Рабочая программа «ТЕСТОПЛАСТИКА» с детьми подготовительной группы
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

В программе представлена работа с детьми 6-7 лет  с соленым тестом.Содержание образовательной  работы отображено в пяти блоках с тематикой занятий, целью и задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_dlya_programmy.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»

ПРИНЯТО                                                             УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                     Заведующий МАДОУ

Протокол №_____от                                                 Детский сад №6 «Светлячок»    

«__» _________20__ г.                                           __________________Т.В.Шемец

                                                                                  Приказ №____от «__» ________20__ г.

Рабочая программа

«ТЕСТОПЛАСТИКА».

Возраст детей 6-7 лет.

Срок реализации 1 год.

                                                                                Составитель:       Васильева Ольга Ивановна

воспитатель высшей квалификационной категории

                                                         г. Лесосибирск, 2023г.

           1.1.Пояснительная записка

 НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: Художественно-эстетическое, доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».

    Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования;  образовательной программы дошкольного образования  с учетом ФОП, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ.

     Работа кружка организуется воспитателем из числа воспитанников подготовительной группы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Группы комплектуются с учетом интересов и желаний воспитанников заниматься данным видом деятельности. Режим работы: 1 раза в неделю  во 2 половину дня, 30 мин – для подготовительных групп с физкультминуткой.

  АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время у многих детей  недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук  затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

      Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе  .Обще известно, что лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Кроме того, это любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. 

        НОВИЗНА данной программы заключается в том, что тестопластика является одним из малоизученных видов деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

       Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

     Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе.

ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА

  • - можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  • -легко отмывается и не оставляет следов;
  • -безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
  • -тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
  • -если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
  •  можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
  •  краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
  • -поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
  •  с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

1.1. Цели и задачи рабочей программы

Цели:

  • Создание условий для развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста и освоения навыков работы с нетрадиционным материалом.
  • Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов лепкой.

Основные задачи .

  1. Показать воспитанникам разнообразие солёного теста, познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.
  2. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
  3. Развивать у детей эстетический и художественный вкус.
  4. Опытным путем осваивать приёмы: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки; снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.
  5. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).
  6. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.

 Направления  работы:

- развитие  творческих  способностей;

- художественно – творческое  развитие;

- познавательное  развитие.

Принципы  построения  педагогического  процесса.

1.От  простого  к  сложному.

2.Системность  работ.    

3.Принцип  тематических  циклов.

4.Индивидуального  подхода.

Формы образовательной деятельности:

- кружковые занятия,

Методы обучения на занятиях: 

- словесные (устное изложение, беседы, использование художественного слова, анализ произведений искусства);

- наглядные (показ упражнений, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу);

- практические, частично-поисковые (подбор материала).

Ожидаемые результаты:

  1. Дети освоят элементарные действия с тестом.
  2. Овладеют умением лепить предметы простейшей формы: шары, мечи, столбики, палочки, жгутики и т.д.
  3. Постепенно будут разрабатываться пальчики.
  4. Дети получат удовольствие при выполнение своих работ.

  Содержание программы

Содержание образовательной программы представлено по блокам:

     1. Блок «Удивительное тесто»

     2. Блок «Маленькие дизайнеры»

     3. Блок «Тестография»

     4. Блок «Скульптуры из теста»

      5. Блок «Мир фантазий»

1. Блок «Удивительное тесто». Цель - познакомить со свойствами и качествами теста. Дети в процессе занятий знакомятся с терминологией, техникой лепки из солёного теста. Дети учатся обращению со специальными инструментами — стекой, печатками, скалкой, формочками и т.д. Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста

              Тематика занятий:

-Вводное занятие- знакомство с тестом и изделиями из него

-Можем мы и сами- изготовление теста по схеме с использованием мерки, лепка баранок.

-Печенье  в магазин-работа со скалкой и формочкой.

-Знакомство с цветным тестом- изготовление овощей и фруктов

-Пироги и кренделя- познакомить со старинным способом лепки пряников и кренделей.

 2. Блок «Маленькие дизайнеры» Цель – учить изготавливать поделки из соленого теста и использовать лепные работы в декорировании предметов быта, украшений, поделок для сюжетно-ролевых игр. Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества, развивать внимательность, мелкие мышцы кисти руки, чувствительность и гибкость кончиков пальцев.

