Конспект занятия по аппликация в старшей группе «Русский самовар»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Цель: знакомство детей с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара.

Задачи: - знакомить детей с русской народной культурой, расширять общий кругозор;

- развивать художественный вкус, самостоятельность в выборе рисунка при оформлении самовара;

- воспитывать у детей интерес к историческому наследию своего народа, культуре и традициям;

Оборудование: самовар, альбомные листы формата А4, пластилин, мультимедийная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_samovar.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественному труду
в старшей группе «Русский самовар»


Цель: знакомство детей с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара.
Задачи: - знакомить детей с русской народной культурой, расширять общий кругозор; - развивать художественный вкус, самостоятельность в выборе рисунка при оформлении самовара;
- воспитывать у детей интерес к историческому наследию своего народа, культуре и традициям;
Оборудование: самовар, альбомные листы формата А4, пластилин, мультимедийная презентация
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг. Возьмем за руку своего соседа слева, скажем ему приветственное слово и подарим улыбку. Давайте первая начну я…(дети по кругу приветствуют друг друга)
Воспитатель: - Ребята, скажите, вы почувствовали, как пошло тепло по вашим ладошкам? (ответы детей)
- Это значит, что, улыбнувшись, каждый из вас подарил товарищу частичку тепла своей души.
2. Сюрпризный момент
Воспитатель: - Ребята, вы любите загадки?
- Тогда приглашаю вас пройти вместе со мной в наш мини-музей «Бабушкин сундук». Я сегодня приготовила для вас одну загадку. Ее отгадка прячется в этой яркой коробке. Слушайте внимательно мою загадку. Посмотрим, сможете ли вы ее отгадать…
Кто такой стоит пузатый?
И блестящие бока.
Торчит носик крючковатый,
В нем вода из родника
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мед,
Он как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальет
(Самовар)
3. Беседа о самоваре
Воспитатель: - Как вы думаете, что означает слово «самовар»? (Ответы детей)
- Что же может варить самовар? (ответы детей)
Воспитатель: - Самовар – это предмет народного быта. В нем кипятят воду, чтобы приготовить ароматный чай. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – чаепитие. Издавна чай был очень популярным напитком на Руси. Недаром русские считают себя едва ли не самыми большими ценителями чая во всем мире. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор (картинка слайда)
Воспитатель: - А кто же придумал самовар? (ответы детей)
И из большой любви к чаю наши талантливые предки - мастера из города Тула изобрели самовар. Первой самоварная фабрика А. Шмакова стала изготавливать самовары 225 лет назад. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала.
Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели самовар? И где? (ответы детей)
- Действительно, в настоящее время у многих дома, на даче есть самовары. Только в последние годы самовары делают в-основном электрические.
Воспитатель: - А как вы думаете, с помощью чего в старину нагревалась вода в самоваре? Ведь тогда еще не придумали электричество. (предположения детей)
- Оказывается, внутри самовара есть металлическая трубка. В нее насыпали щепочки, шишки и растапливали. Таким образом и нагревалась вода вокруг этой трубки (картинка на слайде)
4. Физкультминутка «Самовар»
Самовар похож на чайник, руки на поясе, повороты в стороны
Очень важный он начальник. поднимают плечи, руки в стороны
Вот фарфоровые чашки- приседают, руки на поясе
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, кружатся вокруг себя
Только стукни – разобьются. стучат кулачками друг об друга
Вот серебряные ложки – тянут руки над головой
Голова на тонкой ножке. наклоняют голову в стороны
Вот пластмассовый поднос, делают руками большой круг
Он посуду нам принес.
5. Рассматривание самовара
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим на наш самовар. Какой он формы? (ответы детей)
- Самовары изготавливали самой разнообразной формы. (картинка слайда) Их делали и круглыми, и цилиндрическими, и конусообразными, и даже квадратными.
- А как вы думаете, из какого материала изготавливали самовары? (предположения детей)
- В качестве материала мастера использовали медь, серебро, железо и даже фарфор.
Воспитатель: - Из каких частей состоит самовар? (ответы детей)
- Мастера украшали свои самовары искусно. Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов. Поверхность самовара тоже могли расписать красивым узором (картинка слайда)
На поверхности иногда делали надпись, например, такую пословицу: «Самовар кипит, уходить не велит»
- Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? (предположения детей)
6. Дидактическая игра «Собери самовар»
Дети делятся на три команды. Каждая команда собирает свою картинку самовара из небольших частей.
7. Беседа о самоваре (продолжение)
Воспитатель: - Долгое время самовары оставались вещью дорогой. Ставили их в гостиной на специальный красиво украшенный самоварный столик. Наши предки относились к самовару бережно, передавали его по наследству от родителей к детям. В богатых семьях было по два самовара: один повседневный, другой – праздничный. Гостей угощали чаем только из праздничного самовара. (картинка слайда)
Воспитатель: - Ребята, сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Но для начала выполним пальчиковую гимнастику. (картинка слайда)
8. Пальчиковая гимнастика (на основе потешки)
Кот на печку пошел,
Горшек каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь, горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
9. Изготовление узора для самовара (пластилинография)
Воспитатель: - Теперь можем приступить к украшению самоваров. У вас на столе лежат заготовки в виде самоваров, разноцветный пластилин. Из пластилина будем катать известные вам формы – тонкие жгутики, шарики и превращать в узор на самоварах. В помощь предлагаю вам различные схемы узоров. Может быть, каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственным и неповторимым.
Дети самостоятельно выполняют работу, придумывают свой узор
10. Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, на ваши работы.
- Как красиво у вас получилось!
- Вы запомнили, с каким предметом народного быта вы сегодня познакомились?
- А кто из вас запомнил, где производят самые известные самовары?
- Скажите, вам понравилось работать в мастерской самоваров?
- Испытывали ли вы трудности в работе?
- Подойдем к нашему мини-музею и сделаем выставку расписных самоваров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Русский кокошник"

Чтобы погрузить детей в необычную атмосферу занятия, придать ему сказочность, на занятии используется прием встречи со сказочным героем. Им оказывается лягушка - заколдованная Кощеем Василиса Премудра...

Конспект занятия по аппликации в средней группе "Русская народная игрушка. Матрешка"

Конспект НОД по аппликации в средней группе Тема «Русская народная игрушка - Матрешка»Цель: - познакомить детей с русскими народными игрушками -  создать интерес к народной ...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Русские костюмы: сарафан, рубаха»

Цель: формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей в соответствии с возрастом. Задачи:Образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украс...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Русская матрешка»

Конспект занятия по аппликации                       в средней группе...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Женский русский народный костюм"

Знакомство  детей с особенностями женского русского национального костюма. Ребята знакомятся с орнаментом в костюмах и предметах быта русского народа....