«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» для детей с задержкой психического развития от 3 до 4 лет.
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Пояснительная записка.
Актуальность: В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все большое значение придаёт изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина), рассмотрены различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В процессе лепки развиваются способности, творчество, воображение, обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
Среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с задержкой психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.
Одной из наиболее актуальных задач педагогов дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является – овладение ими творческими видами деятельности. Так как развитие творчества всегда было одним из важных факторов познания окружающего и коррекционных средств.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке – стека).
Одной из главных задач при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. В процессе лепки у детей улучшается речевое развитие, формируются положительные навыки коммуникативного общения и взаимоотношения со сверстниками, повышается эмоциональный фон настроения. Формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость. Это способствует развитию личности ребенка. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные трудовые навыки и навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение). Отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика, что находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_plastilinografiya4.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №53 «Чайка» г.о. Тольятти
Методическая разработка
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
для детей с задержкой психического развития от 3 до 4 лет.
Автор: Краснова И. П. ,
воспитатель первой квалификации
МБУ д/с № 53 «Чайка».
Тольятти 2019
Пояснительная записка.
Актуальность: В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все большое значение придаёт изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Л.С. Выготский, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, С.Г. Якобсон, Н.П. Сакулина), рассмотрены различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В процессе лепки развиваются способности, творчество, воображение, обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
Среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с задержкой психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.
Одной из наиболее актуальных задач педагогов дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является – овладение ими творческими видами деятельности. Так как развитие творчества всегда было одним из важных факторов познания окружающего и коррекционных средств.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке – стека).
Одной из главных задач при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. В процессе лепки у детей улучшается речевое развитие, формируются положительные навыки коммуникативного общения и взаимоотношения со сверстниками, повышается эмоциональный фон настроения. Формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость. Это способствует развитию личности ребенка. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные трудовые навыки и навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение). Отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика, что находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.
Новизна: В последнее время наметились новые пути в развитии художественной деятельности детей, нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков.
Современные подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок, как развитию личности ребенка, так и в целом творческому потенциалу ребенка.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей с ЗПР умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей можно использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография». Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.
Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Каждый дошкольник знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму.
Но не все знают о том, что с помощью пластилина можно не только лепить, но и рисовать. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, можно применять и использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография».
При этом возможно использование комбинированных техник; например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Данная техника может реализовываться в любой группе детского сада, начиная с трех лет. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют; формированию таких психических процессов, как: внимание, восприятие, память, мышление, развитию творческих способностей, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
В процессе пластилинографии у ребенка развивается мелкая моторика кистей рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Основными задачами обучения детей данной технике являются:
Обучающие:
• пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;
• формировать правильные навыки работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
• закрепить освоенные приемы (скатывания, надавливания, размазывания) и умение создавать с их помощью сюжетные картины;
• формировать умение ориентироваться на листе картона;
• возбудить фантазию и воображение
Развивающие:
расширить и обогатить представления об окружающем мире;
• развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь);
• развитие творческих способностей;
• развить самостоятельность, аккуратность;
• расширить словарь;
• развить моторику и глазомер;
• развить коммуникативные навыки.
Воспитательные:
• воспитать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
• воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
• формировать умение работать в коллективе.
Специфика использования техники «Пластилинография» в работе с детьми с ЗПР.
В работе с дошкольниками с ЗПР педагогам необходимо учитывать ряд особенностей: наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Лепка представляет для дошкольников с ЗПР некоторые трудности. У одних детей понижен, у других повышен мышечный тонус моторики рук, и они не все могут правильно передать в лепке, что они хотят слепить. А пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и умению владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаз, правильно пользоваться пластилином и стеком. Большое значение, как средство выразительности приобретает цвет пластилина. Дети учатся осваивать прием «вливания одного цвета в другой», смешивая разные цвета пластилина. Развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей.
Занятия пластилинографией развивают сенсорные эталоны. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Требования к планированию и организации занятий по пластилинографии должны проходить под руководством педагога, план работы разрабатывается согласно лексическим темам, предлагаемым учителем – логопедом, дефектологом. В работе всегда должны учитываться желание детей, их настроение, возможности, интересы. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получают знания и умения, навыки, идёт знакомство с предметным миром, и расширяются возможности изобразительной деятельности в процессе частичного использования, бросового и природного материалов. Занятия нужно проводить в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации: снятию усталости и напряжения, так необходимого детям ЗПР.
Рекомендации по работе в технике пластилинография
1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин).
4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
5. Покрыть пластилиновую картинку бесцветным лаком, это продлит ее "жизнь".
6. Перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
8. В процессе занятия выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
9. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда необходимо использовать игровые мотивации. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Основные приёмы работы в технике пластилинография.
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Этапы обучения "пластилинографии".
Подготовительный.
Освоение приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.
Варианты задания: «Осеннее дерево», « Фрукты».
Основной.
