Мастер класс для педагогов по теме "Выращивание кристаллов" (Жар - птица"). 2019г.
материал по аппликации, лепке

Алабергенова Лариса Мигнулловна

Экспериментальна деятельность. Мастер-класс для педагогов ДОУ №34. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Мастер класс с педагогами по экспериментальной деятельности

Алабергенова Лариса Мигнулловна

УВАЖАЕМЫЕ Коллеги! Приглашаем вас в мини лабораторию!

Сделайте глубокий вдох. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий выдох. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь улыбнитесь. Пусть она будет знаком, доброжелательного отношения друг к другу.

Сегодня мы хотим  предложить вам, провести опыт с химическим реактивом, и вырастить кристаллы. Хотим вам напомнить о технике безопасности, и использовать средство защиты. ЗАПРЕЩАЕТСЯ есть и пить во время проведения экспериментов, ОБЯЗАТЕЛЬНО надо мыть руки после работы с химическими веществами. Выращивание кристаллов это необычное и увлекательное занятие. Наверняка оно не оставит вас равнодушными. Но вам понадобится терпение ведь кристаллы  растут медленно. Приступаем к выполнению,  а  наш результат мы увидим в конце нашего мероприятия!

Удачи вам!

Пока растут кристаллы немного истории.

С незапамятных времен тянется история драгоценных камней. Человека издавна привлекает их изумительное  совершенство. Они поражают воображение  чёткостью геометрических форм, цветом, блеском. 

eb3b1e1191123

          Аквамарин                           Алмаз                             Изумруд                            Сапфир

21_image_2almandine1topazamethyst

       

Аметист                                Рубин                              Гранат                               Топаз

   

Находки драгоценных камней на стоянках первобытных людей датируется  XII тысячелетием до нашей эры. Наши предки видели в них творение ангелов или подземных духов. Самоцветам удивительной красоты приписывались чудодейственные и мистические  свойства. Алмазы всегда были одними из самых популярных драгоценных камней, будоражащих воображение историями и легендами. Некоторые виды кристаллов являются удивительными и уникальными экземплярами. Таков и алмаз «Кохинор». Рассказы о нем окутаны тайнами и трагичны. Камень «Кохинор» много раз менял своих владельцев, поэтому каждая история о нем своеобразна.

Согласно древнеиндийской легенде этот алмаз был найден сыновьями Ала-ад-дина индийского раджи из династии государства Мальва. После смерти раджи, его сыновья решили разделить владения, для этого они отправились в путешествие. В горах их застал ливень, они решили укрыться от непогоды в одной из пещер. Войдя внутрь, они увидели огромный алмаз. Братья не могли решить, кому он должен принадлежать. Они стали молиться богам. Бог-разрушитель Шива, услышал молитву одного из них, пустил в алмаз молнию раскол его на три части.  Каждому досталось по осколку.

После того, как братья взошли на престол, в стране начались несчастья. Голод и эпидемии уносили десятки тысяч жизней. Чтобы вызвать благорасположение Шивы, один осколок алмаза был продан шаху Персии. На полученные деньги построили храм, у входа в который поставили мраморное изваяние Шивы высотой в три человеческих роста. Но несчастья продолжались. И тогда каменотесам приказали оставшиеся осколки алмаза вставить в глазницы изваянию. После этого все бедствия прекратились.  Одним из этих осколков был алмаз «Кохинор».

Многие века «Кохинор» был родовой  ценностью индийских раджей. Но в 1526 году бесценный камень оказался в руках завоевателей Азии – великих Монголов, и с тех пор стал камнем раздора. Череда убийств и прочих бед преследовала его владельцев. Считалось, что драгоценный камень принесет удачу только тому, кто получит его из рук хозяина и только  по доброй воле.

В 1739 году персидский шах Надир узнал, что тогдашний владелец алмаза Великий монгол Мохаммед постоянно носит камень в своем тюрбане. Однажды в разгар прощальных торжеств Надир-шах предложил Мохаммед-шаху в знак вечной дружбы обменяться тюрбанами. Мохаммед-шах не мог отвергнуть это предложение, своими корнями уходившее в древние традиции. И ему ничего не оставалось, как согласиться. Надир-шах стал обладателем желанной драгоценности по доброй воле хозяина. Когда, размотав тюрбан, новый владелец увидел лучезарное сияние алмаза, он воскликнул: «Кохинор!» («Гора света»). Так алмаз получил свое название.

 Корона с алмазом «Кохинор»,  последней обладательницей которой стала королева Елизавета II,  хранится в Лондоне, в сокровищнице, он попал туда в 1848 году как военный трофей. Стоит отметить, что именно с момента передачи Кохинора в женские руки прервался кровавый след. Считается, что королева Виктория раскрыла тайну этого мистического камня (по крайней мере, одну из них). В своем завещании она указала, что алмаз Кохинор должен наследоваться по женской линии, королям он будет приносить несчастье.

