Конспект занятия по аппликации в средней группе «Русские костюмы: сарафан, рубаха»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Ячменева Наталья Александровна

Цель: формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей в соответствии с возрастом.

 Задачи:

Образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан(рубаху) узором, используя геометрические фигуры, полученные путём разрезания; продолжать учить детей работать последовательно, располагать детали на определённом расстоянии друг от друга; побуждать детей к самостоятельному выбору и применению элементов для украшения одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aplikatsiya_plate._rubaha.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Русские костюмы: сарафан, рубаха»

Цель: формирование самостоятельности в продуктивной деятельности у детей в соответствии с возрастом.

 Задачи:

Образовательные: создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить сарафан(рубаху) узором, используя геометрические фигуры, полученные путём разрезания; продолжать учить детей работать последовательно, располагать детали на определённом расстоянии друг от друга; побуждать детей к самостоятельному выбору и применению элементов для украшения одежды.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, внимание, память, глазомер, усидчивость, творческую активность.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседа о русском национальном костюме, дидактические игры на развитие чувства и формы.

 Методы и приёмы: создание проблемной ситуации; вопросы активизирующие и познавательные; напоминания, совет, указания; индивидуальная поддержка; поощрение; положительная оценка результата детской деятельности.

 Материал: плоскостные силуэты сарафана и рубахи, полоски разной длины, квадраты разных цветов, ножницы, клей, кисти, салфетки, клеёнки, Игрушки в национальных костюмах, иллюстрации национальных костюмов.

Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришли куклы- Марьюшка и Иванушка. А пришли они к нам из русских сказок. Красивые, правда?

Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, во что они одеты? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на их наряд. Это русский народный костюм. Дети и взрослые, женщины и мужчины носили рубаху. Мужская рубаха называлась косоворотка. Как вы думаете, что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.) А женщины носили белую рубашку с длинными рукавами, украшенными красивой вышивкой. По-другому она еще называется сорочка (Дети повторяют новое слово). Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами. Посмотрите, какие части одежды украшались: ворот, рукава, подол, разрезы, оплечье, горловина.

Воспитатель: А теперь, послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Старина и современность». Я называю предмет одежды, которую носили давно, а вы мне называете похожую, но современную, которую носят сейчас: мужская рубаха – рубашка; женская рубаха – блузка; порты – штаны, брюки; понёва – юбка; душегрея – жилетка; занавеска – фартук. (Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети бросают его обратно вместе с ответным словом.)

Воспитатель: Дети, скажите, а для чего нужна одежда человеку? (Для того, чтобы грела, защищала, украшала человека). Оказывается, не только для того, чтобы прикрыть тело, украсить, согреть, но и уберечь от болезней, неприятностей, бед. В старину поклонялись люди природе-матушке. А что больше всего почитали, любили, отгадаете загадку и вспомните «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (Солнце). Как ласково можно сказать про солнце? (Солнышко). Солнышко греет нас своими лучиками, и мы разомнём свои пальчики-лучики.

Пальчиковая гимнастика «Лучики»

Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)

Пошли пальчики с утра (Пошевелить пальчиками)

Ушли к тёте Розе (Похлопать в ладоши)

На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»

каждым пальчиком правой руки)

Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)

Солнышко ладошку (Погладить ладошку)

Погладили немножко

Пальчики подняли –

Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

Воспитатель: Давайте нашим героям сделаем новые наряды? Тогда проходите на стулья, садитесь поудобнее. (Дети садятся за столы). На ваших столах есть всё необходимое для работы – это ножницы, клей, заготовки из цветной бумаги, сарафаны из бумаги для девочек и рубахи для мальчиков. Мы их будем украшать. Кто догадался, как вы будете украшать сарафан матрёшек?

Дети: Геометрическими фигурами.

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, какими элементами можно украсить одежду?

 Дети: Треугольниками, кругами, полосками, квадратами.

Воспитатель: Сегодня вы должны сами решить, как будете украшать сарафаны: треугольниками, квадратами, кругами, а может полосками. Вы готовы? (Ответы детей). (Перед началом работы воспитатель напоминает способы разрезания квадрата на треугольники, получение квадратов из полосы цветной бумаги, кругов из квадратовВо время детской деятельности осуществляется поддержка индивидуальности ребёнка).

Заключительная часть.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают получившиеся работы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите наши Марьюшка и Иванушка улыбаются, они рады новым нарядам. Что в работе вам показалось самым трудным? Что вам понравилось выполнять больше всего? За что бы вы себя похвалили? А мне понравилось то, что все сарафаны и рубахи разные, не похожие друг на друга. Каждая работа по-своему красивая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Русский кокошник"

Чтобы погрузить детей в необычную атмосферу занятия, придать ему сказочность, на занятии используется прием встречи со сказочным героем. Им оказывается лягушка - заколдованная Кощеем Василиса Премудра...

Конспект занятия по аппликации в средней группе (объемная аппликация) Подготовила воспитатель МБДОУ д/c №3 г. Лебедянь Патутина Анна Алексеевна

Тема: « Одуванчик». Программные задачи: продолжать учить детей действовать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, делать надрезы по кругу, резать полоску по узкой стороне. Учить...

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием нетрадиционных техник (обрывная аппликация) на тему: «Пейзаж "Весна"».

Конспект занятия по аппликации в средней группе с использованиемнетрадиционных техник (обрывная аппликация) на тему: «Пейзаж "Весна"».Цель: Продолжать освоение нетрадиционно...

Конспект занятия по аппликации в средней группе "Русская народная игрушка. Матрешка"

Конспект НОД по аппликации в средней группе Тема «Русская народная игрушка - Матрешка»Цель: - познакомить детей с русскими народными игрушками -  создать интерес к народной ...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Русская матрешка»

Конспект занятия по аппликации                       в средней группе...

Конспект занятия по аппликации в средней группе "Русская матрёшка"

Конспект по аппликации в средней группеТема: «Русская матрёшка».Программное содержание:1.Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у де...