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы ( косточки, пьёрышки, горох, рис, фасоль и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, действовать по образцу и в совместной деятельности с воспитателем.
Варианты задания: «Рукавички для лисички», «Вазочка».
Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Варианты задания: «Салютики над городом», «Божья коровка».
При обучении детей пластилинографии, можно выделить, отдельный обучающий этап, этап смешивание цветов. Потому что, при создании лепной работы потребуется разнообразие цвета пластилина и оттенки этих цветов.
Для детей ЗПР, это достаточно сложный и трудоёмкий этап. Поэтому обучение на этом этапе должно осуществляться, тогда, когда дети овладели предыдущими этапами пластилинографии. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.
Чаще используются основные цвета: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:
1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.
2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.
- Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.
При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.
Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.
Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.
Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.
Методическая разработка рассчитана на один учебный год (с сентября по май), одно занятие в месяц с педагогами и одно занятие с родителями. В год 9 занятий с педагогами и 9 занятий с родителями.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии на 2013-2014 год с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года), разработанный воспитателем Красновой Ириной Петровной.
Сентябрь.
Тема «Поиграйка».
Цель: Знакомство детей с техникой пластилинографии.
Задачи:
Образовательные. Учить использовать некоторые приёмы раскатывания, сплющивания и отщипывания.
Развивающие. Развивать умение создавать знакомый предмет по образцу.
Воспитательные. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Коррекционные. Преодоление неустойчивости внимания. Развивать мелкую моторику рук.
Октябрь.
Лексическая тема «Осень».
Тема недели «Осенние листочки».
Цель: Продолжать формировать умения работать с пластилином в пластилинографии.
Задачи:
Образовательные: Формировать умение осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать от целого куска, скатывать пластилиновые комочки, работать по контуру.
Развивающие. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений.
Воспитательные. Воспитывать усидчивость.
Коррекционные. Развитие мелкой моторики кистей рук.
Задание для родителей.
Лексическая тема «Фрукты».
Тема недели «Яблочки румяные».
Цель: Закреплять расплющивание приёмов рисования пластилином.
Задачи:
Образовательные. Закреплять умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и размазывать по рисунку не выходя за контур. Закреплять знание зелёного и красного цветов спектора.
Развивающие. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природный цвет. Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные. Воспитывать усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Коррекционные. Развитие образного восприятия и мелкой моторики рук
Ноябрь.
Лексическая тема «Одежда»
Тема недели «Рукавички для Катюшки».
Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность и украшать изделие.
Задачи:
Образовательные. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 3-5 мм. Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина, прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга. Закреплять знание желтого и красного цветов спектра.
Развивающие. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные. Воспитывать у детей желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
Коррекционные. Развивать внимание, мышление.
Задание для родителей.
Лексическая тема «Дикие животные и их детёныши».
Тема недели «День рождения медвежонка».
Цель: Формировать умение рисовать пластилином прямые и вертикальные мазки.
Задачи:
Образовательные. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Закреплять знания детей о диких животных.
Развивающие. Развитие эстетического восприятия, мелкой моторики рук.
Воспитательные. Воспитание чувства сопереживания и совместной радости с игровым персонажем.
Коррекционные. Закреплять знания детей о диких животных.
Декабрь
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы».
Тема недели «Снежинки – холодинки».
Цель: Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.
Задачи:
Образовательные. Закреплять прием раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.
Развивающие. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность в создании снежинок из пластилина.
Коррекционные. Закреплять знания основных признаков зимы (снег,снежинки).
Задание для родителей.
Лексическая тема «Новый год в д/с».
Тема недели «Елочка».
Цели: Формировать умение создавать ритмический рисунок веточек, направленных книзу в конусе.
Задачи:
Образовательные. Продолжая знакомить детей с приемом раскатывания сплющивания, размазывания. Обучение навыку нанесения ритмического мазка сверху вниз.
Развивающие. Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка), развивать детское творчество.
Воспитательные. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Коррекционные. Закреплять знание зеленого цвета.
Январь
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы».
Тема недели «На участке – снегопад (деревья под снегом)»
Цели: Формировать умение рисовать длинные изогнутые линии.
Образовательные. Закреплять умение рисовать снег путем отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина.
Развивающие. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира.
Коррекционные. Расширение представлений о зиме, закрепление признаков зимы. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад).
Задание для родителей.
Лексическая тема «Зима. Зимние забавы».
Тема недели «Снеговик».
Цели: Формировать умение отрывать небольшие кусочки пластилина от большого куска и заполнять ими замкнутое пространство (круги разного размера). Дополнить образ снеговика (глаза, нос, рот, метла) бросовым, природным материалом.
Задачи:
Образовательные. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Продолжать формировать умение размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур
Развивающие. Развивать эстетическое умение украшать свою работу (шубку снеговичка) пластилином разного цвета. Развивать согласованность в работе обеих рук.
Воспитательные. Воспитывать желание доводить до конца начатое дело.