                   Тематика занятий:

-Сердечко для мамы-учить правильно раскатывать тесто скалкой, развивать творчество при подборе украшения.

-Сладости-закреплять навыки работы скалкой, познакомить со способом соединения деталей в работе.

-Торт ко дню рождения- развитие творчества.

-Брошка-познакомить детей с новыми изделиями, развивать чувство цвета и формы при выборе украшения для брошки.

 3. Блок «Тестография» Цель - познакомить детей с техникой изготовления картин из теста. Дети осваивают технику рельефной лепки ; знакомятся со способом лепки на форме ; развивают изобразительные умения; учатся по выбору декорировать лепной образ (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу), создают коллективные работы.

                Тематика занятий:

-Чудо – дерево (коллективная)- воспитывать интерес к коллективной работе по литературному произведению.

-Праздник круглый год-закреплять навыки работы скалкой и формой, развивать чувство композиции, цвета.

-Натюрморт- отработка разных приемов лепки.

-В гостях у зимушки-зимы (коллективная)-развивать умение раскатывать длинные, тонкие и ровные полоски

-Веселые снеговики- учить создавать  образы веселых снеговиков на плоскости, используя холодную гамму цветов, дополняя работу деталями по желанию.

-Символ нового года- закреплять и развивать навыки создания поделки на плоскости.

-Народная сказка (в паре)- развивать интерес к народной сказке, создавать сюжетную композицию по договоренности, закреплять навыки работы скалкой и стекой.

 4. Блок «Скульптуры из теста»  Цель – учить создавать скульптуры из соленого теста. Формировать умение воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей. Развивать воображение, поддерживать проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

              Тематика занятий:

-Кукла-пеленашка  для младшей сестренки-знакомить с народной игрушкой, способами изготавления.

-Петушок на палочке (с использованием формочки)-учить выдавливать фигурку петушка с помощью формочки, раскатывать плоское тесто скалкой.

-Мышка бежала хвостиком махнула-учить видоизменять шар  в овоид, передавать образ  сказочного героя.

-Серенькая кошечка- закреплять умения катать овоид.

-Улитка и улиточки-учить видоизменять простейшую форму-шар закреплять умения лепить простейшие формы– шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ – улитка.

-Вупсин и Бубсин на листе- закреплять умение раскатывать круглые формы разного размера, использовать воду для соединения деталей.

-Ёжики- продолжать учить видоизменять простейшую форму-шар, для получения нового образа.

 5. Блок «Мир фантазий» Цель - развивать творческие способности и фантазию, использовать в работе материал для декорирования. В процессе работы учить применять различные техники: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, примазывание, переплетание, вырезание.

              Тематика занятий:

-Розы в подарок- развивать навыки работы скалкой, развивать глазомер.

-Рыбки в аквариуме-учить применять для творческих работ различный природный материал. Развивать конструктивные навыки.

-Путешествие к далеким планетам- развитие творчества и воображения.

-Весенние цветочки-закрепить умение делить тесто на равные части, развивать глазомер. Закреплять умение соединять детали.

-Божья коровка (магнит)- учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, использовать дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы.

-Лето красное –прекрасное.- отрабатывать разные способы лепки. Развивать творчество, самостоятельность.              

               Условия реализации

Занятия проводятся в группе, во второй половине дня.

              Материально- техническое оборудование:

  • Мука пшеничная, ржаная, соль;
  • Пищевые красители;
  • Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
  • Бросовый материал;
  • Природный материал;
  • Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
  • Клеёнки, досточки для лепки;
  • Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
  • Стеки разной формы, тычки;
  • Формы для выдавливания;
  • Салфетки для рук;
  • Стаканчики для воды;
  • Цветная гуашь;
  • Кисточки разной толщины;
  • Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал,
  • соответствующий тематике занятия.

Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста

Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

    Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

  1. -Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
  2. -Умеет самостоятельно достигать цель;
  3. -Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

  1. -Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
  2. -Недостаточная самостоятельность;
  3. -Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

  1. -Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
  2. -Отсутствует самостоятельность, интерес;
  3. -Замысел не реализован, работа не доведена до конца.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "тестопластика"

Деятельность кружка " Тестопластика"...

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, ФГОС и САНПин. Подробно расписан план календарно0тематического планирования и работы с родителями и социумом....

Рабочая программа образовательной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной  направленности на 2017–2018 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной прогр...