Тема: «Фронтовое письмо - треугольник»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленска
подготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревна
тема: "Фронтовое письмо- треугольник"
старшая группа "Ягодки 3"
Смоленск , 2024 год.
Цели: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны , формировать представления о письмах - треугольниках военных лет;
Задачи: Учить детей складыванию оригами «фронтового письма», развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за их героические подвиги.
Оборудование: бумага, письма-треугольники, картины, фотографии, схема складывания фронтового треугольника.
Ход занятия.
Оргмомент.
Воспитатель:-
«Треугольничек» заветный ждали с фронта каждый день
В сотый раз такой листочек перечитывать не лень,
Эти желтые странички – нам из прошлого привет,
Чтобы помнили потомки через много-много лет.
Основная часть.
Воспитатель: Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали домой письма. А знаете, какие письма приходили с войны?
Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. В военные годы конвертов не было. Написав письмо, листочек особым образом складывали в треугольник. Письмо - треугольник - это письмо и конверт одновременно. Марки на такие письма не наклеивали, на одной стороне листа писали адрес. Вместо обратного адреса указывали № полевой почты.
Воспитатель:- Солдаты писали письма в перерывах между боями, притулившись где-нибудь в уголке. положив на колено что-нибудь. на чем можно было писать. иногда закончить письмо не удавалось- звучал сигнал атаки. начинался бой. И тогда солдат, свернув бумагу треугольником (показываю как делался конверт, передавал письмо почтальону). Доставкой писем занимались военные полевые почтальоны.
Воспитатель:- Помните, дети, мы с вами когда-то читали произведение С. Маршака «Почта»? Помните, как в нем описан почтальон?
С толстой сумкой на ремне.
с цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Воспитатель: Красиво, правда? Но не так были одеты фронтовые почтальоны! Они носили военную форму и сапоги и не только отправляли домой солдатские письма и вручали им те, что приходили из дома. Если нужно было, они брали в руки оружие и воевали вместе с солдатами. А почта тогда называлась полевой, потому, что не было у неё постоянного адреса. Она и отступала, и наступала вместе с солдатами. На каждом солдатском конверте стоял штемпель: « Полевая почта». Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это была весточка от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.
От бойцов не отставая,
Шаг за шагом, день за днем
Едет почта полевая,
Пробираясь под огнем.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах с фронта?
Воспитатель:-В письмах с той, теперь уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях с кем вместе приходилось воевать о ранениях, которые солдаты, чтобы не беспокоить своих родных, всегда называли легкими. Чаще всего своим близким солдаты, как заклинание, писали такие или примерно такие строчки:
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Воспитатель:- Писем с фронта с нетерпением ждали матери, жены, дети солдат. Письма эти были светом в окошке для родных. Маленькие солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу. Иллюстрация картины А.И.Лактионов «Письмо с фронта».
Воспитатель: И вот, наконец настал день, когда солдаты написали о Победе. Это был день 9 мая 1945 года.
Воспитатель: Закончилась война. но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовые ящики треугольники с пометкой «Солдатское». Эти письма хранили сначала матери и жены солдат, потом дети. Они были не только памятью страшной войны. Они стали предупреждением всем нам:- Человек не должен воевать, не должен уничтожать всё живое на земле. Надо научиться жить мирно.
Воспитатель: Сегодня, в канун Дня Победы, придите домой и спросите своих родных может быть, в вашей семье до сих пор хранятся письма со штемпелем полевой почты. Попросите прочесть их вам, возьмите письма в руки и вспомните о том, о чём мы говорили: человек не должен воевать. Он должен растить детей, сеять хлеб, создавать умные машины и ценить жизнь. В этом, а не в войнах смысл жизни Человека на земле.
Физминутка.
Продуктивная деятельность «Фронтовой треугольник»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать «солдатский треугольник»?
Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.
Воспитатель: А теперь попробуем сами сложить письмо-треугольник. Схема складывания фронтового письма- обратите внимание на доску-это схема складывания письма.
Индивидуальная помощь.
Заключительная часть.
Воспитатель:- Вам понравилось занятие?
-Как называется письмо?
- Что научились мы делать ?
-Что интересного и нового вы сегодня узнали?
-Что для вас было трудным при изготовлении письма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фронтовое письмо - треугольник» проект.
Образовательный, информационно-практико-ориентированный проект посвященные 70 летию Победы в Великой Отечественной Войне....
Презентация " Фронтовые письма- треугольники"
Фронтовые письма – треугольники»Цель:развитие у дошкольников гражданской позиции,развитие патриотических чувств, любви к Родинеразвитие чувства благодарности за свое мирное детство перед в...
Конспект нод с элементами конструирования "Фронтовые письма - треугольники"
Мероприятие которое помогает фомировать чувство патриотизма, а также культурно исторические знания о Великой Отечественной Войне....
Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"
Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"...
Конспект открытого интегрированного занятия «Фронтовые письма-треугольники» в старшей группе. Посвященный Дню Победы.
развивать у дошкольников патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников в ВОВ, связанное со знаменательной датой 70-летия Победы...
Тема: "Фронтовые письма-треугольники" (Оригами)
Цели: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны , формировать представления о письмах-треугольниках военных лет;Задачи: Учить дете...
НОД на тему "Фронтовое письмо-треугольник"
Выбрала эту тему, так как считаю, что она актуальна сейчас в связи с празднованием Дня Победы уже 78й год, также в связи с событиями в современном мире на территории Украины. И считаю, уже наступил мо...