Коррекционные. Расширять представления о зиме, зимних забавах детей, закрепление зимних признаков. Закреплять понятие круглой формы предмета.
Февраль
Лексическая тема «Моя родина. День защитников отечества».
Тема недели «Подарок папе. Самолет».
Цель: Учить детей создать лепную картинку с выпуклым изображением.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с праздником Российской Армии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки работы с пластилином, закреплять умение работать по контуру.
Развивающие. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (круглые маленькие иллюминаторы), развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные. Воспитывать любовь и уважение к Российской армии, людям, служащим в ней, воспитывать желание гордиться своим папой.
Коррекционные. Закреплять знания о празднике Российской Армии.
Задание для родителей.
Лексическая тема «Посуда».
Тема недели «Вазочка».
Цели: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода.
Задачи:
Образовательные. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются родителями).
Развивающие. Развивать интерес к окружающему миру, самостоятельность в выборе цвета материала.
Воспитательные. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Коррекционные. Закреплять основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый).
Март
Лексическая тема «Весна. Мамин праздник».
Тема недели: «Цветочки для мамы».
Цель. Формировать умение создания сотворчества с воспитателем красивую композицию с цветами, на основе готовых элементов.
Задачи:
Образовательные. Упражнение в создании знакомых образов известными приемами вдавливания в пластилинографии и использовании пластилина разного цвета.
Развивающие. Развивать эстетическое восприятие, речь, мышление, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные. Воспитывать любовь и уважение к маме.
Коррекционные. Активизация словаря: цветы, букет, разноцветные, мамин праздник.
Задание для родителей.
Лексическая тема «Весна. Приметы весны».
Тема недели «У солнышка в гостях».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Прививать интерес к рисованию с пластилином.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с весенними признаками. Формировать умение создавать образ солнышка. Закреплять приёмы сплющивания шарика и палочек на горизонтальной поверхности.
Развивающие. Развитие пространственного мышления и мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные. Воспитывать доброту, сочувствие, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Коррекционные. Закрепить знания детей о времени года – весна, основных его признаках. Активизировать в речи относительные прилагательные теплое, яркое, желтое, лучистое.
Апрель
Лексическая тема «День авиации и космонавтики».
Тема недели «Ракета».
Цель: Учить детей создать лепную картинку с выпуклым изображением.
Задачи:
Образовательные. После предварительной беседы заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики.
Развивающие. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей.
Воспитательные. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
Коррекционные. Закрепить с детьми свойства пластилина: мягкий, податливый.
Задание для родителей.
Лексическая тема: «Всемирный день земли».
Тема ««Набухают почки – распускаются листочки».
Цели: Продолжать осваивать навыки работы пластилином.
Задачи:
Образовательные. Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски пытаться передавать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки), скатывать комочки (почки) размещать их по всему дереву.
Развивающие. Развивать самостоятельность в правильном выборе цвета материала.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, к деревьям.
Коррекционные. Закреплять знание коричневого цвета спектра.
Май.
Лексическая тема «Наш город».
Тема недели «Салютики над городом».
Цель: Формировать умение отражать красивые явления из окружающей жизни в своём рисунке.
Задачи:
Образовательные. Формировать умение рисовать салютики пластилином: скатывать небольшие комочки в шарики, примазывать их к основе в хаотичных направлениях. Прикладывать усилия при работе с подручными материалами: стекой, трубочкой, колпачком. Внесение дополнений: огоньки в окнах вечернего города.
Развивающие. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные. Воспитывать чувство гордости за свой город.
Коррекционные. Закрепить понятия; мой город, моя улица.
Задание для родителей.
Лексическая тема «Лето».
Тема недели «Знакомство с насекомым. Божья коровка».
Цели: Закрепить умение рисовать округлые формы, преобразовывать их по желанию в овальные, оттягивать пальцами нужные части деталей.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; уточнить представление о внешнем виде божьей коровки. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, раскатывать, сплющивать, закреплять работать по контуру.
Развивающие. Развивать умение создавать выразительные, эмоциональные образы насекомых.
Воспитательные. Воспитывать интерес к пластилинографии и приучать детей к усидчивости и аккуратности.
Коррекционные. Закрепить названия насекомых. Активизировать в речи существительные: Пчела, жук, божья коровка, гусеница.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Волшебный колокольчик» в группе c задержкой психического развития.
Конспект занятия «Волшебный колокольчик» в группе c задержкой психического развития....
Конспект НОД по конструированию в средней группе для детей с задержкой психического развития «Волшебная улица»
Цель: создание среды для развития познавательной активности, творческих способностей через конструктивную деятельность.Задачи: Образовательные (коррекционно-обучающие): продолжать...
Консультация для родителей"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Показатели психического развития детей...
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...
Методическая разработка «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» для детей с задержкой психического развития от 3 до 4 лет.
Аннотация: Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В процессе лепки развиваются ...
Игры для детей с задержкой психического развития, с задержкой умственного развития
Игры для развития детей ЗПР...