дети сами могут создавать костюмы и атрибуты для спектаклей. Такие мастерские могут применяться для развития коммуникативных, эстетических и художественных способностей детей.

- Мастерские по развитию навыков общения (коммуникации) с использованием проблемной ситуации и чтением художественной литературы могут применяться, как средство развития речи дошкольников;

- Художественные мастерские нацелены на самостоятельную деятельность детей. Дети сами выбирают материалы для будущего рисунка или подделки;

-  Мастерские добрых дел могут помочь организовать работу по ремонту книг, игрушек, организовывают трудовое воспитание;

- Краеведческая мастерская знакомит детей с достопримечательностями родного города, способствует организации патриотического воспитания;

- Познавательные мастерские дают возможность создавать макеты, схемы, которые помогут усвоению детьми знаний естественных наук (математика, окружающий мир и прочее).

Творческие мастерские позволяют осуществлять:

-  Интеграцию в образовательный процесс традиций и новаций.

- Построение отношений "воспитатель-воспитанник" на основе сотрудничества.

- Использование активных форм обучения.

- Работу в больших и малых группах.

- Творческие работы воспитанников на основе художественных произведений.

- Формирование нового мировоззрения в аспекте социальной адаптации.

- Создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска решений.

- Мотивацию для дальнейшей деятельности.

- Рост способностей детей к размышлению и выражению своих мыслей.

      Работа в «Творческой мастерской» строиться поэтапно, где каждый из этапов соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: "Работа с бумагой", "Работа с природными материалами", "Работа с нитками и тканью", «Работа с бросовым материалом».

Занятия в "Творческой мастерской" помогают формированию основных навыков и умений, которые предусмотрены программой и требованиями ФГОС дошкольного образования: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и прочее. Также способствует реализации задач, которые предусмотрены образовательной областью "художественно-эстетическое развитие".

         Особенностями творческой мастерской как формы работы с детьми являются:

- Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.

- Импровизационный характер деятельности.

- Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

- Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.

- Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

- Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.

- При такой форме организации деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.

- Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.

- Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

- Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом, получает удовольствие, что может реализоваться в творческой деятельности.

       Организация образовательной деятельности детей с помощью инновационных форм работы связана с рядом методических вопросов, которые касаются чистоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и прочее.

Занятия в "Творческих мастерских" организуются два раза в неделю, в определенные дни и время. Это способствует созданию определённого режима и  возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. В таком количестве занятия обычно проводятся в соответствии с образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в особом образе организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Работе в "Творческой мастерской" целесообразнее будет посвящать утренние часы, обычно после завтрака и чтения художественной литературы. При этом художественная литература способна определить направление работы в "мастерской", задать конкретную тематику, создав смысловой фон.

Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

 - Организацию общего рабочего пространства.

-  Возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;

- Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол с необходимым материалом для работы. За столом должны быть предусмотрены места для всех участников "мастерской", в том числе и воспитателя.

Места детей не закреплены за каждым из детей, как на занятии, каждый из участников может сесть там, где захочет. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им необходимо взять какой-то инструмент или материал. Позиция воспитателя также динамична. На каждом занятии он находиться рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания, слабее других в данном типе работы или слабо владеет материалами и инструментами.

         Таким образом, каждый частник "мастерской" имеет возможность видеть действия других, обсуждать ход работы и полученные результаты, обмениваться мнениями и открытиями.

Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно представить 3 – 4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). В такой ситуации они смогут выбрать образец по своему предпочтению. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

Предлагая детям задание, воспитатель должен спроектировать его на 25-30 минут, которые необходимы для достижения конечной цели. При этом необходим некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок смог включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. Воспитатель не покидает рабочее пространство, пока все воспитанники не закончат работу.

      Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно-смысловым контекстам. Контексты «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности» и «художественная галерея» (тяготеющие к полюсам чистых конструктивных и изобразительных материалов) используются чаще других, в порядке сбалансированного чередования. Контексты «макет», «коллекция», «книга», «театр» могут быть приурочены к содержанию других культурных практик (чтению большого художественного текста, тематике познавательно-исследовательской деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже первых двух. Особое место занимает в этом ряду контекст «украшения-сувениры», он естественным образом привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.).

         Типы работы в старшей группе должны быть подобраны  по следующим направлениям: от работы по образцам (в начале учебного года) до постепенного увеличения удельного веса работы по схемам и словестным описаниям (середина года), в итоге дети должны прийти к сочетанию всех типов работы к концу года.