         

                          Абрарова Людмила Сергеевна

Думаю, само слово «кристалл» у многих ассоциируется, с чем-то  удивительным и прекрасным. Большинство людей считают, что кристаллы, это красивые минералы или драгоценные камни, что никогда не встречались с кристаллами в жизни.

Слово «кристалл» звучит почти одинаково во всех европейских языках. А произошло оно  от греческого «kristallos» -  «прозрачный лед».

Много веков назад, древние натуралисты, находя среди вечных снегов в Альпах, на территории со Швеции, красивые совершенно бесцветные кристаллы горного хрусталя, очень напоминающие чистый лёд, так их и называли «kristallos». Пологая, что это особый вид льда, который, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, настолько окаменел, что потерял способность таять.

В начале главной особенностью кристаллов считали  их прозрачность и «кристаллами» называли  все прозрачные природные твердые тела.

Но к сожалению, кристаллы большинства веществ без трещин, загрязнений и других дефектов в природе  встречаются редко. Это привело к тому, что люди  на протяжении тысячелетий кристаллы называют драгоценными камнями.

Было подмечено, что кристаллы горного хрусталя и многих других прозрачных минералов имеют гладкие, плоские грани которые расположены симметрично.

Позже установили, что некоторые непрозрачные минералы также имеют правильную природную форму.

В итоге, кристаллами стали называть все твердые вещества, имеющие природную плоскую огранку.

Оказалось, многие из самых обычных веществ вокруг нас, представляют из себя кристаллы. Мы встречаемся с ними повсюду и даже не подозреваем об этом.

На улице - если взять маленькую песчинку и мысленно увеличить её до размеров спичечного коробка (и она не будет  содержать примесей) то такая диковинная сосулька будет кристаллом горного хрусталя.

Кристаллы хрустят у нас под ногами  почти полгода покрывая огромные пространства земли  - снег.

А любимое многими развлечение кататься на коньках, лед это тоже кристалл!

На кухне -  едим кристаллы, например, соль или сахар.

Мы живем в домах из кристаллов – панели многих многоэтажек сделаны из бетона (искусственного камня) в состав которого входит щебень из кристаллического сланца.

Лечимся кристаллами – лучи от кварцевой лампы используются в медицине для дезинфекции (кварцевыми они называются потому, что сделаны не из обыкновенного стекла, а из кварца).

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ

Искусственные драгоценные кристаллы пробовали выращивать еще в XVI веке, но научились этому только в середине XX столетия. В 1955 году была разработана аппаратура, создающая огромное давление в сотни тысяч атмосфер при температурах 1200 – 1500оС. Первый искусственный алмаз был получен в нашей стране.

Мы узнали, что в есть предприятие ООО «БЗС «Монокристалл» занимающееся выращиванием искусственных корундов. Использующихся для изготовления часовых стёкол, которые экспортируются в Швейцарию, Японию. На этом предприятии, так же изготавливаются обтекатели для самолётов. Корунды и сапфиры здесь выращивают при очень высоких температурах около 2500 С0 в специальных устройствах. Размеры выращиваемых здесь кристаллов от 45 до 60кг. Растет такой кристалл примерно 8 суток.

В «домашней лаборатории» конечно таких температур и  давления достичь нельзя, но способы вырастить кристаллы дома есть. Можно выращивать кристаллы различных веществ из водных растворов. Для этого важно научиться готовить насыщенный водный раствор вещества, из которого будет расти кристалл.

Нужно взять стакан горячей воды и всыпать в него вещество, которое будет использоваться для выращивания кристаллов. В стакан с горячей водой нужно всыпать столько вещества, сколько сможет раствориться, при этом необходимо помешивать воду, тогда оно будет растворяться быстрее. Когда  вещество совсем перестанет растворяться и начнет оседать на дно, слить образовавшийся раствор в другой стакан так, чтобы на дно стакана с раствором не попало ни одной крупинки вещества. Для этого надо профильтровать раствор через фильтровальную бумагу или через чистую тряпочку, сложенную в несколько слоев. Раствор для выращивания кристаллов готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов. Птица. Сова (рисование в технике - графика)

Одной из самых простейших техник в живописи является - графика. Однако, не все взрослые люди владеют этим навыком. Для того, чтобы помочь им овладеть настолько, чтобы создавать интересные живописные р...

Мастер-класс для педагогов по составлению рассказа. Уровень ДОУ 2019г.

Старший воспитатель, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов ДОУ по составлению рассказа и продемонстировала конкретные методические приёмы, методы и тенохнологии, отражающие ...

Мастер -класс для педагогов ДОУ "Логоритмика" 2019г.

В рамках семинара-практикума "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" воспитатель нашего детского сада, Шишова Юлия Анатольевна, предста...

Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.

15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...

Мастер-класс для педагогов по сказкотерапии «Цветок мечты».(16 мая 2019г.)

Мастер-класс  для педагогов по сказкотерапии «Цветок мечты».(16 мая 2019г.)...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Выращиваем соляные кристаллы"

STEM-образования в ДОУ. Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"...