конспект ОД по нетрадиционной аппликации "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Предварительная работа:

- познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве;

- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов;

- рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись

силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми;

- разучивание песни «Расписная ложка»;

- чтение художественной литературы по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Чудо-хохлома».

Цель: украшение посуды растительным орнаментом по мотивам хохломской росписи; развитие умения создавать узор по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды;

- продолжать учить рисовать завитки, травку, прожилки графическим материалом (фломастером);

- расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи;

- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи.

Развивающие:

- развивать творческие способности, фантазию при украшении посуды

- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их при украшении шаблона;

- развивать умения составлять композицию.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать в детях интерес к декоративно- прикладному искусству через художественную деятельность;

-формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения;

- воспитывать познавательный интерес к народному искусству.

Активизация словаряхохлома, роспись, травка, усики.

Словарная работа: завиток, осочки, черпачок, трилистник.

Материалы и оборудование: различные предметы, расписанные хохломской росписью; заготовки; клей; ножницы; тряпочки; клеёнки; фломастеры; магнитофон.

Методические приемы:

Словесные: вопросы к детям, художественное слово, поощрение, напоминание

Наглядные: рассматривание деревянных изделий, расписанные хохломской росписью; образец посуды, выполненный аппликативным способом; показ приёмов вырезывания элементов

Практические: помощь детям, испытывающим затруднения при вырезывании; хороводная игра          «На горе- то калина…», пальчиковая игра, дидактическая игра «Есть ли это в хохломе, исполнение песни и игра на ложках «Расписная ложка».

Форма организации учебного процессагрупповая

Виды детской деятельности: продуктивная

Индивидуальная работа: с Лейлой, Сашей- напомнить, что шаблон нужно прикладывать к линии сгиба; создать ситуацию успеха у Лили.

Предварительная работа:

- познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве;

- рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов;

- рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись

силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми;

- разучивание песни «Расписная ложка»;

- чтение художественной литературы по теме.

Ход занятия:

  1. Основная часть.

Приветствие

Посмотрите вы на нас!     (Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!    (Руки к себе, большой палец - вверх)

Дружные и смелые,    (Обнялись, руки на плечи соседа)

А ещё - умелые! Можем многое мы делать,    (Шагаем на месте)

Клеить, резать, шить, плести,    (Движения по тексту)

Хорошо себя вести!    (Обняли себя за плечи)

Посмотрите вы на нас!     (Руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс!    (Руки к себе, большой палец - вверх)

Музыка «»

Играет музыка «Ярмарка-ярмарка»

Педагог. Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями.

На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар . Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая.

Глеб. Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Посуда для щей и каши,

Не бьется, не ломается

И порче не подвергается!

Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду).

Педагог.  Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?

- Из чего мастера делают свою посуду?

Педагог: какие цвета используют художники в хохломской росписи

Дети: красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.

Педагог. Вспомните и скажите, какие элементы росписи рисуют мастера на хохломских изделиях?

Дети: ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки (названные элементы показывают на пособии, расположенном на доске).

Педагог: Молодцы! Вы правильно назвали и показали все знакомые нам элементы!

Педагог. Ребята я вам предлагаю сесть поудобнее   и узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте

Презентация «Чудо- хохлома»

В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!

Педагог. А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, я вас приглашаю покататься на карусели.

Физкультминутка «Карусель- музыкальная».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те.

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(все кланяются друг другу).

Педагог.  Продолжаем дальше рассматривать товары. А вот какая то посуда ,        но она совсем не красивая, черная. Наверно мастера их забыли расписать, или не успели. Кто же их купит такие на ярмарке?

Педагог. - Ребята, может мы можем что-то сделать?

Педагог: -А как мы можем украсить посуду? (красками, карандашами, цветной бумагой, пластилином)

Педагог: -предлагаю вам выбрать любой предмет и стать художниками - мастерами, чтобы расписать посуду хохломским узором. Но расписывать сегодня будем цветными салфетками известным вам способом торцевания. А потом мы отправим наши работы  на ярмарку.

Педагог: Возьмем простой карандаш и нарисуем на своем изделии хохломской орнамент.

Затем возьмём нарезанные заранее квадратики из цветных салфеток. Большим и указательным пальцами плотно обхватим квадратик салфетки нужного цвета вокруг торца карандаша и прокрутим пальцами несколько раз.

Наносим клей не небольшие участки эскиза посуды

Приклеиваем "торцовку", плотно прижав её к эскизу, Каждую следующую «торцовочку» приклеивайте рядом с предыдущей. Прежде чем приступить к работе разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои.

Их, как хочешь, поверни: («шарики»)

И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак. (потирание ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибать пальчики поочередно)

Не сидится им опять (встряхивание кистями рук).

Постучали, повертели, («молоточек», «шарики»)

Заниматься захотели.

Воспитатель: приступаем к выполнению работы.

Рефлексия деятельности

А теперь покажите ваше творчество друг другу.

Какую работу мы выполняли сегодня на занятии?

Какой способ аппликации мы использовали?

Из каких материалов выполнено ваше изделие?

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Посмотрите на работы друг друга и оцените их.

Какая красота у вас получилась! Вы просто молодцы, все очень хорошо потрудились.

Представлено на неделю

                                                                              открытых просмотров

                                                                               в рамках педсовета №4

                                                         март 2024

Конспект ООД по нетрадиционной аппликации

«Чудо-хохлома»

                                                                                  Подготовила и провела

                                                                             Воспитатель: Прилуцкая Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"

Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росп...

Конспект НОД по ИЗО «Золотая хохлома» в подготовительной группе

Цель: Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; к художественному творчеству в декоративном рисовании. Задачи: - Развивать умение активно и творчески применять ран...

Конспект занятия по теме: «Золотая Хохлома»

Знакомство детей с народными промыслами России. Хохломская роспись по дереву.История возникновения, виды изделий, технология  изготовления изделий, цветовая гамма, элементы росписи....

Конспект НОД по рисованию Золотая хохлома

для детей старшего возраста...

Конспект занятия по лепке Золотая хохлома"

Ознакомление детей с народным творчеством. Развитие мелкой моторики. Воспитывать интерес к лепке....

Конспект занятия по аппликации «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....

Конспект НОД по рисованию "Золотая хохлома"

Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, воспитание эстетического отношения к предметам быта, к русской национальной культуре через знакомство с народным искусством....