       Предметная среда, в которой работаю дети, должна способствовать активизации творческих и мыслительных процессов, а также стабилизировать цели ребенка. Потому необходимо предоставлять детям не только материалы для работы, но и образцы для возможной работы. Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу. Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (Стеллаж, столик, за которым могут работать двое-трое детей).

             В рамках "Творческой мастерской" наибольшей популярностью у детей пользуется «бросовый» материал, с помощью которого по выбору ребенка возможно мастерить различные вещи. Из таких материалов полезным может быть: обрезки ткани, пенопласт, картонные коробки, проволока в оплётке, СД диски, ватные палочки и прочее.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана. Нужно, чтобы у них были разнообразные образцы для копирования. Существуют многочисленные варианты таких заданий для детей, среди которых наиболее подходящие:

- воспроизведение графического образца по опорным точкам;

-  воспроизведение графического образца по клеткам;

- воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре;

-  графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой овал в птицу, барашка, человека).

Вывод: Для организации творческой мастерской педагогу необходимо составить план на год, руководствуясь программой, по которой работает образовательное учреждение. Необходимо подготовить рабочее пространство, обеспечить детям свободную самостоятельную деятельность, незаметно контролируя процесс и помогая детям в реализации творческой деятельности.

    «Творческая мастерская» - это инновационная форма организации образовательной и творческой деятельности детей в детском саду. Начинать работать в "мастерской" можно со средней группы. Использовать "мастерскую", как форму работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности. Огромный плюс работы в "мастерских" - добровольный вид работы, возможность детей самостоятельно выбирать материал. Мастерские помогают развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных компетенций воспитанников.

В «Творческой мастерской» специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Происходит коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру. Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения разнообразных техник и приемов.

       Все задания и действия педагога направлены на подключение воображения ребенка, на создание атмосферы проявления творчества. Педагог руководит процессом мягко, демократично и незаметно.

             Основные методические приемы, используемые в "мастерских" это:

-  Индукция. Данный прием олицетворяет собой проблемную ситуацию. Проблемная ситуация характеризует определенное состояние воспитанника, которое возникает при выполнении такого задания, которое требует открытия новых знаний, поиска решения. Ребенок должен отчетливо представлять себе "неизвестное". Педагог, при создании проблемной ситуации должен указать необходимость работы с данным "неизвестным", переделить круг объектов, которые помогут начать поиск открытия.

Составляя индуктор, необходимо соотнести его с чувствами, мыслями и эмоциями, которые могут быть вызваны у детей.

Широкий индуктор рассчитан на тех детей, у которых процесс обучения опирается на зрительную, слуховую и двигательную память. Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

- Самоконструкция - самостоятельная деятельность детей по созданию решения, рисунка или проекта.

- Социоконструкция является важнейшим приемом в организации мастерских, так как представляет собой групповую работу. Педагог может корректировать состав групп, разбивать задание по группам и ряд задач.

- Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

- Разрыв. Данный метод - это внутреннее осознание участником мастерской наполнения и несоответствия старого задания новому, что вызывает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником.

- Творчество. Мастерская дает детям творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание педагога - акт послушания воспитанника. Но в выполнении задания свобода творчества, дети сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания.

           Методы «Творческой мастерской» основаны на развитии самостоятельной познавательной деятельности детей, они направлены на активизацию познавательных процессов и творческих способностей детей. Педагог в «мастерской» выступает в роли наставника, помогая детям в реализации и поиске решения задания.

    Организовывая и проводя мастерскую, педагог не стремиться  передать знания. Он старается задействовать разум, мыслительную активность детей, также их творческие способности и  самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы работы с детьми подготовительной группы по познавательному развитию»

«Современные формы работы с детьми подготовительной группы по познавательному развитию»...

Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья с учетом ФГОС

Выступление на педсовете по теме :"Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья с учетом ФГОС"...

Современные формы работы с детьми по социально - коммуникативному развитию: интервью

Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально - коммуникативн...

Творческая мастерская - одна из современных форм работы с детьми в детском саду

Тврческая мастерская является одной из форм инновационного подхода к образовательной деятельности  и активно используется в учебно-воспитательном процессе дошкольников....

Отчёт «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми дошкольного возраста»

Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний...