Рабочая программа «ТЕСТОПЛАСТИКА» с детьми подготовительной группы
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
В программе представлена работа с детьми 6-7 лет с соленым тестом.Содержание образовательной работы отображено в пяти блоках с тематикой занятий, целью и задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika_dlya_programmy.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ
Протокол №_____от Детский сад №6 «Светлячок»
«__» _________20__ г. __________________Т.В.Шемец
Приказ №____от «__» ________20__ г.
Рабочая программа
«ТЕСТОПЛАСТИКА».
Возраст детей 6-7 лет.
Срок реализации 1 год.
Составитель: Васильева Ольга Ивановна
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Лесосибирск, 2023г.
1.1.Пояснительная записка
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования; образовательной программы дошкольного образования с учетом ФОП, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ.
Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников подготовительной группы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 1 раза в неделю во 2 половину дня, 30 мин – для подготовительных групп с физкультминуткой.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе .Обще известно, что лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Кроме того, это любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
НОВИЗНА данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе.
ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА
- - можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- -легко отмывается и не оставляет следов;
- -безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- -тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- -если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- -поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
1.1. Цели и задачи рабочей программы
Цели:
- Создание условий для развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста и освоения навыков работы с нетрадиционным материалом.
- Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов лепкой.
Основные задачи .
- Показать воспитанникам разнообразие солёного теста, познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.
- Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
- Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
- Опытным путем осваивать приёмы: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки; снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.
- Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).
- Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.
Направления работы:
- развитие творческих способностей;
- художественно – творческое развитие;
- познавательное развитие.
Принципы построения педагогического процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Принцип тематических циклов.
4.Индивидуального подхода.
Формы образовательной деятельности:
- кружковые занятия,
Методы обучения на занятиях:
- словесные (устное изложение, беседы, использование художественного слова, анализ произведений искусства);
- наглядные (показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу);
- практические, частично-поисковые (подбор материала).
Ожидаемые результаты:
- Дети освоят элементарные действия с тестом.
- Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
- Постепенно будут разрабатываться пальчики.
- Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.
Содержание программы
Содержание образовательной программы представлено по блокам:
1. Блок «Удивительное тесто»
2. Блок «Маленькие дизайнеры»
3. Блок «Тестография»
4. Блок «Скульптуры из теста»
5. Блок «Мир фантазий»
1. Блок «Удивительное тесто». Цель - познакомить со свойствами и качествами теста. Дети в процессе занятий знакомятся с терминологией, техникой лепки из солёного теста. Дети учатся обращению со специальными инструментами — стекой, печатками, скалкой, формочками и т.д. Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста
Тематика занятий:
-Вводное занятие- знакомство с тестом и изделиями из него
-Можем мы и сами- изготовление теста по схеме с использованием мерки, лепка баранок.
-Печенье в магазин-работа со скалкой и формочкой.
-Знакомство с цветным тестом- изготовление овощей и фруктов
-Пироги и кренделя- познакомить со старинным способом лепки пряников и кренделей.
2. Блок «Маленькие дизайнеры» Цель – учить изготавливать поделки из соленого теста и использовать лепные работы в декорировании предметов быта, украшений, поделок для сюжетно-ролевых игр. Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества, развивать внимательность, мелкие мышцы кисти руки, чувствительность и гибкость кончиков пальцев.
Тематика занятий:
-Сердечко для мамы-учить правильно раскатывать тесто скалкой, развивать творчество при подборе украшения.
-Сладости-закреплять навыки работы скалкой, познакомить со способом соединения деталей в работе.
-Торт ко дню рождения- развитие творчества.
-Брошка-познакомить детей с новыми изделиями, развивать чувство цвета и формы при выборе украшения для брошки.
3. Блок «Тестография» Цель - познакомить детей с техникой изготовления картин из теста. Дети осваивают технику рельефной лепки ; знакомятся со способом лепки на форме ; развивают изобразительные умения; учатся по выбору декорировать лепной образ (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу), создают коллективные работы.
Тематика занятий:
-Чудо – дерево (коллективная)- воспитывать интерес к коллективной работе по литературному произведению.
-Праздник круглый год-закреплять навыки работы скалкой и формой, развивать чувство композиции, цвета.
-Натюрморт- отработка разных приемов лепки.
-В гостях у зимушки-зимы (коллективная)-развивать умение раскатывать длинные, тонкие и ровные полоски
-Веселые снеговики- учить создавать образы веселых снеговиков на плоскости, используя холодную гамму цветов, дополняя работу деталями по желанию.
-Символ нового года- закреплять и развивать навыки создания поделки на плоскости.
-Народная сказка (в паре)- развивать интерес к народной сказке, создавать сюжетную композицию по договоренности, закреплять навыки работы скалкой и стекой.
4. Блок «Скульптуры из теста» Цель – учить создавать скульптуры из соленого теста. Формировать умение воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей. Развивать воображение, поддерживать проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Тематика занятий:
-Кукла-пеленашка для младшей сестренки-знакомить с народной игрушкой, способами изготавления.
-Петушок на палочке (с использованием формочки)-учить выдавливать фигурку петушка с помощью формочки, раскатывать плоское тесто скалкой.
-Мышка бежала хвостиком махнула-учить видоизменять шар в овоид, передавать образ сказочного героя.
-Серенькая кошечка- закреплять умения катать овоид.
-Улитка и улиточки-учить видоизменять простейшую форму-шар закреплять умения лепить простейшие формы– шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ – улитка.
-Вупсин и Бубсин на листе- закреплять умение раскатывать круглые формы разного размера, использовать воду для соединения деталей.
-Ёжики- продолжать учить видоизменять простейшую форму-шар, для получения нового образа.
5. Блок «Мир фантазий» Цель - развивать творческие способности и фантазию, использовать в работе материал для декорирования. В процессе работы учить применять различные техники: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, примазывание, переплетание, вырезание.
Тематика занятий:
-Розы в подарок- развивать навыки работы скалкой, развивать глазомер.
-Рыбки в аквариуме-учить применять для творческих работ различный природный материал. Развивать конструктивные навыки.
-Путешествие к далеким планетам- развитие творчества и воображения.
-Весенние цветочки-закрепить умение делить тесто на равные части, развивать глазомер. Закреплять умение соединять детали.
-Божья коровка (магнит)- учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, использовать дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы.
-Лето красное –прекрасное.- отрабатывать разные способы лепки. Развивать творчество, самостоятельность.
Условия реализации
Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.
Материально- техническое оборудование:
- Мука пшеничная, ржаная, соль;
- Пищевые красители;
- Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
- Бросовый материал;
- Природный материал;
- Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
- Клеёнки, досточки для лепки;
- Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
- Стеки разной формы, тычки;
- Формы для выдавливания;
- Салфетки для рук;
- Стаканчики для воды;
- Цветная гуашь;
- Кисточки разной толщины;
- Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал,
- соответствующий тематике занятия.
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
- -Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
- -Умеет самостоятельно достигать цель;
- -Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
- -Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
- -Недостаточная самостоятельность;
- -Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
- -Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
- -Отсутствует самостоятельность, интерес;
- -Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога- психолога по работе с детьми подготовительной группы
Работа с детьми подготовительной к школе группы...
Рабочая программа "тестопластика"
Деятельность кружка " Тестопластика"...
Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы
Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы (от 6 до 7 лет)
рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, ФГОС и САНПин. Подробно расписан план календарно0тематического планирования и работы с родителями и социумом....
Рабочая программа образовательной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности на 2017–2018 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной прогр...