Мастер-класс для педагогов ДОУ "Выращиваем соляные кристаллы"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Андреева Людмила Александровна

STEM-образования в ДОУ. Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный модуль

 «Экспериментирование с живой и неживой природой»

                      Воспитатель: Андреева Л.А.                                     

 Мастер-класс   для педагогов ДОУ

 «Экспериментирование с живой и неживой природой»

        Цель: повышение мотивации педагогов на применение STEM-образования

Задачи:

1. Осознать  STEM-образование, как инновационный продукт, направленный на развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

2. Демонстрировать развитие исследовательских навыков дошкольников через моделирования учебных ситуаций по образовательному модулю «Экспериментирование с живой и неживой природой».

3. Создать условия для активного взаимодействия всех участников методического моста.

        1. Вводная часть: Актуализация, введение в тему.

        Автор данного модуля Ольга Александровна Зыкова  (научный сотрудник «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», педагог дополнительного образования ГОУ «Детский сад №2434 г. Москвы).

Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастным особенностям  их мышления – наглядно-образного и наглядно-действенного. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами и явлениями,  а также со средой,  в которой они находятся.

Условия, необходимые для экспериментирования:

  1. Помогать детям находить ответы на их вопросы самостоятельно, не давая готовых ответов. Задавать наводящие вопросы.
  2. Проявлять искренний интерес к той деятельности, которой предлагаем заняться.
  3. Не сдерживать инициативы детей, предоставлять самим делать доступные для них действия, оказывать лишь необходимую помощь.
  4. Вести календарь наблюдений длительных экспериментов.
  5. В заключение эксперимента подвести детей к выводу «О чём свидетельствует результат опыта, что это значит….?» Это поможет развивать способность анализировать, делать выводы, обобщать.

        Внимательное отношение к детям поможет выбрать именно те занятия, которые будут отвечать их актуальным потребностям.

2. Моделирование учебной ситуации (экспериментирование) по  теме: «Выращиваем  соляные кристаллы»»

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием кристалл и их образование;
  2. Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
  3.  Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
  4. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
  5. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  6. Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).            

Материал и оборудование: Пробирки (стеклянный сосуд),  вода горячая, соль; лупы по количеству детей; ложки для каждого ребёнка, нитка, скрепка, иллюстрации;

Опыты с солью: Предлагаю провести опыты для выяснения свойств воды и соли.

 Посмотрите, перед вами стоят баночки с солью.

  1. Рассмотрим через увеличительное стекло (На что похожа соль?)
  2. А если в баночку с солью налить немного воды. (Куда она делась?)
  3. А если налить много воды. ( Что теперь? )

Вывод. Мы определили, что соль это…..(кристаллы) и вода их …. (растворяет)? Как думаете, изменились вкусовые качества воды? Она стала соленой!

Благодаря свойству воды растворять в себе соль можно провести очень интересный эксперимент – вырастить соляные кристаллы. А вы знаете, кристаллы растут в природных соляных пещерах (ФОТО НА КОПЬЮТЕРЕ)                                                           Предлагаю, сейчас самим вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится: вода; стеклянный сосуд; соль; нитка; скрепка.

!!!!! Вода горячая!!!

 Для эксперимента я воду согрела до горячего состояния. Кто догадается почему? В горячей воде соли растворяется больше, чем в холодной. В ней мы будем растворять соль. Соль необходимо добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться. (Почему соль в определённый момент перестаёт растворяться?)

 Получился насыщенный соляной раствор. Необходимо дать ему остыть.

Готовим приспособление: металлическую скрепку привяжем к пушистой шерстяной нитке, а другим концом обмотаем посередине обычный карандаш или палочку

Раствор слегка остыл: перельём его в пробирку, опустим в неё скрепку на нитке (карандаш кладётся горизонтально на пробирку) и оставим в тихое место, трогать и шевелить его нельзя. Придётся набраться терпения и подождать 1-2 недели. Соль медленно начнёт вновь затвердевать на нашей скрепке и нитке

Поставим пробирку на видное место, чтобы можно было наблюдать, и не будем беспокоить. Для  наблюдений заведём дневник, и будем в нём делать зарисовки нашего кристалла соли.

Какой вывод?  Что мы узнали о свойствах соли и воды? Вода растворяет кристаллы соли. В горячей воде растворяется больше соли, чем в холодной. Когда вода остывает, соль начинает вновь кристаллизоваться.

3. Рефлексия

Прием «Кубик рефлексии». Педагогам предлагается ответить на вопросы куба. Например, «Открыли ли вы что-то новое для себя?», «Считаете ли вы полезным мастер-класс?» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер класс для родителей и детей. «Соляная живопись»

Цель .Познакомить  участников мастер-класса с нетрадиционным методом  рисования- солью для художественно-эстетического развития детей.Вызвать  интерес к рисованию через использование не...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...