Конспект занятия по лепке Золотая хохлома"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

кисельникова надежда николаевна

Ознакомление детей с народным творчеством. Развитие мелкой моторики. Воспитывать интерес к лепке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_hohloma_lepka.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе 

«Золотая хохлома»

Цель: продолжать знакомить детей со старинным промыслом «золотой хохломой».

Задачи:

Знакомство с русской деревянной посудой: с посудой хохломских мастеров.

Познакомить детей со способами лепки солонки и чаши (собирания изделия из отдельных частей.

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

Развитие фантазии и воображения мелкой моторики.

Воспитание аккуратности, умение убирать за собой рабочее место.

Ход занятия:

Воспитатель: – здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся друг с другом.

«Утро начинается, на занятие ребятки собираются. Будем вместе мы играть много нового узнавать»

Основная часть

Воспитатель – Ребята, посмотрите на доску. Какие картинки на доске?

Дети

– На доске картинки чашки; разделочной доски; тарелки, чайника, деревянной чаши, чугунок.

Воспитатель- А как, одним словом, называются все эти предметы?

Дети – Одним словом называются предметы – посуда.

Воспитатель – Правильно, молодцы.

Воспитатель – Скажите, пожалуйста, а из каких материалов сделаны эти предметы?

Дети – Чашки, тарелки и чайник из фарфора, разделочная доска и чаша из дерева; чугунок из металла – чугуна.

Воспитатель- Как можно назвать посуду из чугуна?

Дети – чугунная.

Воспитатель- Как можно назвать посуду из фарфора?

Дети – фарфоровая.

Воспитатель- Как можно назвать посуду из дерева?

Дети – Деревянная.

Воспитатель - Да, вы правы. А знаете ли вы как появилась посуда (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Просмотр презентации «Посуда»

Она появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, листья, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачерпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.

Итак, появилась посуда деревянная (ДЕРЕВО, глиняная (ГЛИНА) – керамическая (керамика) и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.

Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Этот промысел зародился в Нижегородской области. В окрестностях Нижнего Новгорода находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской. А иногда называют «золотая хохлома». Как вы думаете, почему?

Дети – Посуда яркая, много золотой краски, золотых узоров.

Воспитатель – Да, ребята, правильно. Посуда такая красивая, что её даже дарили ее важным гостям и иностранным послам.

Воспитатель – Сегодня мы с вами будем мастерами по изготовлению посуды. Нам поступил заказ необычной посуды – хохломской.

Вы можете выбрать, какую посуду вы будете изготавливать солонку с крышкой или ковш, тарелочки, чашки или ложки.

Тарелки и чашки вы уже сможете слепить, а вот ковш и солонка –  это более сложные изделия, поэтому мы остановимся на них изготовлении более подробно.

Начало у этих изделий одинаковое. Нужно разделить брусок пластилина пополам. Первую часть скатаем в шарик. Из него мы сделаем саму чашу или солонку. Затем нужно указательным пальцем продавить углубление. Шар лучше прикрепить на дощечку, чтобы у него было прямое дно. Большим и указательным пальцем выравниваем края чаши. Осторожно, слегка сдавливая, поворачиваем ее и вытягиваем вверх и в стороны, расширяя внутренний объем. Важно не давить слишком сильно, чтобы стенки были не тонкими, а прочными. Ведь к ним нужно будет крепить детали.

Теперь, если вы делаете крышку, то нужно отщипнуть маленький кусочек пластилина от оставшегося бруска (для ручки) и скатать маленькую колбаску. Оставшийся кусочек скатываем в шарик и расплющиваем между ладошками. Затем примеряем к нашей солонке и, если нужно расплющиваем указательным и большим пальцем края крышки.

Если вы делаете ковш, то нужно разделить оставшийся пластилин на 2 части пополам. Первую часть скатываем в колбаску, прикрепляем к чаше и пальчиком-утюжком примазываем, чтобы закрепить. С противоположного кончика формируем остренький клюв способом прищипывания делаем гребешок. Далее, последний кусок пластилина скатываем в шар. Расплющиваем шар и часть (а можно и всю) прищипываем по краю. Получается, как будто цветок. Это хвост. Далее, присоединяем хвост сзади и примазываем место шва, чтобы он хорошо прикрепился.

Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Творческая деятельность.

Воспитатель- А теперь расскажите дети, что и как вы будете лепить?

Дети по желанию говорят, что будут лепить.

Можно включить лёгкую фоновую музыку.

Дети выполняют работу.

Воспитатель- Молодцы, ребята. Какая красивая посуда у нас получилась, прямо как у настоящих мастеров. Я думаю заказчики останутся довольны нашей посудой.

Воспитатель- подводит итоги занятия. Посуду выставляют на салфетки.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы. С работой все справились, изделия получились изумительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке. Тема «Ложка» (хохлома).

Познакомить детей с народной потешкой "Сорока-белобока". Познакомить детей с хохломской росписью ложки и слепить ее с детьми. Учить детей раскатывать колбаску из пластилина между лодонями....

Конспект открытого занятия на тему: «Золотая Хохлома»

               Разрабатывая данный конспект я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей       ...

Конспект занятия по теме: «Золотая Хохлома»

Знакомство детей с народными промыслами России. Хохломская роспись по дереву.История возникновения, виды изделий, технология  изготовления изделий, цветовая гамма, элементы росписи....

Конспект занятия по аппликации «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....

Конспект занятия по лепке "Золотая рыбка"

Конспект занятия по лепке "Золотая рыбка"...

Конспект занятия по рисованию "Золотая хохлома"

Интеграция образовательных областей: художественно-зстетическое развитие, речевое развитие, позновательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Используемые технологи...

Конспект занятия по пластилинографии "Золотая хохлома" для детей старшего возраста (5-6 лет)

Пластилинография на тему "Золота хохлома" для детей старшего возраста 5-6 лет...